Коллекция насчитывает 60 индивидуальных памятников поздней русской иконописи, она формировалась около двадцати лет. Впервые труды каталогизировали, теперь они доступны широкой публике.
Илья Кушнирский — сын коллекционера Олега Кушнирского, а также директор и продюсер проекта Russian Icon Collection, который посвящен сохранению и популяризации русской иконописной традиции. Вместе с отцом он презентует книгу «Русская икона середины XVII — начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского» — уникальное собрание произведений русского искусства, в котором представлена коллекция русских икон, полностью собранная в США.
Поздняя русская икона обладает религиозно-духовной, исторической и культурной ценностью. Все больше исследователей признают иконопись значимой частью истории искусства наравне с древними иконами.
— В выпуске каталога и после выхода книги большую поддержку нам оказал Музей русской иконы и лично его директор Николай Васильевич Задорожный. Он первым оценил значимость и уникальность коллекции и помог нам найти ведущих специалистов из Эрмитажа, Русского музея и Музея Андрея Рублева, которые провели научную работу по изучению и каталогизации коллекции. Он же помог организовать первую презентацию книги, которая состоялась именно в Музее русской иконы. Вскоре после этого мы отправили каталог в более 70 библиотек и научных центров по всей России и получили большое количество положительных отзывов от ученых, иконописцев и реставраторов.
Многие присылали нам письма благодарности, говоря, что наша книга стала ценным источником информации в их работе — как в атрибуции и реставрации произведений, так и в качестве учебного пособия по поздней русской иконе. Вслед за этим мы начали получать предложения от различных институций провести презентации книги у них.
Я с гордостью могу сказать, что мы представляем не просто книгу, а целый пласт культуры, который до недавнего времени оставался малоизученным. На наших мероприятиях нам активно помогала команда проекта — автор каталога, хранитель коллекции поздней иконописи Государственного Эрмитажа Анна Иванникова, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ и ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Ирина Шалина, автор одной из статей книги, израильско-российский культуролог Алек Эпштейн, коллекционер и эксперт по русской иконе Сергей Ходорковский и многие другие. В своих выступлениях перед публикой они много и подробно рассказывали о важности этого периода иконописи, который раньше оставался преимущественно за пределами интересов исследователей.
Таким образом в течение года с небольшим у нас состоялось пять мероприятий: в Музее «Невьянская икона» в Екатеринбурге, Угличском Государственном историко-архитектурном и художественном музее, Музее изобразительных искусств в Великом Новгороде, Музее Казанской иконы в Казани, Музее христианской культуры в Санкт-Петербурге. А 18 июля мы проведем еще одну презентацию, на этот раз в Государственном музее палехского искусства.
Судя по названной географии, вы сделали акцент не на Москву и Петербург, а на старинные русские города. Почему?
— Давайте будем честными — в Москве и Петербурге есть Эрмитаж, Русский музей, музеи Кремля, Оружейная палата, Музей Андрея Рублева, где можно увидеть шедевры иконописи. У столичной публики гораздо больше возможностей знакомиться с искусством в целом, в том числе с религиозной живописью.
Мы рассудили, что в регионах книга может привлечь больше внимания, и расчет оправдался. Наш каталог вызвал большой интерес. Вот и в Екатеринбурге после презентации в музее «Невьянская икона» мы получили множество положительных отликов.
Какова цель презентаций книги?
— Наша цель — показать, что поздняя русская икона обладает религиозно-духовной, исторической, культурной и художественной ценностью.
Если раньше эта иконопись воспринималась как квазиприкладное искусство и многие коллекционеры обходили ее стороной, то сегодня все больше исследователей признают ее значимой частью истории искусства наравне с древними иконами.
И наши презентации знакомят зрителя с этим научным трудом и его значением.
Как отнеслось сообщество историков и искусствоведов к такому позиционированию коллекции?
— Реакция была очень позитивной. Все наши меропрития прошли с большим успехом. Все исследователи сходились в том, что мы своей работой во многом способствовали расширению интереса к этому периоду иконописи.
По сути, наша книга — первый труд, который научно каталогизировал и ввел в научный оборот более 60 памятников XVII – начала XX веков. Его авторами стали международно признанные исследователи — уже упомянутые мной Анна Иванникова, одна из лучших специалистов по русской иконописи XVIII-XX веков, культуролог Алек Эпштейн и профессор Университета Чепмена Венди Салмонд, которая является крупнейшим специалистом по русской иконописи на Западе.
Как долго формировалась коллекция?
— Коллекция формировалась около двадцати лет — с начала 1990-х до первой половины 2000-х гг., примерно до 2010 г. За последние два года мы приобрели еще три памятника — они будут включены в англоязычное издание каталога, которое сейчас готовится к публикации, а позднее и в русское переиздание.
С учетом недавних приобретений на сегодняшний день коллекция насчитывает 60 индивидуальных памятников поздней русской иконописи.
Какие из них считаются уникальными?
— Одним из шедевров коллекции является минея, состоящая из 12 идеально сохранившихся икон, представляющих собой годовой календарь, написанный одним мастером. Минеи, полностью созданные одним художником, встречаются крайне редко, и еще реже бывает так, что все части находятся в идеальном состоянии.
Давайте теперь поговорим про ваш международный проект «Русская икона». С какой целью он создан и как вы планируете его развивать?
— Международный проект «Русская икона» начался с сайта, запущенного моим отцом, основателем коллекции Олегом Кушнирским. На нем была представлена коллекция в полном объеме. Постепенно сайт развивался и превратился в полноценный ресурс популяризации иконописи. С увеличением посещаемости и после публикации книги, привлекшей множество людей, мы стали получать различные предложения о сотрудничестве.
В итоге возникла идея цифровой выставки икон: такой проект может вызвать интерес в разных странах мира, куда физическую коллекцию транспортировать сложно и дорого. Цифровую же выставку можно развернуть в любой географической точке, в любом музее.
Мы привлекли квалифицированных специалистов, работающих с мировыми проектами и уже получили предложение от известного музея в Аргентине, где планируем провести цифровую выставку весной 2025 г. Экспозиция будет включать в себя видеоизображения, настенные экспликации об истории икон и их хронографии и описания, а также проекции и спецэффекты, создающие атмосферу.
На какой охват этого международного проекта вы рассчитываете?
— Мы стремимся показать наш цифровой проект как можно большему количеству людей, дать им возможность заглянуть в уникальный мир русской иконы. Для начала мы запустим выставку в Буэнос-Айресе, а затем будем постепенно показывать ее в разных странах мира. Наша цель — музейная аудитория, нас не интересуют коммерческие выставки, поскольку коллекция — музейного уровня. В конце 2024 г. у нас уже запланирована физическая выставка в Музее русского искусства в Миннеаполисе (TMORA). Далее — везде.