Подписаться
Курс ЦБ на 18.01
102,41
104,86

«Пандемию пора считать постоянной угрозой, как риск пожара. В каждом городе есть пожарные»

«Пандемию пора считать постоянной угрозой, как риск пожара. В каждом городе есть пожарные»
Иллюстрация: pixabay.com

«Дело не в том, чтобы отгородиться от плохих новостей. Мы просто не должны отгораживаться от хороших новостей, которые так не любят журналисты». Как сохранить оптимизм в сложное время.

Американского психолога и профессора Гарвардского университета Стивена Пинкера часто называют главным оптимистом современности. Он рассказал Reminder о том, почему же мы не замечаем, что наша жизнь становится все лучше и лучше, и даже в пандемии есть положительные моменты. DK.RU выбрал из интервью главное.

— Я думаю, что пандемия еще нанесет огромный ущерб. Но судя по тому, что мы знаем о пандемиях из истории, рано или поздно нам удастся взять ee под контроль. Испанский грипп унес 50 миллионов жизней, если не больше. СПИД тоже продолжает убивать людей, хотя и гораздо медленнее. Мы сумели все обуздать. И с ковидом тоже справимся. Но ясно, что в ближайшем будущем нас ждет еще больше заражений и смертей.

— Я согласен — поразительно, что нашим главным оружием все еще остается изоляция, как и столетия назад. С другой стороны, срок между обнаружением болезни и установлением ее причины был феноменально коротким. Пока кто-то строил сумасшедшие конспирологические теории, научный мир очень быстро идентифицировал вирус и секвенировал его геном. Не прошло и года, как мы уже тестируем вакцины, которые были разработаны всего за несколько месяцев, и, вероятно, они будут доступны уже через год или раньше. Ничего подобного с другими заболеваниями не было.

Читайте также: Ни черной пятницы, ни рождественских витрин. Кого убьет очередной локдаун?

— Наше представление о мире часто определяют медиа, которые привыкли работать в диапазоне от одного дня до нескольких минут. Плохое в мире происходит очень быстро, будь то террористический акт или обрушение здания. Хорошее, как правило, накапливается долго. Прежде чем позитивный эффект станет ощутимым, часто проходят годы. Это сложно заметить. Хорошие события редко становятся новостями, хотя они способны менять мир. Например, сокращение бедности или уменьшение числа войн. И если какой-то внимательный человек не обратит внимания на статистику и графики, настоящая революция может пройти незамеченной для большинства. 

Дело не в том, чтобы отгородиться от плохих новостей. Нам нужно знать реальность. Мы просто не должны отгораживаться от хороших новостей. Проблема в том, что медиа не доверяют хорошим новостям. Я слышал от журналистов, что хорошая новость — все равно что реклама, то есть хорошее событие — это плохая журналистика.

Я вообще думаю, что новости должны охватывать более широкий спектр тем, а не только спорт, политику, погоду и бизнес. В новостях должна быть панель важных мировых и национальных индексов: уровень преступности, объем выбросов парниковых газов, смертность, количество войн в мире. Это надо отслеживать каждую неделю. 

На это могут сказать: люди ненавидят цифры и графики, не любят статистику. Но это неправда. Посмотрите на спортивные газеты или бизнес-издания — там сплошные цифры. И цифры даже лучше хороших новостей. Это голые факты.

— Вряд ли есть надежные данные о том, кто внес больший вклад в улучшение нашего мира — пессимисты или оптимисты. Но мне кажется, что скорее оптимисты. Потому что пессимизм может запросто превратиться в фатализм. Если вы думаете, что все становится только хуже, независимо от того, что мы делаем, зачем вообще беспокоиться, зачем пытаться, не лучше ли просто наслаждаться тем, что есть, пока это тоже не испортилось? И еще — это может способствовать радикализации. Если все наши институты терпят крах, никто не будет рассчитывать на реформы. Все решат: давайте просто от них избавимся — разрушим до основания, а потом построим на руинах лучший мир. Пессимизм может быть разрушительной силой. 

— С одной стороны, в нашем мире так много иррационального — конспирологические теории, шарлатанство, чудо-лекарства, всякие безумные идеи. С другой стороны, люди вполне способны быть рациональными. Мы, в конце концов, были на Луне. Мы создали теорию Большого взрыва и секвенировали геном. Даже те, кто верит в теории заговора, ходят на работу, выполняют свои обязанности, поддерживают порядок дома, заботятся о детях. Вы не станете просто верить, что в холодильнике есть еда, если ее там нет, потому что иначе вам придется голодать. Но если речь идет о политике или науке, вы поверите в ту реальность, о которой вам расскажут. 

Есть еще одна проблема. Люди считают, что их личные убеждения ни на что не влияют. Например, не изменят климат. И поэтому часто думают: какая вообще разница, во что я верю, правда это или нет? Но людям важно поверить, что их мнение имеет значение и может влиять на мир вокруг. Им нужна возможность проявить свою рациональность в общественной сфере и увидеть ее эффект. 

И еще одно: человечество переживало и худшие пандемии. Этот кризис принесет нам пользу, если мы научимся воспринимать пандемии как постоянную угрозу, примерно как риск пожара. В каждом городе есть пожарная служба. И пусть крупные пожары случаются только раз в два года, мы не закрываем пожарные отделения. Потому что последствия могут быть такими катастрофическими, что лучше потратиться на пожарных, чтобы они сохраняли бдительность. Нам нужна такая же эпидемиологическая пожарная служба: система раннего обнаружения, честные наблюдатели, мощности для быстрой разработки вакцин, более эффективные методы лечения вирусных инфекций. Страны мира должны объединить свои усилия в рамках ВОЗ и укрепить механизмы поддержания постоянной готовности. Потому что нас могут ожидать еще более опасные пандемии. 

— Я люблю вспоминать три правила физика Дэвида Дойча. Первое: проблемы неизбежны. Если у нас проблемы, это не значит, что мир рушится. Как раз наоборот — это нормальное состояние. Проблемы будут всегда, в том числе болезни. Второе: проблемы решаемы. Если решение не противоречит законам природы, то оно всегда возможно при наличии необходимых знаний. Поэтому нам нужно углублять знания. Мы всегда начинаем с неведения и затем учимся на ошибках. Совершать ошибки — это хорошо. Это признак того, что мы учимся. Третье правило: каждое решение создает новые проблемы, которые, в свою очередь, требуют решения. Кризис не означает, что проблема неразрешима. Но надо помнить, что на смену решенной проблеме всегда приходит новая. Это бесконечный процесс. Решить все раз и навсегда невозможно. 

Ранее на DK.RU: Постковидный рынок труда. 5 вопросов, которые важно задать работодателю в 2020 году

Самое читаемое
  • Очередное хищение на гособоронзаказе: экс-директор подшипникового завода пошел под судОчередное хищение на гособоронзаказе: экс-директор подшипникового завода пошел под суд
  • Россия экспортировала в США шоколадную продукцию на сумму $2,5 млнРоссия экспортировала в США шоколадную продукцию на сумму $2,5 млн
  • Песчаные пляжи, античность, этнопарк казаков, лотосы и лечебные грязи — это все ТаманьПесчаные пляжи, античность, этнопарк казаков, лотосы и лечебные грязи — это все Тамань
  • Генеральным директором «Уралхиммаша» стал вице-президент Группы СинараГенеральным директором «Уралхиммаша» стал вице-президент Группы Синара
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.