Меню

Обвал на рынке смартфонов: ритейл подводит итоги года

Российский рынок смартфонов сократился впервые с 2015 г. Продажи смартфонов в РФ могут составить 26,5 млн единиц против 32,5 млн в прошлом — снижение составляет примерно 20%.

В этом году обвал на рынке смартфонов произошел весной. В качестве причин участники рынка назвали волатильность курсов валют, прекращение поставок смартфонов ведущих мировых брендов, проблемы с логистикой, временное замораживание программ кредитования и рассрочки. Во II квартале этого года рынок по сравнению с I кварталом сократился на треть, пишут «Известия». В III квартале, после запуска в РФ параллельного импорта, началось восстановление: с июля по сентябрь в РФ продали около 7 млн смартфонов, что на 60% больше, чем кварталом ранее. К концу года рынок стабилизировался, можно отметить изменение спроса, — прежде всего, значительно вырос интерес к смартфонам из КНР.

Данные, которые приводят «М.Видео-Эльдорадо» и Mobile Research Group, говорят о том, что российский рынок смартфонов сократился впервые с 2015 г.: покупательская активность тогда снизилась из-за резкого скачка курсов валют в конце 2014-го и ажиотажного инвестиционного спроса. По данным Mobile Research Group, по итогам этого года продажи смартфонов в РФ могут составить 26,5 млн единиц против 32,5 млн в прошлом — по этим подсчетам, снижение составляет примерно 20%.

Как следует из материалов «М.Видео-Эльдорадо», по итогам 2022-го Apple и Samsung вместе заняли 30% этого рынка, что на 15% меньше, чем годом ранее. С 50 до 65% выросла доля китайских марок — для них это рекордный показатель. Средний чек на смартфоны в РФ в 2022 г. снизился на 5%, до 22,5 тыс. руб. Люди стали покупать относительно недорогие модели:

В рейтинге наиболее популярных у россиян брендов в штуках первым стал Xiaomi, занимавший годом ранее вторую строчку. С четвертой на вторую позицию поднялся Realme, увеличивший долю почти в 2,5 раза. Третьим стал Samsung, лидировавший в прошлые годы. На четвертом месте оказалась компания Apple, на пятое впервые вышел китайский бренд Tecno.

«Китайские бренды укрепили свои позиции на российском рынке в связи с сокращением ассортимента от производителей из других стран, — отметил директор по продажам «Мегафона» Давид Борзилов. — Если в прошлом году их доля в рознице «Мегафона» составляла 46%, то сейчас она достигла 80%. В следующем году мы ожидаем дальнейшего роста продаж китайских смартфонов».

В 2023-м продажи смартфонов в России, скорее всего, будут примерно такими же, как и в этом, дал прогноз руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. О восстановлении рынка говорить преждевременно хотя бы потому, что в мире продажи «умных» телефонов тоже сокращаются. О том, что в следующем году продажи смартфонов в России изменятся не сильно, сказал и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Более серьезно обвалиться рынку не дали ценовые войны между китайскими вендорами, в первую очередь Realme и Tecno, считает он. В целом люди переориентировались на новые бренды, а покупки стали рациональнее. Для рынка год оказался не таким плохим, как предполагалось весной, — у людей есть деньги и они готовы тратить их на гаджеты, заключил Муртазин.

По итогам одиннадцати месяцев в России лидерство в денежном выражении на рынке смартфонов сохраняет Apple, несмотря на отключение некоторых функций для РФ и отсутствие официального сервиса, рассказывал DK.RU. По итогам третьего квартала продажи смартфонов год к году падали на 30% в абсолютном выражении и на 43% — в денежном. Спрос в премиум-сегменте (устройства дороже 50 тыс. руб.) упал сразу на 57%, а в бюджетном (до 15 тыс. руб.) — на 35%.