Сплоченность команды и смелость к экспериментам — технология успеха Татьяны Зимариной
Вице-президент группы компаний «БиоВитрум», генеральный директор ООО «Гистоскан» рассказала, как вывести на международный рынок отечественный медицинский продукт.
Объем экспорта российских медицинских услуг с 2018 г. вырос в четыре раза, об этом заявил начальник отдела коммуникационных проектов Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава России Игорь Ширяев на пленарной сессии «Российской недели здравоохранения» 7 декабря. Это стало результатом реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг», стартовавшего пять лет назад в рамках национального проекта «Здравоохранение».
Участники пленарной сессии подчеркнули, что также необходимо развивать механизмы, обеспечивающие рост экспорта медицинских продуктов и технологий, создавая тем самым дополнительные источники финансирования системы здравоохранения Российской Федерации.
В этом направлении потенциал российских производителей далеко не исчерпан, считает Татьяна Зимарина, вице-президент группы компаний «БиоВитрум», генеральный директор ООО «Гистоскан». В 2018 г. под ее руководством был создан отдел экспорта, отвечающий за продажи собственной продукции «БиоВитрум» за рубеж. Компания производит лабораторное оборудование для патоморфологических исследований, микробиологические питательные среды, гистологический парафин и разрабатывает программное обеспечение для медицины. К 2021 г. выручка от экспортных операций составила 100 млн руб.
Сегодня российская компания поставляет продукцию собственного производства в страны СНГ, а также в Турцию, Пакистан, Португалию, Сербию и другие страны. В следующем году готовится к запуску совместное предприятие в Узбекистане. Более чем двадцатилетняя практика, сопряженная с исследовательской и научной работой, позволила Татьяне Зимариной разработать уникальные методики взаимодействия с медицинскими учреждениями других стран и создать условия для успешного выхода на международный рынок российского медицинского продукта.
Время экспериментов
Компания, в которую Татьяна Зимарина пришла после учебы в Санкт-Петербургском университете и стажировок в научных институтах Швеции и Норвегии со специализацией в онкогенетике, была первым на рынке России производителем и дистрибьютором продукции для патоморфологической диагностики — исследований, необходимых для выявления онкологических заболеваний на ранних стадиях и определения дальнейшей тактики их лечения.
Оборот компании составлял около 50 млн руб., предприятие остро нуждалось в расширении рынков сбыта, наращивании сети квалифицированных представителей и заказчиков, — вспоминает Татьяна Зимарина.
Будучи молодым энергичным исследователем, к тому же обладающим самыми современными знаниями и опытом международной профильной коммуникации, Зимарина активно включилась в решение актуальной задачи. Руководство компании предложило Татьяне должность руководителя отдела продаж. Так ее научная карьера, связанная с онкологической диагностикой, переросла в коммерческую деятельность, направленную на решение важной и социально значимой для страны проблемы — диагностики и лечения онкологических заболеваний.
Благодаря лидерским качествам и системному подходу, который сформировался в университете, в ходе научной практики и во время зарубежных стажировок молодой руководительнице удалось собрать команду единомышленников и за относительно короткое время вырастить из отдела в полноценную коммерческую службу с высококвалифицированными сотрудниками. Ключами успеха на старте эксперт называет кадры, сплоченность команды и смелость экспериментировать.
Стать дистрибьютором
Будучи руководителем коммерческой службы и высококвалифицированным медиком, Татьяна Зимарина сформировала новую политику продаж: решение самых острых проблем врачей через предложение современных и адаптированных под конкретные условия медучреждений продуктов. Ей удалось с успехом реализовать множество проектов: внедрение в практику работы врачей-патологов метода автоматизированной иммуногистохимической диагностики, решения для автоматизации лабораторий патоморфологии, для цифровой патологии (digital pathology) и другие. В результате компания из среднего игрока в секторе отечественного медицинского оборудования выросла в лидера российского рынка патоморфологической диагностики и стала пионером в технологических разработках для медицины.
С 2010 г. Татьяна Зимарина стала ключевым специалистом во взаимодействии с западными компаниями-поставщиками — РОШ (Швейцария), BD (США), Sakura и Nikon (Япония) и многими другими. Ей принадлежат лучшие практики управления продуктом и взаимоотношениями с поставщиками. Например, высококлассные партнерские отношения с поставщиком оборудования для гистологии Sakura вплоть до 2022 г. ежегодно подтверждались наградой от компании-поставщика «Дистрибьютор года».
Благодаря профессиональным находкам и достижениям Татьяны Зимариной оборот компании вырос с 1 млрд. руб. в 2010 г. и до 4 млрд. по итогам 2021 г. Эффективные методы работы коммерческого директора, сыгравшие ключевую роль в развитии компании, получили высокую оценку: она вошла в наблюдательный совет компании и стала курировать проекты стратегического развития.
Стать экспортером
Стратегическим проектом с 2018 г. стал вывод продукции «БиоВитрума» на международные рынки. Пришло время стать экспортером. Усилиями Татьяны Зиминой и под ее руководством компании удалось создать дистрибьюторскую сеть в Беларуси, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане, Латвии, Молдове, а также в других странах Европы, Азии и Ближнего Востока. Собственное лабораторное оборудование для патоморфологических исследований, микробиологические питательные среды и гистологический парафин российская компания поставляет сегодня более чем в 17 стран на всем евразийском континенте и дальше — от Португалии до Японии.
В рамках экспортной политики специалисты компании и лично Татьяна Зимарина участвуют в ведущих международных мероприятиях: конгрессах, семинарах и выставках Medica, ArabHealth, MedicalFair Asia. Дважды, в 2018 и в 2023 гг., команда под руководством Зимариной становилась лауреатом ежегодного всероссийского конкурса Санкт-Петербурга в области международной кооперации и экспорта «Экспортер года» в номинации «Экспортер года в сфере медицины и фармацевтики».
Я стремлюсь, чтобы наша продукция завоевала свое место в каждой лаборатории не только России, но и других стран, — рассказывает Татьяна Зимарина. — Для этого необходимо постоянно учиться и быть в курсе последних технологических открытий, чтобы суметь предложить их нашим партнерам.
Новые вызовы
Итоги реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг», которые обсуждали в ходе Российской недели здравоохранения в декабре, внушают оптимизм: основные цели достигнуты и созданы предпосылки для успешного освоения новых ниш — экспорта оборудования, материалов, внедрения отечественных цифровых технологий. Татьяна Зимарина является автором новейшего продукта компании — цифровой платформы для врачей-патологов Histoscan. Она позволяет существенно сократить сроки постановки диагноза до 1—2 дней, предоставляя врачам возможность получать консультации удаленно и работать с новыми современными цифровыми инструментами. Цифровое здравоохранение и проекты, воплощающие инновационные научно-технологические идеи, играют возрастающую роль в системе принятия врачебных решений во всем мире, это перспективное направление для российских медиков и разработчиков.
Пандемия 2020—2021 гг., санкционные ограничения 2022—2023 гг. стали для меня и для компании, в которой я работаю 20 лет, особенными вызовами, которые мы успешно преодолели, — делится Татьяна Зимарина. — Самое главное, что определяет смысл моей работы — это видеть, что реализованные мной проекты приносят пользу врачам России и других стран.
Читайте также на DK.RU:
«Тетюхин хотел, чтобы центр был полезен всей России»: чем живет знаменитый госпиталь?