
В начале 2000-х Россия стояла на пороге масштабных экономических преобразований.
Одним из ключевых направлений реформ стала модернизация налоговой системы, доставшейся в наследство от советских времен. Именно тогда были заложены основы современной модели налогообложения, которая позволила стране совершить настоящий рывок в развитии.
Когда плоское лучше прогрессивного
Архитектором налоговой реформы в России стал Алексей Кудрин, занимавший в 2000–2011 годах пост министра финансов. Именно он вместе с коллегами разработал концепцию радикального снижения и упрощения налогов, которая позволила вывести миллионы граждан и предприятий из тени.
СправКА
Ключевым элементом реформы стало введение с 1 января 2001 года единой ставки НДФЛ в размере 13%. Ранее в России действовала прогрессивная шкала, при которой люди с большими доходами платили до 30% от своих доходов в пользу бюджета. Как отметил в интервью для документального фильма «Крепость», Михаил Мишустин, занимавший тогда пост замминистра по налогам и сборам, это было революционное и непростое решение, в эффективности которого многие сомневались.
«Не верили, ссылались на кривую Лаффера, на различные другие расчеты, по которым многие не хотели опускать ставку», — рассказал Мишустин. При этом он подчеркнул, что трудно переоценить заслуги Кудрина и действовавшего в тот период главы Минэкономразвития Германа Грефа в проведении налоговой реформы. «Одна из самых важных заслуг» этой команды, по словам премьера.
СПРАВКА
Плоская шкала подоходного налога оказалась настолько эффективной, что ее базовые параметры сохраняются до сих пор. Несмотря на периодически возникающие дискуссии о возврате к прогрессивной ставке, власти последовательно отстаивают единый 13-процентный НДФЛ как оптимальный вариант.
Взгляд на реформу за океаном
Зарубежные эксперты быстро оценили успехи российских реформаторов. Уже в ноябре 2002 года влиятельная американская газета The Wall Street Journal опубликовала редакционную статью «Российский налоговый урок». В ней отмечалось, что Москва демонстрирует «лучшее понимание» принципов эффективного налогообложения, чем многие политики в Вашингтоне.
«Российская реформа началась всерьез в 2001 году, когда г-н Путин ввел 13-процентный плоский налог на доходы физических лиц, пришедший на смену спиралевидной системе, в которой предельная налоговая ставка равнялась 30%, — писала WSJ. — Затем был сокращен почти на треть, до 24%, налог на прибыли корпораций, ликвидировано большое количество «налоговых лазеек» для компаний, упрощены и сокращены пошлины на социальное обеспечение».
Издание подчеркивало, что в результате реформы налоговые поступления в бюджет резко выросли. Это произошло за счет расширения базы налогоплательщиков — люди поняли, что платить налоги выгоднее, чем уклоняться от них. «Это был классический результат кривой Лаффера — увеличенная налоговая база и резкий рост доходов от налогов», — отмечала газета.
В дальнейшем зарубежные СМИ не раз ставили российский опыт налоговых преобразований в пример другим странам.
Запущенная в 2000 году налоговая реформа оказала определяющее влияние на всю последующую экономическую политику России. По сути, она стала каркасом для большинства других преобразований, инициированных правительством в то десятилетие. Ключевые нововведения — от введения экспортных пошлин и НДПИ для нефтяников до усиления фискального контроля и централизации налоговых поступлений — предопределили многие знаковые события эпохи. Увеличение доходов бюджета позволило существенно нарастить социальные расходы и вернуться к реформам здравоохранения и пенсионной системы.
Налоговая революция для бизнеса
Параллельно с внедрением плоской шкалы НДФЛ команда российского правительства работала над другим важнейшим нововведением — упрощенной системой налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Ее запуск состоялся в 2003 году. В подготовке УСН активное участие принимали юристы из Министерства по налогам и сборам, в том числе Антон Устинов, прошедший путь от замглавы до руководителя правового департамента.
Справка
Главная идея УСН заключалась в замене целого ряда налогов одним единым платежом. Это снизило нагрузку на деловое сообщество и способствовало его выходу из тени. Предприниматели, чья выручка не превышала 15 млн рублей в год (на старте реформы), могли выбрать объект налогообложения — «доходы» (ставка 6%) или «доходы минус расходы» (15%). При этом большинство видов отчетности было упразднено, а бухучет максимально упрощен.
Введение УСН привело к взрывному росту числа малых предприятий и ИП.
Налоговая система в фокусе цифровизации
На первую половину двухтысячных пришелся процесс масштабной трансформации налоговой системы, направленный на ее адаптацию к реалиям цифровой эпохи. Этот год стал отправной точкой для перевода ключевых рабочих процессов налоговых органов в электронный формат и создания инфраструктуры для эффективного взаимодействия с налогоплательщиками в онлайн-среде.
В рамках масштабной реформы налогового администрирования была создана система электронной обработки данных и обмена информацией для обеспечения наиболее продуктивной межведомственной коммуникации. Внедрение передовых информационных технологий позволило существенно повысить скорость и точность обработки данных, минимизировать влияние человеческого фактора, снизить риски возникновения ошибок и злоупотреблений, и в целом — улучшить собираемость налогов и вывести многие потоки из тени.
Цифровизация способствовала повышению прозрачности и подотчетности фискальной системы. Внедрение различных сервисов, инструментов и последующее создание личных кабинетов для плательщиков позволило получать актуальную информацию о налоговых обязательствах, самостоятельно контролировать правильность начисления платежей и др.
Одной из главных задач в рамках этой трансформации было создание механизма подачи налогоплательщиками документов о полученных доходах и произведенных расходах в электронной форме. Это потребовало разработки специализированного программного обеспечения и внедрения систем электронного документооборота, способных обеспечить безопасную и надежную передачу сведений между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Для реализации этой задачи были предприняты значительные усилия по стандартизации форматов электронных документов, созданию единых протоколов обмена данными и обеспечению юридической значимости электронных подписей. Налогоплательщикам были предоставлены удобные инструменты для подготовки и отправки деклараций через интернет, что позволило существенно сократить временные и финансовые издержки, связанные с традиционным бумажным документооборотом.
Параллельно с внедрением электронной отчетности шла работа по модернизации ИТ-инфраструктуры налоговых органов и созданию единого информационного пространства. Ключевым элементом этого процесса стало подключение территориальных отделений налоговых органов к телекоммуникационной сети (ЕСПД) Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) в 2002 году.
Создание ЕСПД позволило наладить оперативный обмен данными между центральным аппаратом МНС и его региональными подразделениями, обеспечить доступ к базам данных и информационным ресурсам, а также унифицировать процессы налогового администрирования на всей территории страны. Это стало важным шагом на пути построения целостной и эффективной системы фискального контроля, способной быстро реагировать на изменения в экономической ситуации и противодействовать уклонению от уплаты налогов.
Цифровая трансформация налоговой отрасли, начатая в 2002 году, заложила основу дальнейшего развития электронных сервисов для налогоплательщиков, внедрения передовых аналитических инструментов и технологий больших данных в работу налоговых органов. Она стала важной вехой в построении современной, клиентоориентированной и технологически развитой фискальной системы, способной эффективно решать задачи по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов в бюджет, поддержке добросовестных налогоплательщиков и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в России.
Подписывайтесь на DK.RU в Дзен и Дзен.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.