Меню

Культурный код Александра Клячина

Иллюстрация: Предоставлено пресс-службой Александра Клячина

Участник списка Forbes Александр Клячин создал научно-исследовательский центр Еврейского музея и профинансирует его работу. Центр будет пополнять экспозицию музея через архивные поиски и экспедиции.

С февраля 2021 года попечительский совет Еврейского музея и Центра толерантности возглавил Александр Клячин. Участник ТОП 100 российского Forbes, крупный инвестор Александр Клячин больше известен как основатель крупнейшего национального гостиничного оператора с отелями «Метрополь» и самой большой российской сетью отелей «Азимут» (около 10 тыс. номеров). Как предприниматель видит развитие музея и свою роль в нем?  

Что такое Еврейский Музей? Это истории про обычных людей, их семьи, их культуру и их судьбы, но с необычной подачей контента, считает Александр Клячин. Раньше посетитель воспринимал экспонат как нечто отдельное, спрятанное за стекло и натянутое ограждение, за которое нельзя заходить. Еврейский музей, напротив, стремится через вербальное или тактильное восприятие установить тесный контакт посетителя с произведением, считает новый глава попечительского совета.

Но для того чтобы наполнить интерактивным содержанием экспонаты, нужна синергия современных технологий и знаний экспертов. Это, в свою очередь, требует большой исследовательской работы.

Развивая эту мысль, Клячин инициирует создание научно-исследовательского центра Еврейского музея и финансирует его. Понимание бизнесменом различных аспектов толерантности лежит в плоскости социальной географии, науке ему близкой и любимой. Кроме того, сыграла роль и национальная самоидентификация. Любая ксенофобия, как правило, обусловлена отсутствием информации или замещением ее негативными стереотипами мышления. Работа исследователей Еврейского музея призвана снимать этот негатив.

Создавая научный центр, Клячин ставил задачи пополнения существующей экспозиции через архивные поиски и экспедиции путём выделения грантов учёным и стипендий студентам. 

Об узбекских халатах и еврейском следе 

Известна любовь Александра Клячина к восточному декоративно-прикладному искусству. В 2019 году среднеазиатские халаты из уникальной коллекции предпринимателя выставлялись в ГМИИ имени Пушкина. Есть в его собрании и экспонаты с «еврейским следом». Еврейский след в узбекской цветовой палитре очень значителен, говорит предприниматель. Огромный вклад в текстильное дело внесли именно бухарские евреи — евреи, проживавшие на территории Бухарского эмирата, а также Хивинского и Кокандского ханства. В 17-18 веке местным евреям было запрещено заниматься торговлей, а вот заниматься ремеслом разрешалось. Благодаря этому многие династии ремесленников усовершенствовали своё искусство окраски ткани и достигли такого мастерства, что бухарские евреи получили монополию на крашение и "хан-атлас", который так знаменит в Узбекистане, рассказывает Клячин. Так что по сути любой халат из коллекции так или иначе имеет еврейский след, смеется бизнесмен. Среди экспонатов коллекции есть несколько старинных бухарских халатов с вышитыми магендовидами. Это халаты не повседневной носки, а предназначенные для праздничных случаев — свадеб или религиозных торжеств. Восточные евреи как правило не отличались от своих мусульманских соседей расцветкой халатов, так как сами эти ткани и делали. Отличие было лишь в поясе халата и головном уборе...

«В 17-18 веке местным евреям было запрещено заниматься торговлей, а вот заниматься ремеслом разрешалось»

Все ремесленничество бухарских мастеров было закончено с приходом Советской власти в Узбекистан и практически до начала 90-х годов, в Узбекистане было запрещено производство адресов и некоторых других тканей, например, алоча и бахмаль (цветной бархат с традиционными рисунками). И когда в конце 80-х студент географического факультета МГУ Клячин начал собирать коллекцию в поездках по Средней Азии, иногда попадались очень интересные старинные образцы 18 века. Но тогда ещё студент Клячин не представлял, что его увлечение превратиться в страстное коллекционирование... 

С тех пор прошло более тридцати лет, и коллекция халатов бизнесмена в 2019 году была выставлена в главном здании Пушкинского музея по инициативе директора ГМИИ Марины Лошак. Халаты из собрания Клячина экспонировались параллельно с шедеврами европейской абстрактной живописи второй половины XX века: Матиссом, Вазарели, Фонтаной, Ротко. А художником выставки стал Патрик Уркад – арт-директор французского Vogue, дизайнер всех выставок Карла Лагерфельда.

О новых экспозициях и приглашенных экспертах

Первой инициативой нового главы попечительского совета стало расширение его состава и приглашение российских и международных экспертов. Предложение было основано на том, что есть ряд тем связанных с историей восточноеврейского еврейства, которые раскрыты не до конца и требуют более глубокого изучения.

В состав совета были включены известные международные специалисты, работающие по данной тематике автор ряда исследований о восточноевропейском еврействе Михаил Крутиков, профессор славистики и иудаики Университета Мичигана, и Игорь Крупник, советский, российский и американский этнограф, ведущий антрополог Центра арктических исследований Смитсоновского института. Клячин считает, что включение в состав Совета экспертов такого уровня позволит обогатить новыми знаниями исследовательский центр Музея.

Музей — это живой организм, он растёт пропорционально получаемым и обрабатываемым документам. Невозможно, например, говорить об истории восточноевропейского еврейства, не рассказав о той части, которая иммигрировала в другие страны и обогатив их профессионально, финансово и экономически, уверен глава попечительского совета. В музее есть экспозиция об отъезде российских евреев в государство Израиль, но существует огромный пласт истории еврейских выходцев из России в Соединённых Штатах, Аргентине, Канаде и других странах. Любопытно проследить и этот след нашей истории, который будет чрезвычайно интересен и для посетителей Еврейского музея, уверен предприниматель. 

«Лишь около 9% мирового еврейского населения сейчас проживает в Европе по сравнению с почти 90% в конце 19 века»

Действительно, как показывают недавние исследования лондонского Института исследований еврейской политики, Европа потеряла почти 60% своего еврейского населения за последние 50 лет, в основном в результате распада Советского Союза, после которого многие евреи покинули Восточную Европу из-за открытия границ. Лишь около 9% мирового еврейского населения сейчас проживает в Европе по сравнению с почти 90% в конце 19 века — это примерно столько же, сколько было 1000 лет назад.

"Европа потеряла почти 60% своего еврейского населения за последние 50 лет, в основном в результате распада Советского Союза»

В этом смысле Музей — уникальная фиксация ушедшей истории восточноевропейского еврейства. Европа становится малонаселённым евреями континентом. В общей сложности в 2020 году в Европе проживает 1,3 миллиона евреев, что составляет около 0,1% населения континента. Две трети из них живут во Франции, Великобритании и Германии. Большое количество исторических документов и свидетельств очевидцев сейчас находятся за пределами европейского континента, и инициатива Клячина привлечь в Попечительский совет новых экспертов, как раз, и продиктована идеей расширить экспозицию Музея.

Семен Каминский