Меню

«Торговые лабиринты»: как выстроить логистику в сложных международных условиях

Инга Фаттахова. Иллюстрация: личный архив

Эксперт в реализации особо сложных внешнеэкономических проектов Инга Фаттахова раскрыла в новой книге секреты управления транспортными связями для преодоления преград в международной торговле.

Развитие новых транспортных связей — важная задача государства в новых внешнеэкономических условиях. На фоне текущих геополитических изменений одним из главных экспортных коридоров становится Северный морской путь. По судоходному маршруту вдоль российского арктического побережья в 2023 г. были доставлены рекордные 36 млн тонн грузов. Транспортная артерия необходима в том числе для вывоз природных ресурсов, добываемых в арктической зоне, где, согласно «Программе развития угольной промышленности РФ до 2035 года», планируется массовая добыча и производство обогащенного угля и его экспорт в Китай и другие страны АТР. Однако огромный потенциал арктических ресурсов — не только преимущество, но и вызов, — отмечает эксперт в международной логистике и внешнеэкономической деятельности Инга Фаттахова, — поскольку развитие добычи невозможно без транспортно-логистической системы, создавать которую необходимо уже сегодня.

Инга Фаттахова реализовала ряд международных проектов, связанных с доставкой дорогостоящего оборудования для строительства угольных обогатительных фабрик на территории Арктики и Якутии, где практически нет дорог, при этом в условиях разрушения транспортных цепей в период пандемии и в последующий кризис.

О том, с какими сложностями можно столкнуться при выстраивании логистики в подобных условиях и как их решать сегодня, она рассказала в своей новой книге «Торговые лабиринты: исследование сложностей в сфере внешнеторговых закупок в современной России». Книга вышла в санкт-петербургском издательстве «Супер» и на интернет-платформах, она уже получила положительные отзывы.

«Логистика — комплексное искусство»

Формулу того, как в экстремально-сложных условиях создать эффективную логистическую систему, Инга Фаттахова вывела, работая ведущим менеджером компании АО «Коралайна Инжиниринг» — лидера по внедрению передовых технологий и поставок оборудования для горной, нефтегазовой и металлургической промышленности. Более десяти лет эксперт по логистике и внешнеэкономической деятельности занимается организацией и управлением проектами международных поставок сложного промышленного и производственного оборудования для стратегически важных объектов России.

Логистика — это не просто перевозка товара из точки А в точку Б. Это комплексное искусство, требующее анализа множества переменных и гибкого подхода, — говорит Инга Фаттахова.

Тонкости этого искусства в книге «Торговые лабиринты: исследование сложностей в сфере внешнеторговых закупок в современной России» эксперт раскрывает на примере уже реализованных ею проектов. Один из них — поставка углеобогатительной фабрики под ключ на полуостров Таймыр мощностью 1,5 млн тонн угля в год. Еще более крупный проект, включающий несколько подобных фабрик, Инга реализовала на юго-востоке Якутии для разработки Эльгинского разреза — одного из крупнейших угольных месторождений мира. Поставку в том числе крупногабаритного и негабаритного оборудования в эти труднодоступные регионы ей удалось организовать, несмотря на бездорожье, слабо развитую транспортную инфраструктуру и годовой перепад температур в регионах доставки от минус 65 ℃ зимой до плюс 40 ℃ летом. Разработка, создание, а также освоение новых маршрутов и логистических цепочек в труднодоступных регионах страны — уникальные проекты и важнейший вклад Инги Фаттаховой в развитие экономики России. 

В экстремальных условиях она реализовала в общей сложности более 200 тыс. тонн сложного оборудования стоимостью порядка 150 млн евро. При этом груз из десятков стран в труднодоступные регионы России она осуществила точно в срок, закрепив за своей компанией репутацию надежного партнера. О решениях, технологиях и методах, благодаря которым это удалось, она подробно рассказала в книге, которая, по сути, стала путеводителем по логистике и внешнеэкономической деятельности для бизнеса.

Переосмысление стратегии закупок

На крупнейшей книжной интернет-платформе «Литрес» специализированное издание Фаттаховой, рассчитанное на профессионалов в области логистики и внешнеэкономической торговли, меньше чем за месяц набрало свыше 60 положительных отзывов. И это не удивительно — книга представляет собой фактически комплексное руководство к действию для бизнеса, связанного с необходимостью осуществлять поставки тех или иных грузов в непростых условиях. Эксперт помогает не только разобраться в нюансах логистики, но и рассказывает, как верная стратегия и точный анализ обстановки помогают повысить финансовую эффективность реализации подобных проектов. 

Внедрение эффективной системы управления поставками уменьшило время доставки оборудования на 20%, а улучшенные логистические маршруты позволили сократить сроки поставки на две недели, — говорит эксперт.

В своей книге эксперт также рассказала об особенностях работы с зарубежными поставщиками оборудования для обогатительных фабрик, которые позволили компании добиться наиболее выгодных расценок. Так, работа Инги Фаттаховой над расширением базы контрагентов до 50 производителей оборудования по всему миру привела к росту конкуренции между ними, что позволило на 10% снизить закупочные цены. Кроме того, привлечение новых международных поставщиков позволило эксперту диверсифицировать и улучшить качество предоставляемых услуг.

Разбивая каждый кейс на детали, при этом не забывая про главную концепцию, можно серьезно снизить затраты. Переосмысление стратегии закупок привело нас к экономии более 700 тыс. евро в год, — подчеркивает Инга Фаттахова.

Достижения Инги Фаттаховой отметили и на самым высоком экспертном уровне: в 2022 году жюри престижной международной премии «Best Business Awards», которая вручается за выдающиеся достижения в области бизнес-услуг, признало ее «Лучшим менеджером внешнеэкономической деятельности 2022». Уникальный опыт Фаттаховой позволяет ей управлять сложнейшими проектами с реализацией в экстремальных условиях. Умение эффективно действовать и управлять международными закупками в условиях неопределенности, оптимизировать логистику и использовать инновационные стратегии ведения бизнеса сделали ее востребованным экспертом: Ингу Фаттахову не раз приглашали оценивать проекты на всероссийских конкурсах «Время инноваций», и «Лучшие ESG проекты России».

Эффективное управление ресурсами

Престижные бизнес-награды Инги Фаттаховой и приглашения работать в экспертных коллегиях значимых конкурсов — результат в том числе ее таланта эффективно распоряжаться ресурсами. В последние годы ее компания «Коралайна Инжиниринг» демонстрирует ежегодную положительную динамику и годовую выручку более 9 млрд руб. Достичь этих высоких показателей компании удалось благодаря сложнейшим и дорогостоящим международным проектам по строительству обогатительных фабрик в Арктике и Якутии, которые успешно реализовала Инга Фаттахова. 

Так, ее эффективное управление расходами на закупки во время реализации этих проектов сократило непредвиденные перерасходы на 15%. А реализация системы «Just-In-Time» позволила уменьшить количество оборудования и запасных частей на складах на 20%, что способствовала более эффективному управлению ресурсами компании. 

При этом эксперт при выборе оборудования для горно-обогатительных производств и реализации строительства руководствовалась ESG-принципами, которые предполагают в том числе ответственное отношение к окружающей среде. Именно поэтому при закупках она отдавала предпочтение современным энергосберегающим технологиям.  

Инвестиции в современные технологии особо сложных проектов в итоге оказались выгодными и для собственников поставленных нами фабрик — они сократили затраты на гарантийное обслуживание и ремонт оборудования на 20%. Кроме того, закупка высокотехнологичного оборудования позволила увеличить производительность на 15%, — объясняет Инга Фаттахова.

Как искать наиболее выгодные решения, с какими рисками, связанными с лицензированием и таможенным оформлением можно столкнуться при закупке сложного оборудования, как диверсифицировать финансовые риски — на все эти вопросы Инга Фаттахова отвечает в своей книге. Это уникальное исследование особенностей внешнеэкономической деятельности в современной России, в котором предлагаются и практические решения. В частности, рассматриваются аспекты создания альтернативных логистических схем и стратегий по минимизации влияния внешних экономических ограничений. 

Транспортные коридоры для экспорта

Развитие транспортно-логистических систем Северного морского пути, вклад Инги в инфраструктуру которого трудно переоценить, становится одной из важнейших задач России. В условиях роста напряженности на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии этот коридор открывает новые варианты в грузообменах с дружественными государствам. Для России этот транспортный канал открывает возможности экономического развития. В конце 2023 г. по Северному морскому пути в Китай была доставлена первая крупная партия угля — свыше 100 тыс. тонн. В начале года интерес к маршруту проявила Индия — второй крупный покупатель российского угля. 

В планах правительства России — активное развитие угольных проектов в арктической зоне, — говорит Инга Фаттахова. — Для этого необходимо как можно скорее выстраивать транспортно-логистической системы в труднодоступных регионах: в местах добычи, а также перевалки угля в северных портах. 

Опыт Инги Фаттаховой в сфере организации тендерных закупок и выстраивания логистических связей таких сложных объектов, как обогатительные фабрики, позволит раскрыть экономический потенциал географически удаленных территорий страны и может способствовать развития не только России, но и других государств. В связи с этим появление книги эксперта представляется весьма актуальным. Она поможет и другим специалистам эффективно участвовать в глобальном проекте освоения и развития стратегически важных регионов страны.