«Хорошее решение не равно правильное. Примите его осознанно и вовремя, пусть и с ошибкой»
«Есть 70% вводных — пора решать, ждать 100% — непозволительная роскошь. Решения как улицы — бывают двусторонние и односторонние. На одной можно развернуться. По другой ехать до конца». МНЕНИЕ.
Андрей Дороничев, директор по продуктам Google, пишет:
— Вы каждый день принимаете решения. Cтудент вы или руководитель — эту работу делают все. Но не всегда хорошо. Я сам косячу регулярно.
⠀
Вот четыре типичные ошибки:
— Несвоевременность. Мы тянем с решениями, из-за неопределенности. Мое правило: если понятно 70% вводных — пора решать. Порог у каждого свой, но ждать 100% — непозволительная роскошь. Помните, решения как улицы — бывают двусторонние и односторонние. На одной можно развернуться. По другой ехать до конца. Односторонние решения принимайте как можно позднее. Двусторонние же можно принять пораньше, а с появлением новых данных — изменить.
— Сужение выбора. Часто решение сводится к выбору вариантов. Выбор — не просто. Но все же проще, чем по-настоящему сложный вопрос «А чего в этом списке не хватает?». Поэтому, сведя проблему к набору опций («Мне взяться за проект, где много денег или за тот, где интересно?»), остановитесь и подумайте, а можно ли как-то получить «и то, и то»? Например, «Как бы мне обеспечить сторонний доход, а самому взяться за проект, где интересно?».
⠀
— Когнитивные искажения. Ваш мозг экономит энергию. Для этого он упрощает решения при помощи уловок. Например, считает более важной ту информацию, которая более доступна (availability bias), выбирает точкой отсчета цифру, которую услышал первой (anchoring bias) и т.д. Погуглите «congnitive biases», изучите список уловок и проверяйте себя по ним, когда принимаете решения.
Читайте также: «Хватит предавать себя ради мантры «будь мужиком». Нежные женщины знают о мужестве больше»
⠀
— Неосознанные решения. Каждый день 80% решений мы принимаем на автомате. Просыпаемся — идем в туалет. Открываем холодильник — что-то хватаем. До офиса — на автопилоте. Клиенту — стандартный ответ. И если в случае с туалетом неосознанное решение оправдано, то вот в случае с клиентом не всегда. Помните: решение ничего не решать — тоже решение. И чаще неверное.
⠀
И самое важное. «Хорошее» решение — не равно «правильное». Вы всегда будете ошибаться. Но решение хорошее, если оно принято осознанно, дисциплинированно и вовремя. А хороший лидер — тот, кто регулярно принимает хорошие решения. Потому что статистически они оказываются правильными чаще.
⠀
(Все, поумничал, теперь пойду принимать плохие решения. Начну с холодильника).