Меню

От бэкенда до лидерства: как самоучка привел оператора связи к победе

Иллюстрация: Личный архив

Разработчик и тестировщик «СберМобайла» Анатолий Бобунов рассказал, как создавались лучшие в стране приложение и сайт.

В апреле в Москве подвели итоги высшей российской премии в области интерактивных проектов и достижений в digital-сфере Tagline Awards 2020–2021. Она вручается ежегодно в течение 10 лет за лучшие инновационные и качественные проекты в более чем десяти номинациях, в числе которых сайты, приложения, кампании, чат-боты, сервисы, личные кабинеты и т. д. В состав членов жюри вошли 112 российских и зарубежных экспертов в области digital-дисциплин, маркетинга, разработки, дизайна, они выбирали лучших среди 3 000 заявок.

«СберМобайл» выиграл сразу две номинации: «Лучшее приложение для телеком/IT/интернет-компании» за разработку мобильного приложения и «Лучший сайт телеком/IT/интернет-компании» за перезапуск сайта оператора. Эксперты оценили высокое качество и надежность информационных продуктов, за которые отвечал QA-инженер компании Анатолий Бобунов, комплексно тестировавший программное обеспечение. К общественному признанию вел долгий путь разработки и поддержки систем автоматизации, на котором не обошлось без сложностей.

От фондовых бирж к бэкенду биллинга

Всего за год Анатолий Бобунов помог создать для оператора связи одного из крупнейших банков России лучшие в стране приложение и сайт, отвечающие всем требованиям надежности и безопасности. Этому предшествовала работа над интеграцией масштабной системы тестирования бэкенда всего внутреннего программного обеспечения компании и контроля качества софта.

Успешно реализовать все эти задачи помог опыт работы QA-инженером в компании Exactpro, связанной с фондовыми биржами, и двух московских стартах по разработке спортивного приложения, а также сервиса для поиска работы рядом с домом. В них он настраивал процессы автоматизированного тестирования с нуля и постепенно дорос до уровня разработчика, занимаясь самообучением все свободное время.

По признанию самого Анатолия, никакой стратегии самообразования у него изначально не было — была лишь непреодолимая жажда знаний и интерес к IT-технологиям. Поэтому он без устали читал специализированные книги и ресурсы во время завтраков, обедов и ужинов.

За несколько лет он самостоятельно освоил компетенции не только ручного и автоматизированного тестировщика, но и разработчика, программиста, параллельно отрабатывая новые знания на практике. Анатолий начинал в компании Exactpro, где занимался автоматизацией тестирования фондовых бирж, а в двух московских стартапах позже получил знания по настройке процессов тестирования с нуля и научился эффективно выстраивать работу команды. В 2020 году он почувствовал, что может расти дальше — появилось желание заниматься автоматизацией тестирования на более высоком уровне, которую стартапы не были готовы обеспечить. Так он оказался в компании одного из крупнейших операторов беспроводной связи России.

Набор нужных компетенций

На вакансию оператора связи «СберМобайл» Анатолий Бобунов откликался осознанно: ему нужен был опыт работы в крупной компании с устоявшимися процессами и требованиями к продукту. А «дочка» одного из крупнейших банков страны как раз искала специалиста с довольно специфичным набором компетенций: опытом управления командой и создания автоматизации тестирования с нуля, знанием нескольких языков программирования и особенностей настройки инфраструктуры.

На вакансию претендовали несколько кандидатов, но выбор пал на талантливого самоучку из-за уникального сочетания навыков и личностных качеств, которых не было у других соискателей. Работодателя не смутило отсутствие специализированного образования.

Даже сегодня можно легко найти престижную работу в IT-сфере без “корочки” при наличии уверенных практических навыков, — говорит Анатолий Бобунов, — но уже заметна тенденция повышения порога вхождения в профессию — с каждым годом требуется все больше знаний, чтобы стать «хорошим начинающим».

В «СберМобайл» QA-инженер и разработчик устроился в начале 2020 года. Ему предстояло настроить процесс автоматизации тестирования биллинговой системы компании с нуля, чтобы целостность системы и обработка финансовых транзакций проверялись не вручную, а с помощью написанных автоматических сценариев. И здесь ему пришлось стать «универсальным бойцом»: отвечать за процесс тестирования всего программного обеспечения организации, писать код и взаимодействовать с командой тестировщиков, разработчиков и менеджеров.

Настройка биллинга

Биллинговая система — это основа работы любого оператора мобильной связи. Она рассчитывает абонентскую плату и выставляет счет каждому клиенту, хранит полную информацию о тарифах и истории действий абонента, помогает вести взаиморасчеты с партнерами и поставщиками. Поэтому на Анатолия Бобунова легла большая ответственность по обеспечению эффективности деятельности всех подразделений компании и качества ее услуг.

QA-инженер занялся настройкой приемочного, интеграционного и нагрузочного тестирования, а также процессов CI/CD, непрерывной интеграции и доставки новых модулей проекта разработчикам, аналитикам и пользователям, начиная с этапа разработки и заканчивая финальным процессом внедрения в production системы. Параллельно с этим он обучал свою команду написанию качественного кода, чтобы улучшить производительность IT-сектора. 

За год под руководством Анатолия Бобунова в компании мобильного оператора была разработана стратегия тестирования внутренних проектов компании. Он настроил отдельный тестовый контур и процесс автоматизированного приемочного и регрессионного тестирования системы биллинга, внедрил полноценный процесс CI/CD.

Всероссийское признание

Масштабная работа принесла свои плоды — в 2021 году компания получила сразу две награды премии Tagline Awards за лучший сайт и мобильное приложение. Это стало возможным благодаря корректности работы всех внутренних систем ПО и отсутствию критичных багов, что стало заслугой Анатолия Бобунова. 

Отсутствие критичных проблем и современные подходы в предоставлении услуг были важнейшими принципами компании в тот момент, так как от этого зависело качество обслуживания пользователей и продвижение на рынке, — объясняет Анатолий Бобунов.

Сейчас стабильно работающая IT-инфраструктура позволяет оператору беспроводной связи активно расти и расширять клиентскую базу. А ее создатель получил всероссийское признание профессионалов и экспертов digital-сферы. 

О будущем тестирования

Анатолий Бобунов уверен, что за автоматизированным тестированием — будущее, и со временем оно будет занимать все большую долю QA-сферы, поэтому спрос на таких специалистов будет только расти. Но потребность в ручных тестировщиках до конца не иссякнет, так как в мире огромное количество устаревших систем и простых мобильных приложений, да и не всю функциональность информационных продуктов можно проверить с помощью автоматизации.

Некоторые проекты невыгодно автоматизировать по затраченным усилиям и сложности поддержки автотестов, — говорит QA-инженер. — Но часто бывают проекты, которые очень трудно или невозможно протестировать ручным тестировщикам. Как пример, проекты Big Data — очень сложны для ручного тестирования.

Важнейшими трендами в IT-сфере в ближайшие годы, по мнению эксперта, останутся Big Data, блокчейн и искусственный интеллект, который по-прежнему остается для человека вспомогательным инструментом, а не заменой.