Контракт на строительство ледокола «Нарвская застава» был заключен Комитетом по природопользованию. Ожидается, что проект будет завершен к 2026 году.
Этот ледокол станет вторым в составе городской природоохранной аварийной службы.
Первый ледокол «Невская застава» с 2009 года обеспечивает экологическую безопасность в Санкт-Петербурге. За это время он совершил более 300 выходов, предотвратив опасные затопления в Невском и Колпинском районах, где расположены стратегически важные объекты.
«Невская застава» не раз спасала суда, застрявшие во льдах. В 2016 году было освобождено 12 кораблей на Неве. В 2017 году — более 100 судов, включая круизные, на Онежском озере. Также ледокол сопровождал караван судов по Неве в 2022 и 2023 годах.
На данный момент альтернативы данному ледоколу не существует. Морские ледоколы не могут справиться со специфическими задачами в условиях речного льда. Для безопасности самого ледокола необходим резервный корабль, который сможет прийти на помощь.
В послании федеральному собранию Владимир Путин включил Неву в программу оздоровления водных объектов. Природоохранный флот Санкт-Петербурга обеспечивает экологическую безопасность и оперативное реагирование на ЧС, подчеркнул губернатор Петербурга Александр Беглов.
В навигационный период ледокол может использоваться для устранения нефтяных разливов и борьбы с пожарами на судах и береговых территориях. Зимой ледокол совершает выходы для мониторинга и предотвращения скопления льда, которые могут привести к затоплению береговых территорий.
Важной особенностью ледокола, предназначенного для работы в Санкт-Петербурге, является подъемно-опускная рулевая рубка, складные мачты и антенны для прохода под мостами на Неве. Также на судне можно будет разместить оборудование для работы с разливами нефтепродуктов. Опыт эксплуатации «Невской заставы» был учтен при заключении контракта на новый ледокол. Например, рубку планируется перенести в носовую часть для улучшения обзора.
Ледокол пробивает канал во льду Невы для предотвращения затопления береговых территорий. Это помогает обеспечить безопасность людей, пытающихся перейти через реку по льду. Нарушение запрета сопровождается административной ответственностью, особенно опасно находиться вблизи кромки канала после прохода ледокола.