Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал

Изменяем мир к лучшему

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 1

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 2    Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 3  Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 4

Корпоративная социальная ответственность — это не просто модная тенденция, а необходимая для выживания составляющая. Компании, живущие по принципу «главное — прибыль», рано или поздно уйдут с рынка.

О корпоративной социальной ответственности бизнеса в России заговорили в середине 2000-х — в первую очередь она начала появляться в российских представительствах международных западных корпораций. За прошедшие 15 лет принципы КСО взяли на вооружение не только крупные, но и небольшие российские компании, а отношение к этой деятельности серьезно изменилось.

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 5

От разовых акций к философии компании

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 6

Если полтора десятилетия назад под корпоративной социальной ответственностью, как правило, подразумевали в лучшем случае заботу о собственных сотрудниках и благотворительные акции (часто разовые), то теперь все чаще КСО стараются встроить в философию компании.

«В настоящее время понимание корпоративной социальной ответственности заметно расширилось и уже не ограничивается поддержкой собственных сотрудников и решением задач самой компании. В сферу КСО постепенно включаются вопросы развития общин и учета интересов коренных народов, охраны окружающей среды, соблюдение налоговых норм. Ранее компании воспринимали КСО как благотворительность, и эта традиция пока сохраняется, особенно в российских компаниях. Но международная практика и стандарты говорят о том, что ответственность компании — это не пиар-акции, а выстроенный комплаенс и управление социальными, экологическими и другими рисками, возникающими в связи с необходимостью борьбы с коррупцией, защитой прав потребителей, развитием инноваций, использованием добросовестных конкурентных и налоговых практик и т.п., которые сформулированы в “Руководящих принципах Организации экономического сотрудничества и развития для транснациональных компаний”», — рассказывает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.

Как отмечает член совета директоров ПАО «Тольяттиазот» экономист Николай Неплюев, КСО нужно рассматривать как систему, у которой есть два направления — внутреннее и внешнее. Внутреннее подразумевает поддержку и привлечение кадрового персонала (например, финансовую поддержку профессионального обучения/повышения квалификации, материальную поддержку отдельных категорий сотрудников, оборудованный офис, ДМС, конкурентную заработную плату и пр.). К внешнему направлению относится ответственность непосредственно перед потребителями (качественный продукт), грамотное взаимодействие с контрагентами, взаимодействие с правительственными структурами (проекты по улучшению инфраструктуры города и различные экологические программы), благотворительность и т.д.

«Сама концепция КСО, озвученная ООН, — это новый подход к ведению бизнеса, который выходит из догмата прибыли любой ценой и становится на одну сторону с обществом, разделяя общие ценности в интересах человека и природы», — отмечает Николай Неплюев.

По мнению руководителя PR-направления УБРиР Элины Кущенко, люди часто путают два понятия: корпоративная социальная ответственность и благотворительность.

«На мой взгляд, между ними нельзя ставить знак равенства. Компания, которая соблюдает принципы КСО, в первую очередь должна вкладываться в ответственное отношение к своим клиентам, производя только качественные, безопасные и востребованные продукты, соблюдая законы. Такая компания должна быть ответственной по отношению к своему персоналу: предоставлять белую зарплату, обеспечивать качественные условия труда и безопасность своих сотрудников. Компания должна выстраивать ответственные взаимоотношения с партнерами, инвесторами и акционерами, выполняя свои обязательства в срок и в полной мере. А благотворительность, в моем понимании, должна быть верхушкой системы социальной ответственности компании. И это может проявляться в поддержке социальных центров, проведении мероприятий по защите природы и охране экологии, популяризации истории своего города и края и много другого», — комментирует эксперт.

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 7

От бездумной благотворительности к инвестпроектам

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 8

Объективно оценить объем затрат в КСО как на уровне региона, так и на федеральном уровне, довольно сложно. По самым примерным оценкам, затраты на принципы КСО могут измеряться десятками миллиардов рублей. «Это многомиллиардный рынок. Программы социальной направленности, благотворительности и развития социальной инфраструктуры реализуются практически всеми крупными компаниями, входящими, например, в рейтинг РБК-500», — отмечает Кристина Багрова, генеральный директор Young Group Social.

И эти миллиарды не вкладываются «в никуда» просто потому, что это модно. «Стихийную» благотворительность в виде разовых пиар-акций уже можно назвать признаком дурного тона (хотя окончательно она, конечно, не исчезла). Социально ответственное поведение бизнеса становится инвестицией: компании вкладывают деньги в инфраструктуру городов и регионов для создания более качественных условий для жизни, которые, в конечном итоге положительно отражаются на их сотрудниках и потребителях, в людей, спорт, культуру для поддержания социальной стабильности, в новые проекты и перспективные разработки, которые впоследствии при использовании принесут прибыль. Да, это долгосрочные инвестиции — отдачи от них можно ждать годами и даже десятилетиями, но рано или поздно они окупаются.

«Если раньше пожертвования в фонды воспринимались как филантропия, то сегодня — это долгосрочные инвестиции. Это важный перелом: были затраты, стали инвестиции. Теперь компании выстраивают взаимоотношения с НКО, не считая это пожертвованиями, а воспринимая как начало сотрудничества. Фонды все чаще вовлекают сотрудников компаний и являются партнером, а иногда и подрядчиком в каких-то вопросах. Сейчас все считается. Все, во что компания вкладывает, должно иметь обоснование», — говорит Кристина Багрова.

На Урале многие компании уже не первый год реализуют такие «долгоиграющие» инвестиционные проекты, нацеленные на положительное изменения социума и окружающей среды.

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 9

Мнения участников проекта

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 10

 

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 11Елена Позолотина,
директор корпоративного университета ТМК2U

Преобразование среды вокруг предприятия, поддержка социальных инициатив, благотворительные проекты – все это направлено на улучшение жизни не только конкретных людей, локальных групп, но и общества в целом. Мы прекрасно понимаем, что среда формирует личность, деловые качества, мотивационный профиль и многое другое, так что социальные программы, в которые инвестирует ресурсы Трубная Металлургическая Компания – это не только стремление преобразовать сегодняшнюю действительность, но и забота о завтрашнем дне и будущем поколении работников предприятий.

Молодые люди сейчас очень внимательны к социальным проектам, они не хотят работать в компаниях, которым нет дела до развития территорий присутствия и благосостояния сотрудников. Молодежь сейчас осознанно выбирает «экологичные» бренды, которые готовы развивать среду и людей. Думаю, это тренд – ведь уже сейчас новые поколения хотят работать в «человечных» компаниях.

История с социальными программами влияет на корпоративную культуру в целом. Такие проекты и освещение их результатов повышают вовлеченность сотрудников, развивают эмоциональный интеллект, эмпатию. Многие сотрудники сами со временем становятся носителями инициатив – кто-то связывает свою деятельность с наставничеством, кому-то по душе работа с молодежью во всех ее проявлениях, кто-то создает образовательные инициативы. Так, например, сотрудники Корпоративного университета ТМК2U придумали проект открытых знаний Open2U, где любой желающий может стать спикером вебинара и поделиться знанием или навыком. Что общего между всеми этими проектами – так это желание совершенствовать действительность вокруг себя.

 

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 12

Валерий Ананьев

Валерий Ананьев,
генеральный директор «Атомстройкомплекс»

— «Атомстройкомплекс» в качестве генподрядчика сдал десятки социальных объектов – школы, детские сады, больницы, театры, в том числе завершал «долгострои». Ежегодно мы строим жилье для детей-сирот, оказываем властям помощь в решении вопросов обманутых дольщиков. В этом году передаем городу культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал». Проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры зачастую сложнее, чем  жилья, и требует иных компетенций. Но мы считаем себя ответственными за среду, в которой возводим жилье, и  вкладываем свои ресурсы и опыт  в ее развитие. Многие наши проекты входят в реестр проектов повторного применения Минстроя, а значит, экономят время, требуемое на появление социальной инфраструктуры в разных городах страны

Перед тем, как реализовывать любой собственный проект, проводим исследования, опросы, вовлекаем жителей в размышление над тем, какая среда им нужна. Сегодня чтобы строить современный комфортный город, нужно ясно понимать, кто будет в нем жить, нужно объединять усилия всех  участников градостроительного процесса для достижения общей цели. Поэтому специалисты «Атомстройкомплекса» активно участвуют в отраслевой работе - организованной при Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей, в рабочих группах в областном правительстве,  в обновлении Генплана города. Мы как профессионалы готовы предлагать свою экспертизу и компетенции для того, чтобы вместе с властями и другими участниками отрасли найти самые эффективные пути развития города.

 

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 13

Павел Сенников

Павел Сенников,
начальник управления по связям с общественностью и социальной политике Уральского филиала АО «Полиметалл УК»:

— У «Полиметалла» существует многолетняя практика: во всех регионах присутствия компания добровольно, по собственной инициативе, заключает с органами местного самоуправления соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. В Уральском регионе на сегодня такие соглашения заключены с Краснотурьинским, Карпинским, Ивдельским, Нижнетуринским и Каменским городскими округами. За последние десять лет объем социнвестиций на Урале превысил 500 млн руб. Приоритетные направления вложений – развитие инфраструктуры населенных пунктов.

Например, в поселке Воронцовка городского округа Краснотурьинск построены газораспределительные сети и водоводы, позволяющие улучшить качество жизни населения.  В Карпинске, Краснотурьинске, Нижней Туре совместно с муниципалитетами реализуются программы ремонтов детских садов. Еще одно важное направление -  поддержка детско-юношеского спорта. Компания оказывает финансовую помощь детским хоккейные клубам «Барс» и «Маяк» из Краснотурьинска и «Спутник» из Карпинска. В Ивдельском городском округе в этом году мы начали оказывать поддержку представителям коренного малочисленного народа манси – обеспечение продовольствием,  медикаментами, ГСМ и средствами для традиционных промыслов.

 

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 14

Евгений Шилов

Евгений Шилов,
директор «Ривьера Инвест Екб»:

— Ярким примером удачного взаимодействия города и застройщиков стал проект благоустройства набережной Исети в районе клубного дома «Ривьера». Если бы город все вешал на застройщиков, то, конечно, на все денег бы не хватило, а когда усилия прикладывают оба интересанта, получается хорошо: администрация Екатеринбурга активно занимается реконструкцией набережной на обеих берегах Исети, а также ремонтом проезжей части ул. Горького, а застройщики реализовали красивые проекты и серьезно вложились в развитие территории.

Мы изначально планировали, что территория вокруг клубного дома «Ривьера» будет доступна всем жителям города. Мы сделали благоустроенную набережную с лежаками, прогулочной площадкой, малыми архитектурными формами и европейскими газонами.

 

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 15

Элина КущенкоЭлина Кущенко,
руководитель PR-направления УБРиР:

— С развитием технологий и социальных сетей потребители становятся все более активными, мобильными и в хорошем смысле требовательными по отношению к брендам. И это проявляется как в вопросах качества продукции и сервиса, так и в вопросах ответственных взаимоотношений бренда с местным сообществом. Последние 10-15 лет компании активно работают в направлении благотворительной поддержки социальных учреждений, этичного отношения к горожанам и истории своего города, бережного отношения к природе и экологии.

С 2008 г. мы ведем благотворительный проект «Дети верят в чудо». За все время действия программы банк направил около 50 млн руб. на помощь воспитанникам различных социальных учреждений почти в 20 регионах страны.

А в 2018 г. мы запустили программу «Гид по финансам. Советы от УБРиР». Все мероприятия, как для взрослых, так и для детей, у нас проводятся совершенно бесплатно, потому что этот проект направлен, прежде всего, на формирование финансовой культуры в обществе, а не на получение прибыли. Мы хотим стать финансовым помощником наших клиентов и выстраивать с ними долгосрочные и крепкие взаимоотношения. Мы понимаем, что в дальнейшем наша деятельность позволит предлагать клиентам, с одной стороны, более сложные продукты, с другой — более удобные способы использования привычных продуктов.

 

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 16Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 17

Ольга Щербо,
начальник отдела кадров ВИЗ-Стали:

 

— ВИЗ-Сталь является правопреемником традиций  Верх-Исетского завода —одного из старейших металлургических предприятий Урале.  Так исторически сложилось, что визовцы всегда приходили  на помощь тем, кто в ней особенно нуждался. Благодаря их неравнодушию и соучастию, благодаря поддержке предприятия сделано немало добрых дел. Следование современным стандартам социальной ответственности и партнерства между бизнесом, работниками и обществом сегодня можно назвать важнейшим направлением развития компании.

Уже более 35 лет завод  шефствует над  детским  домом №7 в Екатеринбурге. И материальной поддержкой поомощь не ограничивается. Металлурги — частые гости у ребят: устраивают для них праздники и культурно-массовые мероприятия, организуют экскурсии и  спортивные турниры, помогают с ремонтами и благоустройством.

Заметный вклад в развитие комфортной городской среды вносит грантовая  программа  «Стальное дерево», которую Группа НЛМК реализует в городах присутствия при поддержке социального партнера —благотворительного фонда «Милосердие». Только в прошлом году работники уральских предприятий НЛМК реализовали более 10 проектов по созданию новых общественных пространств в Свердловской области. Благодаря программе работники  ВИЗ-Стали построили  в Екатеринбурге воркаут-площадку в парке им. 50-летия ВЛКСМ  и детскую  площадку  в сквере на Татищева. В этом году в уральской столице будет реализовано еще три проекта «Стального дерева» для спорта и семейного отдыха.

Неотъемлемая часть корпоративной культуры ВИЗ-Стали — добровольческое движение. Только на постоянной основе в нем участвуют более 60  работников. Волонтеры оказывают помощь ветеранам завода и социально незащищенным горожанам, поддерживают приют для животных, занимаются озеленением и благоустройством города.

Мы поддерживаем социально значимые инициативы работников.  Участие  в таких проектах дает им возможность стать частью  изменений, улучшить жизнь вокруг, позволяет получить новые знания и навыки, дает опыт ведения собственных проектов. В конечном счете такая внерабочая деятельность развивает творческий потенциал заводчан, способствует сплочению команды, дает молодому поколению верные социальные ориентиры.

 

Изменяем мир к лучшему - Деловой квартал 18