ВШЭ предлагает сделать налоги для богатых россиян еще выше. Минфин пока молчит
Эксперты ВШЭ считают, что стоит продумать еще несколько способов пополнения бюджета налогами. Внимание экономистов привлекли, например, лежащие на счетах прибыли компаний.
Экономисты высшей школы экономики считают, что в России нужно обложить повышенными налогами неинвестируемые личные доходы состоятельных граждан и лежащие на счетах прибыли компаний. Противники инициативы считают, что подобный штраф за накопление капитала может не сработать.
Предложение изложено в отзыве ВШЭ на проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Речь идет о ставке налога 20–24% для доходов физлиц свыше 12 млн и 24 млн руб. в год и о возвращении к ставке 24% или даже к 30% по налогу на прибыль (сейчас 20%) в сочетании с установлением эффективного инвестиционного вычета, отмечается в заключении ВШЭ. Достигнутый налоговыми органами уровень контроля и современная внешнеэкономическая ситуация «существенно ограничивают возможности бегства национального капитала» и вывода денег за рубеж, поэтому повышение налогов не приведет к массовой эмиграции налогоплательщиков, считают экономисты.
Читайте также: Каждая пятая компания в России не сможет расплатиться по налогам
Напомним, с 2021 года в России впервые за 20 лет введут прогрессивный элемент при налогообложении доходов физических лиц: НДФЛ вырастет с 13 до 15% для граждан с доходами выше 5 млн руб. в год (больше 416 тыс. руб. в месяц). Повышенным налогом будет облагаться часть доходов, превышающая 5 млн руб. При расчетах будут учитываться только периодические и активные доходы, например зарплата, дивиденды, доходы от продажи ценных бумаг, а разовые доходы, например от продажи личного имущества, из базы для повышенного налога будут исключены.
Так бюджет рассчитывает получить 60 млрд руб. дополнительных доходов в 2021 году, 64 млрд — в 2022 году и 68,5 млрд — в 2023 году. Средства будут направляться на лечение детей с редкими тяжелыми заболеваниями. В Минфине при этом уточнили, что другие варианты изменений по НДФЛ и налогу на прибыль сейчас не разрабатываются.
Партнер КПМГ Донат Подниек рассказал РБК, что вероятность повышения НДФЛ, тем не менее, есть:
Это наглядно демонстрирует весь период действия плоской 13-процентной ставки — сразу после ее введения с 2001 года регулярно появлялись инициативы по возвращению к прогрессивной шкале, и 20 лет спустя эти инициативы концептуально реализовались. Как говорится, вода камень точит.
Опрошенные ранее экономисты поясняли, что запланированное повышение налогов хотя и затронет незначительную долю россиян, имеет большой потенциал расширения в будущем. После «тренировки» на небольшой группе граждан в дальнейшем возможно повышение НДФЛ и/или снижение планки доходов для применения повышенной ставки, допускали эксперты.
ВШЭ предлагает облагать повышенным налогом только неинвестируемые доходы, поэтому такой подход «представляет собой своего рода штраф за накопление капитала», указывает Подниек.
«Стимулирование «кнутом» может сработать в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе эффективным не станет», — уверен партнер КПМГ.
При цели увеличить налогообложение доходов богатейших лиц бессмысленно повышать НДФЛ: они получают основные доходы не в виде зарплат, а в виде дивидендов, — считает заведующая лабораторией развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Корниенко. В связи с этим, по ее мнению, нужно вернуться к идее ужесточить правила налогового резидентства.
По мнению Подниека, более жесткие правила налогового резидентства логично вводить по мере роста привлекательности России для ведения бизнеса, совершенствования судебной системы, защиты предпринимателей от административного давления.
Сейчас россияне держат за рубежом более $400 млрд активов, оценивала консалтинговая фирма BCG. Причина низких поступлений налогов от КИК — в том числе сложные правила налогообложения. Поэтому часть российских бизнесменов отказались от налогового резидентства России, чтобы не декларировать прибыль контролируемых офшорных компаний.
Все налоговые изменения нужно рассматривать в комплексе, отмечает замдиректора центра развития ВШЭ Валерий Миронов: «Это как система сообщающихся сосудов. С одной стороны, государство, изъяв часть неинвестируемых средств корпораций, может направить их на антикризисные меры. С другой стороны, прибыли, находясь на счетах в банках, являются, например, ресурсом для выдачи кредитов».