«Если производители шин будут участвовать в региональных проектах, возможно многое»
За три года в регион ввезли почти 40 тыс. тонн покрышек и шин, еще более 30 тыс. тонн было произведено внутри страны. Маргарита Штейнепрейс-Тюнина — о том, как превратить отходы в полезный материал.
В России расширяют сферы применения материалов, полученных из переработанных отходов. Недавно РОСНАНО заявила, что ее портфельная компания «Новые технологии строительства» разработала новый вид асфальтобетона, который будет производиться на основе резинового порошка и полимеров. Предполагается, что материал будут использовать для строительства дорог в северных регионах — это позволит сделать дороги более стойкими к морозам и предотвратить появление на них большого количества трещин.
В случае расширения проекта новый рынок сбыта появится у предприятий, которые занимаются утилизацией автомобильных покрышек. В Свердловской области самое известное из них — ООО «ЦГС». Директор предприятия Маргарита Штейнепрейс-Тюнина в интервью DK.RU рассказала о специфике работы ее компании и перспективах развития рынка.
Справка DK.RU
ООО «ЦГС» занимается сбором, транспортированием, обработкой и утилизацией отходов, специализируется на утилизации отработанных покрышек в резиновую крошку. Входит в Союз отходоперарабатывающих предприятий УрФО.
Предприятие работает в Нижнем Тагиле с 1999 г. Первую лицензию по обращению с отходами получило в 2001 г. В нулевые работало по программе трудовой адаптации со спецконтингентом — переработкой отходов занимались осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях в Нижнем Тагиле.
В 2014 г. предприятие в год перерабатывало 300 тонн резины. К настоящему моменту вышли на показатель 14 тыс. тонн в год.
Маргарита Штейнепрейс-Тюнина работает в ЦГС 21 год — все то время, что функционирует предприятие. Директором стала в 2014 г. Сейчас в штате предприятия 52 чел.
— Обучение персонала, развитие и карьерный рост сотрудников для нас такая же норма, как для крупных компаний, — говорит Маргарита Штейнепрейс-Тюнина. — Мы сталкиваемся с теми же трудностями, как и все предприниматели Свердловской области: не хватает оборотки, не понимаешь, какое направление развивать. В 2014 г. у нас не было «готовых» сотрудников — набирали и обучали персонал. Потом оказалось, что резиновые чипсы (куски шин), которые раньше производили на предприятии, никому не нужны. Решили менять оборудование и уходить в полноценную утилизацию. Мобилизовали все свои ресурсы и в 2015 г. купили первую технологическую линию по переработке покрышек в резиновую крошку.
Как сейчас происходит переработка и где используется полученный материал?
— На предприятии происходит механическое дробление покрышек с удалением металлического и тканевого корда.
Обращаю внимание: размещенные в интернете бизнес-планы по утилизации шин и ролики по утилизации шин созданы либо производителями оборудования, либо теми, кто хочет продать свой бизнес, и не имеют ничего общего с реальностью ведения такой деятельности.
Из полученной резиновой крошки делают покрытия для беговых дорожек, детских площадок, футбольных полей, резиновые изделия. Обслуживаем футбольные поля с искусственным покрытием, изготавливаем резиновые покрытия. То есть мы берем токсичные отходы и превращаем в материал, полезный для общества.
Вообще, до 2000-х гг. резиновую крошку производили только за рубежом. Поэтому наше производство — хороший пример импортозамещения. Тем более, что мы работаем на отечественном оборудовании.
Откуда вам поступает сырье?
— Мы не получаем сырье, мы принимаем отходы. Существует ГОСТ по резиновому сырью, и то, что к нам приезжает, не имеет с ним ничего общего. Чтобы покрышка считалась сырьем, у нее как минимум должны быть целые боковины, целое бортовое кольцо, целая протекторная часть, остаточный протектор, и все это должно быть чистым. Очистка этого отхода и подготовка к механическому дроблению — ручной труд. А труд должен быть оплачен.
Сырья в данном случае нет, есть отход и вторичное сырье. Вторичное сырье — это резиновая крошка. А отработанные покрышки — это вторичный материальный ресурс, который по-прежнему остается отходом.
Теперь о том, откуда нам поступают покрышки. Мы обслуживаем предприятия, которые эксплуатируют автотранспорт. С 2005 г. мы работаем с автоцентрами — теми, кто предоставляет услуги шиномонтажа. Обычно они готовы содействовать разумному и ответственному отношению к отходам у автомобилистов, принимать для временного накопления покрышки и впоследствии передавать их на переработку. Среди руководителей таких компаний есть люди, которые объективно оценивают ситуацию и понимают, что предотвращение свалок — это проще, чем их ликвидация. В конце концов, они живут в этом городе и так или иначе несут ответственность за свой город.
Читайте также на DK.RU: Спецавтобаза собирает шины уральцев на утилизацию. Но не бесплатно
С прошлого года ЕМУП Спецавтобаза стало принимать отработанные покрышки и передавать вам на переработку. Как можете оценить эффективность этого проекта?
— Это скорее социальный, чем коммерческий проект. Пока большого объема сбора не получилось. Мы всегда стремимся к цели — предотвратить свалку. И получаем очень много положительных отзывов, что радует. Но есть, конечно, и негативные — по поводу того, что людям нужно было внести 50-100 руб. за покрышку. Это не плата за утилизацию — это транспортные расходы, работа сотрудников Спецавтобазы, принимающих шины для накопления транспортной партии, транспортные расходы, это работа моих сотрудников, которые обрабатывают эти покрышки перед тем, как начать утилизацию.
Никто не должен работать бесплатно. Мы коммерческие структуры. У нас в Уставе написано, что мы должны генерировать прибыль и платить налоги.
Прорабатывали возможность сделать утилизацию покрышек бесплатной для физлиц?
— В настоящее время она и так бесплатная, потому что утилизацию оплачивают производители покрышек. Платные услуги — это сбор, транспортирование, обработка отходов, то есть разгрузочные работы, взвешивание, сортировка, очистка, вывоз отходов. У меня есть ряд предложений по усовершенствованию системы по обращению с отходами. И я их донесла до лиц, принимающих решения. Все основано на принципах экономики замкнутого цикла.
Сейчас на федеральном уровне существует одноименный проект. Он включает шесть направлений, среди которых: сокращение образования отходов, создание инфраструктуры по сбору отходов для вторичной переработки, стимулирование использования вторичных ресурсов. Кроме того, проект направлен на ограничение оборота неэкологичной упаковки. Также в документе обозначено создание системы прослеживаемости движения отходов. Ещё одно важное направление по формирования экономики замкнутого цикла — экопросвещение.
Читайте также на DK.RU: «Может прослужить и 30 лет»: чем уральская уличная мебель из отходов лучше импортной?
Союзные утилизирующие компании, которые производят вторичное сырье из отходов, уже сейчас фактически участвуют в федеральном проекте «Экономика замкнутого цикла». Благоустройство объектов с использованием вторичного сырья — это реальность для всех утилизаторов-производителей. Например, из вторсырья создаются малые архитектурные формы, покрытия, скамейки, урны.
Уже сейчас крошка, произведенная на заводе ЦГС, используется для строительства стадионов, футбольных полей в качестве амортизирующего материала, чтобы юные спортсмены сохранили здоровье и улучшили спортивную форму. Такие объекты есть в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге и в области, в ХМАО, ЯНАО, мы отправляли крошку в Оренбургскую, Курганскую, Челябинскую, Магаданскую, Белгородскую, Липецкую области и Краснодарский край. Я бываю на готовых объектах, изучаю опыт и отзывы эксплуатирующих организаций, так работает процесс постоянных улучшений.
Органы власти на эти предложения откликаются?
— Пока окончательное решение не принято, все в работе. Думаю, что реализация этих проектов — дело ближайшего будущего. Все стороны заинтересованы в их реализации, потому что в данной ситуации речь идет о чистой и благоустроенной территории региона. Это не просто мифическая уборка свалки и передача «на специализированный полигон размещения шин», что выходит за рамки действующего законодательства, а утилизация отходов.
В июле комитет по экологии свердловского Заксобрания рекомендовал правительству области подумать над созданием мест накопления отработанных покрышек, откуда бы их направляли на утилизацию на ваше предприятие. Как продвигается проект?
— Действительно, такая инициатива звучала. Речь идет о размещении централизованных пунктов приема отработанных шин на муниципальных землях. Это позволит предотвратить появление новых несанкционированных свалок. В других регионах, в центральной и западной России, такие площадки для накопления шин уже установлены за счет бюджета, и они обслуживаются. Чтобы запустить аналогичный проект в Свердловской области, нужно разработать региональную программу на принципах экономики замкнутого цикла.
Если производители шин и покрышек, а также импортеры, будут участвовать в региональных проектах, то возможно многое. Например, за 2019-2021 гг., по данным открытых источников, в Свердловскую область из иностранных государств было ввезено почти 40 тыс. тонн покрышек и шин, еще более 30 тыс. тонн произведено внутри страны. Значит, в ближайшее 3-5 лет они могут несанкционированно размещены на территории области либо утилизированы и вовлечены в благоустройство региона.
Недавно прозвучало еще одно интересное заявление — о том, что в России планируют применять резиновую крошку для строительства дорог. Рассматриваете для себя это направление как рынок сбыта?
— Конечно, все производители резиновой крошки рассчитывают, что это будет новый рынок сбыта. Но хочу акцентировать внимание на том, что никто посыпать дороги резиновой крошкой просто так не будет. Будет производится новый материал, модификатор с использованием резиновой крошки. Насколько мне известно, проведены испытания, и показатели очень хорошие.
Да, идея не новая. Впервые резиновая крошка использовалась в дорожном строительстве в 1978 г., и этот опыт был положительным. На таких дорогах сокращается тормозной путь и уменьшается колейность. Это очень важно для сохранения жизни автомобилистов.