Меню

Инновационная зрелость компаний: модель оценки и стратегии роста

Евгений Нелепко, head of growth компании Korzinka Go. Иллюстрация: личный архив

По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, лишь десятая часть средних и крупных предприятий выбирает внедрение новых методик, решений и технологий. Причины — на DK.RU.

Отказ от внедрения инноваций связан с тем, что часто трансформации в бизнесе проваливаются, и предприниматели не понимают, почему это происходит. Проблема приживаемости инноваций — одна из важнейших причин таких неудач, но решать ее нужно на всех этапах внедрения, считает Евгений Нелепко, head of growth компании Korzinka Go, эксперт по инновациям, автор модели оценки приживаемости инноваций и нестандартных решений.

Он рассказал о ней в колонке для DK.RU.

Проблемы бизнеса при внедрении инноваций

С помощью инноваций компании проверяют гипотезы и предположения о результативности внедряемых изменений, бизнес-моделей, подходов к управлению. Экспериментальная проверка, как правило, занимает много времени, а в процессе часто возникают сложности.

Изучая приживаемость инноваций, я провел глубокое исследование, чтобы определить ключевые факторы успеха при внедрении новых методик и технологий в бизнесе.

Исследование строилось на прояснении важных вопросов, которые касаются деятельности компаний: о бизнес-стратегии, корпоративной культуре, процессном управлении и стратегическом развитии компаний в целом. На основе полученных результатов я сформулировал несколько выводов.

1. У большинства компаний инновации замкнуты на отдельные подразделения, которые тестируют гипотезы по внедрению новых продуктов и решений.

Инновации часто ограничены этапами «от идеи до прототипа/MVP», а через KPI оценивают только эффективность работы над воронкой и скорость тестирования.

2. Мало кто из компаний имеет сквозные метрики от идеи до масштабирования, которые помогают оценить эффективность гипотез.

3. При разработке корпоративных и открытых инноваций бизнес не использует стандарты подготовки и оценки, принятые в сообществе инноваторов. Результаты основываются на второстепенных показателях, которые сравниваются с аналогичными показателями конкурентов.

Отсутствие системного подхода негативно влияет на эффективность внедрения инноваций — результат, как правило, отсутствует. При этом большую роль в успехе внедрения играет скорость и надежность их приживаемости (adoption process) в работе компании.

Результатом исследования стала разработка собственной модели оценки приживаемости инноваций — компании могут применять ее для решения проблем с внедрением эффективных решений и технологий, что позволяет увеличивать обороты и масштабироваться.

Общая концепция модели приживаемости продуктов и решений

В своей модели (Innovation Maturity Model) я сформулировал несколько универсальных показателей инновационных процессов для разных сфер. При сравнении компаний выбрал пять основных уровней их зрелости и готовности к инновациям:

— инициатор;

— любитель;

— профессионал;

— специалист мирового класса;

— бизнес-легенда.

При этом в компаниях разного уровня можно выделить пять общих направлений развития инноваций:

— ценностное предложение (идея);

— стратегия внедрения;

— процесс внедрения;

— оценка приживаемости;

— работа сотрудников с инновациями.

Работа с инновациями компаний разного уровня

Определив, к какому типу относится компания, с помощью модели можно выстроить стратегию внедрения инноваций по разным направлениям.  

Компании-инициаторы

Новички, недавно запустившие свой продукт или сервис, об инновациях еще не думают. Цель таких компаний состоит в том, чтобы выжить, понять, насколько востребована их деятельность. Новые решения если и начинают использовать, то периодически и без стратегической осмысленности — ради решения оперативной проблемы.

Точкой перехода на следующий уровень инновационности считается осознание необходимости в тестировании экспериментальных гипотез.

Компании-любители

У любителей, тех, кто работает на рынке от 2-3 до 5 лет, возникает осознанная потребность во внедрении инноваций. Новые продукты и решения вводятся специально созданным для этого подразделением. Простые сотрудники если и привлекаются, то периодически, иногда в рамках самостоятельно проявленной инициативы.

Точкой перехода на следующий уровень считается создание KPI по инновациям и продумывание системы мониторинга на основе KPI.

Компании-профессионалы

У опытных предпринимателей мониторинг использования инноваций ведется самими сотрудниками на регулярной основе. Некоторые идеи инноваций отправляются на рассмотрение партнерам или заказчикам.

Точка перехода к следующему уровню — создание корпоративного стандарта и регламента использования инноваций во всей компании, от рядовых сотрудников до управляющего топ-менеджмента.

Крупные корпорации

Компании международного уровня включают метрики по использованию инноваций в повседневную работу и ведут мониторинг их KPI.

Точка перехода на следующий уровень заключается в активном, постоянном реинжиниринге новых методик, которые включены в стратегию развития бизнеса.

Бренды-легенды

Легендарные компании используют метрики KPI инновационности и по отдельным продуктам, и по решениям, которые влияют на развитие компании в целом. Фактор инновационности становится стратегически определяющим на годы вперед. Одна из основополагающих целей — увеличение результативности при внедрении инноваций по принятым KPI.

Об эффективности модели говорит кейс роста AdTech & Retail Media в сервисе «Корзинка Go», где в качестве одной из основных метрик использовался как раз критерий приживаемости.

Кейс внедрения инновационного инструмента в сервисе «Корзинка Go»

«Корзинка Go» — узбекский сервис по доставке продуктов от популярной сети «Корзинка». С недавних пор он работает не только в направлении B2C, параллельно мы развиваем фирменное ритейл-медиа.

Идея автоматизации размещения рекламы в приложении

В платформе «Корзинка Go» уже были внедрены инструменты автоматического размещения и аналитики рекламы для поставщиков. Однако после дополнительного исследования рынка стало ясно, что некоторые бренды хотели бы продвигаться внутри фудтех-платформ. Ни у кого из конкурентов в Узбекистане подобного функционала не было, и реализация этой идеи могла помочь сервису выйти на новый уровень.

В первый год после запуска новой платформы она заработала более 2% от оборота «Корзинка Go» — это один из лучших показателей в мире среди сервисов с похожим функционалом.

Внедрение рекламной платформы в «Корзинка Go» увеличило популярность сервиса у поставщиков. По сути, наши разработчики создали для клиентов индивидуального помощника, а менеджеры помогли кастомизировать результаты под показатели важных для компаний отчетов.

Процесс внедрения инноваций

«Корзинка Go» относилась к «новичкам» в инновациях, потому что основная бизнес-модель была адаптирована под локальный рынок на базе лучших мировых практик, а потребности в инновациях в таком новом бизнесе появляется редко. Запуск рекламной платформы был экспериментом, который стал успешным уже в первые месяцы работы сервиса. Поэтому я сразу решил определить KPI в виде выручки от платформы на 2024 год, которые заложили в бюджет. Забюджетированная выручка — строгий KPI, требующей обязательного исполнения, потому что от этого зависят уже не отдельные подразделения, а вся компания. В случае выручки от платформы ситуации еще острее, потому что это практически стопроцентная EBITDA.

Таким образом мы сделали прыжок на следующую ступень инновационной зрелости в «компании-любители» буквально за пару месяцев, в то время как обычно на это уходит минимум 2–3 года. Решение заложить выручку от платформы в бюджет создало ситуацию мгновенной приживаемости инновации.

В этом году мы работаем над созданием стандарта по внедрению рекламной платформы не только в онлайн-бизнес «Корзинка Go», но и во весь ритейл-бизнес «Корзинки». В 2025 году планируем построить омниканальную рекламную платформу с вовлечением сотрудников всех уровней компании. «Корзинка» совершит переход в «компании-профессионалы» по использованию инноваций уже в 2025 году, если в первом квартале запустит рекламную платформу для всех поставщиков: офлайн и онлайн. Для мировой практики это можно назвать редким результатом, потому что от задумки до институализации инновации пройдет меньше двух лет.

Автор статьи: Евгений Нелепко