Почему россияне пьют так много? На склонность к алкоголю влияет как внешняя среда, так и психологические особенности людей. Ученые решили выяснить, что же заставляет жителей РФ выпивать.
В России сокращается потребление алкоголя, постепенно снижаются «алкогольная» смертность и преступность, но, по данным ВОЗ, страна все равно остается в двадцатке самых пьющих в мире.
Тяга к спиртному формирует не только внешняя среда, но и некогнитивные, психологические навыки — черты характера и социально-эмоциональные особенности поведения. Именно их влияние изучено слабо.
Ксения Рожкова, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) факультета экономических науки НИУ ВШЭ, Сергей Рощин, доцент факультета экономических наук, заведующий Лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ и Яна Рощина, доцент факультета социальных наук, старший научный сотрудник Лаборатории исследований экономической социологии, ведущий научный сотрудник Центра лонгитюдных исследований НИУ ВШЭ провели исследование на основе данных массового опроса. Они измерили вклад некогнитивных навыков в вероятность и объем потребления россиянами спиртных напитков и подтвердили роль личных качеств в «алкоголизации» населения. Также полученные данные заставили переоценить значимость фактора образования, считающегося одним из главных в снижении чрезмерного потребления алкоголя, пишет IQHSE. Главное — в материале DK.RU.
Исследователи изучили влияние некогнитивных навыков, входящих в «большую пятерку» черт личности. Это:
- добросовестность/сознательность (упорство, аккуратность, трудолюбие, обязательность, стремление к порядку);
- экстраверсия (общительность, энтузиазм, эмоциональная теплота, склонность к приключениям, активность);
- невротизм/нейротизм (беспокойство, импульсивность, неуверенность, раздражительность, уязвимость к стрессам, враждебность);
- открытость опыту (креативность, любознательность, хорошее воображение);
- согласность/доброжелательность (сговорчивость, кооперация, альтруизм, доверие, скромность).
В итоге не связанной с «алкогольными» практиками оказалась только одна черта — доброжелательность или согласность. Степень влияния остальных отличается, в том числе для мужчин и женщин.
Главный вывод однозначен: особенности личности определяют отношение к алкоголю — предсказывают вероятность и объем потребления.
Так, оказалось, что чем человек добросовестнее, тем меньше он выпивает и больше шансов, что не начнет. Увеличение сознательности на одно стандартное отклонение, подсчитали исследователи, повышает вероятность воздержания от алкоголя на 2,5 п.п. для мужчин и на 1,7 п.п. для женщин, а также снижает объем потребления на 38 п.п. и 28 п.п. соответственно.
Экстраверты пьют больше, а открытые новому опыту люди — меньше. В отличие от добросовестности эффект экстраверсии противоположный. Ориентация на внешний мир, жажда общения ведут к частым социальным контактам, а значит, к большей возможности выпить и меньшей вероятности отказаться от рюмки.
У открытых новому опыту зависимость обратная. Чем сильнее эта черта личности, тем меньше спиртного: на 7 п.п. — у мужчин. Для женщин связи не обнаружено, зато сильнее эффект нейротизма. Эмоциональная нестабильность, неуверенность, тревожность, уязвимость перед стрессами подталкивает к выпивке.
Истоки гендерного различия, вероятно, в разной мотивации к распитию алкоголя. «У мужчин он чаще ассоциируется с конформизмом и стремлением получить приятные ощущения, у женщин — с защитой от негативных эмоций. Кроме того, более высокий нейротизм связан с депрессивными эпизодами, которые чаще испытывают женщины, а алкоголь в этом случае может служить инструментом самолечения», — поясняют ученые.
Читайте также: Ругаться и не скрывать собственную глупость. Как «плохое» поведение помогает в жизни