«Это не магазины, это эффективные склады». Как сеть «Светофор» захватила рынок ритейла РФ
Красноярская сеть, о которой не слышали в Москве, славится самыми низкими ценами и абсолютной непредсказуемостью ассортимента. Магазины чаще всего стоят в промзоне, но люди едут туда даже на автобусе.
В 2020 году самой быстрорастущей сетью супермаркетов стал красноярский «Светофор». Компания с выручкой в 189 млрд руб. заняла седьмое место в списке крупнейших FMCG-ритейлеров, при этом в Москве о ней не знают совершенно ничего.
Сеть отличается крайне низкими ценами, ее создатели вдохновлялись успехом образцового дискаунтера Walmart, но пошли дальше. То, что у них в итоге получилось, не имеет аналогов, пишет The Bell.
В 2020 году продажи сети «Светофор» прибавили почти 39%, подсчитала компания Infoline. Сравнимо — на 38% за год — вырос только «Вкусвилл». По зоне покрытия «Светофор» и вовсе лидер: его магазины работают в 76 регионах, X5 Retail Group — в 66. В середине 2017 года первые супермаркеты красноярской сети появились в Белоруссии. Сейчас их, по собственным данным компании, более сотни. Четыре «Светофора» работают в Германии — под брендом Mere. Как о конкурентах Aldi и Lidl о них там всерьез пишут издания уровня Focus и Deutsche Welle. Также Mere открываются в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Сербии. В планах — Испания, Франция, Греция, Великобритания. В сентябре 2019 года компания TS Markt LLC была зарегистрирована в Калифорнии.
Основали «Светофор» братья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они занимаются бизнесом уже почти 30 лет и за все эти годы не дали ни одного интервью. У компании нет не то что пресс-службы — даже официального сайта.
Система управления в сети близка к холакратии: менеджеры пользуются максимальной свободой — пока обеспечивают результат. Об этом говорят как сотрудники сети, так и участники рынка, которые за ней наблюдают.
В магазине любой другой сети, считающейся недорогой, те же товары могут стоить и в полтора, и в два раза дороже, чем в «Светофоре». Но объектов для прямого сравнения не так много — у «Светофора» специфический ассортимент. О большинстве производителей покупатели чаще всего не слышали и не услышат, а товары известных брендов часто продаются в нестандартной упаковке. Например, сырный продукт President в треугольниках везде лежит в упаковках по 140 г, в «Светофоре» — по 280 г.
Изначально идея была сделать магазины для 4–6% россиян, которые живут крайне бедно или даже за чертой бедности, — предполагает руководитель другой сети. — Но когда магазины стали открываться, оказалось, что это нужно гораздо большему числу людей. Сейчас уже и средний класс считает нормальным ходить в «Светофор».
«Низкие цены у нас достигаются за счет снижения расходов: это не только минимальное оформление торгового зала, упрощенная паллетная выкладка, но и небольшое количество персонала (десять человек на магазин площадью 1000 кв. м)», — перечисляет Александр Митрохин, директор по развитию «Светофора» в Санкт-Петербурге.
Ранее на DK.RU: «Дискаунтеры — не магазины для бедных. Но многие путают». 5 трендов ритейла
«Это не магазины, а именно склады [с кассовыми зонами], — комментирует топ-менеджер другой торговой сети. — В этом отличие «Светофора» от «Доброцена» и других дискаунтеров, с которыми его сравнивают. Они [создатели «Светофора»] не понимают, что такое магазин, но очень хорошо понимают, что такое эффективный склад: высотное хранение, весь товар приходит полными паллетами...»
По словам одного из менеджеров «Светофора», магазины открывают так, чтобы на каждый пришлось не менее 15 тысяч человек. Расстояние между двумя «Светофорами» должно быть больше 5 км. Выручка недавно открытого магазина в большом городе должна составлять около 10 млн рублей в месяц. Нормальная выручка — 30 млн, желательная — 50 млн рублей в месяц.
С поставщиками, как и с арендодателями, «Светофор» торгуется жестко: товар на полке должен быть минимум на 20% дешевле, чем в других сетях.
Они одни из первых начали продавать стоки: продукты, которые производители готовы по тем или иным причинам, что называется, сливать — или план надо выполнить, или срок годности истекает, — комментирует сооснователь Infoline Иван Федяков. — Это уникальная черта «Светофора», которая позволила ему удачно спозиционироваться: чтобы получить товар еще дешевле, вам придется его украсть.
Казалось бы, компании вроде Procter & Gamble или Valio не должны соглашаться на такие условия. Но они соглашаются, потому что «Светофор» в состоянии продать много товара.
Пресс-служба Valio сообщила, что пока в ассортименте «Светофора» те же позиции, что и в других сетях, но в компании заинтересованы в расширении сотрудничества и даже готовы рассмотреть разработку эксклюзивных предложений.
Читайте также: Плюс один «магазин для бедных». «Лента» вслед на X5 осваивает рынок вечного дисконта