Никакого больше бизнеса и рисков. Россияне массово отказываются от предпринимательства
В России все меньше желающих открыть свое дело. Подтолкнул граждан в найм не коронакризис: тенденция наметилась 3 года назад, и с тех пор минусов для потенциальных бизнесменов становилось все больше.
Все реже россияне хотят иметь собственный бизнес. На это влияет коронакризис, но проблемы были и до него. Как пишет IQ.HSE, сегодня в России всего шесть регионов, где комфортно начинать свое дело.
Исследователи из НИУ ВШЭ и Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова проанализировали динамику предпринимательской активности россиян с 2005 по 2020 годы. На ее основе им удалось показать, что до начала пандемии регионы в нашей стране делились на три типа — в зависимости от набора факторов, способствующих или препятствующих развитию предпринимательства. Оказалось, что в России всего шесть субъектов, где условия способствуют ведению бизнеса. Они объединены в первый и самый немногочисленный тип регионов. Два других отличаются либо низкой инвестиционной активностью, либо высоким социально-экономическим неблагополучием.
По мнению ученых, текущий экономический кризис ударит даже по первому типу субъектов РФ, а два других сольются в единую по своим неблагоприятным условиям группу.
В целом за последние 15 лет предпринимательская активность в России прошла последовательно три этапа: активное наращивание, неустойчивость и сокращение. Первый этап, по подсчётам исследователей, длился более шести лет — с января 2005 по июль 2011 года. Рождаемость компаний в то время преобладала над смертностью. На втором — с 2011 года — соотношение числа «родившихся» и «умерших» колеблется. На третьем, с середины 2016-го, уровень смертности рос, опережая рождаемость с разрывом почти в шесть раз.
С июня 2017 по март 2020 года количество малых предприятий сократилось в два и более раза, а в некоторые месяцы (например, зимой 2018/2019) — почти в четыре.
Это свидетельствует об устойчивом и значимом оттоке населения из предпринимательства в течение последних трех лет еще до начала пандемии коронавируса и связанных с этим шоковых изменений экономических условий, — заключают ученые.
По уровню предпринимательской активности Россия ближе к концу любых международных рейтингов. В 2019 году, по результатам мониторинга GEM, при разбросе значений примерно от 5% до 35% российский показатель составлял 9,33%. На 10 000 жителей страны в среднем приходится 181 малое и среднее предприятие. Для сравнения в Германии — 338, в Польше — 548, в Эстонии — 681. При этом географическое распределение компаний неравномерное. Например, в Санкт-Петербурге на 10 000 граждан в 2018 году было 427 организаций малого бизнеса, а на Северном Кавказе — 20.
С 2016 по 2019 год наименьший спад предпринимательской активности фиксировался лишь в Санкт-Петербурге, Москве, Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Эти регионы, плюс Московская область, где активность даже немного оживилась, объединили в кластер территорий с благоприятными социально-экономическими условиями для предпринимательства.
Только здесь сравнительно высокие значения фактора «благополучие» (стабильность экономики, показатели доходов и потребления). Во всех остальных субъектах РФ высоких значений нет, а отличия — в преобладающих проблемах, которые в свою очередь сдерживают желание граждан пробовать себя в бизнесе.
Для второго кластера — 41 регион — это инвестиционные проблемы. Для третьего — 32 региона – социальные трудности.
Во второй группе хуже всех дела обстояли в Калининградской и Мурманской областях: снижение интенсивности предпринимательского старта в них превышало 20%. Существенный темп прироста рождаемости малых и средних предприятий (около 12%) установлен только в Хакасии.
На фоне 32 неблагополучных территорий третьей группы в исследовании выделяются Ленинградская область и Крым. Первая за счет прибавления предпринимательской активности: за последние три года в среднем на 24,6%. Второй — из-за контрастной динамики — всплеск активности в 2015 году и ускорение спада с 2016-го ежегодно почти на 24%.
Ученые считают, что в ближайшее время останутся не три, а два кластера территорий:
1. небольшая группа с более-менее развитыми возможностями для местного бизнеса, но с «пониженной склонностью населения к добровольному предпринимательству»;
2. подавляющее большинство регионов, где благоприятные условия для предпринимательства отсутствуют.
Всем им, чтобы стимулировать бизнес-активность населения, потребуется помощь государства, но не всем — одинаковая. Для сравнительно благополучного меньшинства — «вовлекающие» меры — содействие развитию фирм от быстрорастущих «газелей» до микробизнеса, льготы малым и средним предприятиям и т.д. Для остальных — «подталкивающие» — микрокредитование, поддержка самозанятости, формирование площадок для небольших бизнесов и т.п.
Авторы исследования:
Александр Чепуренко, профессор факультета социальных наук, научный руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ;
Ольга Образцова, ведущий научный сотрудник Центра статистики и науки о данных Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Ранее на DK.RU: Ни черной пятницы, ни рождественских витрин. Кого убьет очередной локдаун?