У ТЦ есть выбор: дать отсрочки арендаторам или уйти с рынка
Пандемия накалила отношения ТЦ и арендаторов. Многие арендодатели требуют от магазинов полные выплаты по арендным платежам. «Это настоящее варварство и проявление недальновидности», — считает эксперт.
Своим мнением о сложившейся ситуации поделился Михаил Антипкин, директор компании «Империал» (ООО).
Заложники ситуации
В России насчитывается около 7000 ТЦ, но сейчас в них работают только продуктовые точки и магазины, торгующие товарами первой необходимости. По подсчётам арендодателей, из-за простоя они теряют до 100 млн рублей в день. Резервы заканчиваются, зарплату за апрель платить нечем, под угрозой оказались не менее 10 млн работников ТЦ.
Проблема осложняется тем, что сфера ТЦ не вошла в список пострадавших или системообразующих отраслей. Соответственно, рассчитывать на помощь государства не стоит.
Единственный выход — договариваться
Аналитический центр НАФИ рапортует: 85% предпринимателей пытались добиться пересмотра условий договоров аренды, однако только половина получила вразумительный ответ арендодателя. Более того — есть прецеденты, когда с бизнеса требуют 100% оплаты.
Заложниками ситуации оказались и ТЦ, и их арендаторы. Первые обременены налогом на имущество, кредитами и иными обязательствами. При этом выручка генерируется с арендных платежей, но магазины по факту не работают.
Изменить условия договора аренды сложно — в стране не ввели режим ЧС, соответственно, нет и оснований для форс-мажора. Единственный выход — договариваться.
Михаил Антипкин убеждён: требовать от ритейлеров 100% оплаты едва ли не преступно. Если «стрясти» с магазинов все резервы сейчас, они будут вынуждены покинуть территорию ТЦ, а поиск новых арендаторов может затянуться надолго.
Что делать?
В большинстве случаев среди якорных арендаторов ТЦ присутствуют федеральные FMCG-сети, которые продолжили работу в условиях всеобщей изоляции. Часть владельцев коммерческой недвижимости уже распорядились закрыть дыры в бюджете за счёт платежей подобных арендаторов.
По информации НАФИ, 60% предпринимателей уже имеют просрочки по арендным платежам из-за кризиса, однако ТЦ всё больше готовы идти на уступки: отменять коммунальные платежи, давать скидку или бесплатные места на рекламных носителях.
Если раньше владельцы коммерческой недвижимости рассчитывали, что ТЦ откроют в начале мая, то сейчас они готовы к худшим сценариям. В таких условиях выгоднее сохранять крепкие отношения с магазинами и действовать на перспективу.
Михаил Антипкин отмечает: кризис закончится, а репутация останется с бизнесом навсегда. Те, кто проявил гибкость и благоразумие, выиграют и быстрее восстановятся.
На правах рекламы