Налоговый прорыв: как Россия построила одну из самых эффективных фискальных систем в мире

Налоговый прорыв: как Россия построила одну из самых эффективных фискальных систем в мире
Автор фото: Olga Oginskaya. Иллюстрация: pixabay.com

В начале 2000-х Россия стояла на пороге масштабных экономических преобразований.

Одним из ключевых направлений реформ стала модернизация налоговой системы, доставшейся в наследство от советских времен. Именно тогда были заложены основы современной модели налогообложения, которая позволила стране совершить настоящий рывок в развитии.

Когда плоское лучше прогрессивного

Архитектором налоговой реформы в России стал Алексей Кудрин, занимавший в 2000–2011 годах пост министра финансов. Именно он вместе с коллегами разработал концепцию радикального снижения и упрощения налогов, которая позволила вывести миллионы граждан и предприятий из тени.

СправКА

 
Алексей Кудрин — российский государственный деятель, экономист. В 2000–2011 годах — министр финансов РФ. С 2018 года возглавляет Счетную палату РФ. Доктор экономических наук. Под руководством Кудрина была проведена масштабная налоговая реформа, внедрена концепция «ненефтегазового дефицита бюджета», создан Стабилизационный фонд.
 

Ключевым элементом реформы стало введение с 1 января 2001 года единой ставки НДФЛ в размере 13%. Ранее в России действовала прогрессивная шкала, при которой люди с большими доходами платили до 30% от своих доходов в пользу бюджета. Как отметил в интервью для документального фильма «Крепость»Михаил Мишустин, занимавший тогда пост замминистра по налогам и сборам, это было революционное и непростое решение, в эффективности которого многие сомневались.

«Не верили, ссылались на кривую Лаффера, на различные другие расчеты, по которым многие не хотели опускать ставку», — рассказал Мишустин. При этом он подчеркнул, что трудно переоценить заслуги Кудрина и действовавшего в тот период главы Минэкономразвития Германа Грефа в проведении налоговой реформы. «Одна из самых важных заслуг» этой команды, по словам премьера.

СПРАВКА

 
Михаил Мишустин — премьер-министр РФ с января 2020 года. В 1998–2004 годах работал в Министерстве РФ по налогам и сборам, пройдя путь от помощника руководителя Государственной налоговой службы до заместителя министра. С 2010 по 2020 год возглавлял ФНС. Доктор экономических наук.
Герман Греф — председатель правления Сбербанка с 2007 года. В 2000–2007 годах — министр экономического развития и торговли РФ. Кандидат экономических наук. Один из идеологов налоговой реформы начала 2000-х.
 

Плоская шкала подоходного налога оказалась настолько эффективной, что ее базовые параметры сохраняются до сих пор. Несмотря на периодически возникающие дискуссии о возврате к прогрессивной ставке, власти последовательно отстаивают единый 13-процентный НДФЛ как оптимальный вариант.

Взгляд на реформу за океаном

Зарубежные эксперты быстро оценили успехи российских реформаторов. Уже в ноябре 2002 года влиятельная американская газета The Wall Street Journal опубликовала редакционную статью «Российский налоговый урок». В ней отмечалось, что Москва демонстрирует «лучшее понимание» принципов эффективного налогообложения, чем многие политики в Вашингтоне.

«Российская реформа началась всерьез в 2001 году, когда г-н Путин ввел 13-процентный плоский налог на доходы физических лиц, пришедший на смену спиралевидной системе, в которой предельная налоговая ставка равнялась 30%, — писала WSJ. — Затем был сокращен почти на треть, до 24%, налог на прибыли корпораций, ликвидировано большое количество «налоговых лазеек» для компаний, упрощены и сокращены пошлины на социальное обеспечение».

Издание подчеркивало, что в результате реформы налоговые поступления в бюджет резко выросли. Это произошло за счет расширения базы налогоплательщиков — люди поняли, что платить налоги выгоднее, чем уклоняться от них. «Это был классический результат кривой Лаффера — увеличенная налоговая база и резкий рост доходов от налогов», — отмечала газета.

В дальнейшем зарубежные СМИ не раз ставили российский опыт налоговых преобразований в пример другим странам.

Запущенная в 2000 году налоговая реформа оказала определяющее влияние на всю последующую экономическую политику России. По сути, она стала каркасом для большинства других преобразований, инициированных правительством в то десятилетие. Ключевые нововведения — от введения экспортных пошлин и НДПИ для нефтяников до усиления фискального контроля и централизации налоговых поступлений — предопределили многие знаковые события эпохи. Увеличение доходов бюджета позволило существенно нарастить социальные расходы и вернуться к реформам здравоохранения и пенсионной системы.

Налоговая революция для бизнеса

Параллельно с внедрением плоской шкалы НДФЛ команда российского правительства работала над другим важнейшим нововведением — упрощенной системой налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Ее запуск состоялся в 2003 году. В подготовке УСН активное участие принимали юристы из Министерства по налогам и сборам, в том числе Антон Устинов, прошедший путь от замглавы до руководителя правового департамента.

Справка

 
Антон Устинов — действующий глава правления страховой группы СОГАЗ. В 2000–2004 годах работал в Министерстве РФ по налогам и сборам. Занимался подготовкой поправок в Налоговый кодекс по введению плоской шкалы НДФЛ в размере 13%. Участвовал в разработке правовой базы для введения системы электронной обработки налоговых данных в качестве стандарта в работе подразделений, формирования механизма предоставления деклараций в онлайн-виде, подключения территориальных налоговых управлений к ведомственной телекоммуникационной сети.
 

Главная идея УСН заключалась в замене целого ряда налогов одним единым платежом. Это снизило нагрузку на деловое сообщество и способствовало его выходу из тени. Предприниматели, чья выручка не превышала 15 млн рублей в год (на старте реформы), могли выбрать объект налогообложения — «доходы» (ставка 6%) или «доходы минус расходы» (15%). При этом большинство видов отчетности было упразднено, а бухучет максимально упрощен.

Введение УСН привело к взрывному росту числа малых предприятий и ИП.

Налоговая система в фокусе цифровизации

На первую половину двухтысячных пришелся процесс масштабной трансформации налоговой системы, направленный на ее адаптацию к реалиям цифровой эпохи. Этот год стал отправной точкой для перевода ключевых рабочих процессов налоговых органов в электронный формат и создания инфраструктуры для эффективного взаимодействия с налогоплательщиками в онлайн-среде.

В рамках масштабной реформы налогового администрирования была создана система электронной обработки данных и обмена информацией для обеспечения наиболее продуктивной межведомственной коммуникации. Внедрение передовых информационных технологий позволило существенно повысить скорость и точность обработки данных, минимизировать влияние человеческого фактора, снизить риски возникновения ошибок и злоупотреблений, и в целом — улучшить собираемость налогов и вывести многие потоки из тени.

Цифровизация способствовала повышению прозрачности и подотчетности фискальной системы. Внедрение различных сервисов, инструментов и последующее создание личных кабинетов для плательщиков позволило получать актуальную информацию о налоговых обязательствах, самостоятельно контролировать правильность начисления платежей и др.

Одной из главных задач в рамках этой трансформации было создание механизма подачи налогоплательщиками документов о полученных доходах и произведенных расходах в электронной форме. Это потребовало разработки специализированного программного обеспечения и внедрения систем электронного документооборота, способных обеспечить безопасную и надежную передачу сведений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Для реализации этой задачи были предприняты значительные усилия по стандартизации форматов электронных документов, созданию единых протоколов обмена данными и обеспечению юридической значимости электронных подписей. Налогоплательщикам были предоставлены удобные инструменты для подготовки и отправки деклараций через интернет, что позволило существенно сократить временные и финансовые издержки, связанные с традиционным бумажным документооборотом.

Параллельно с внедрением электронной отчетности шла работа по модернизации ИТ-инфраструктуры налоговых органов и созданию единого информационного пространства. Ключевым элементом этого процесса стало подключение территориальных отделений налоговых органов к телекоммуникационной сети (ЕСПД) Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) в 2002 году.

Создание ЕСПД позволило наладить оперативный обмен данными между центральным аппаратом МНС и его региональными подразделениями, обеспечить доступ к базам данных и информационным ресурсам, а также унифицировать процессы налогового администрирования на всей территории страны. Это стало важным шагом на пути построения целостной и эффективной системы фискального контроля, способной быстро реагировать на изменения в экономической ситуации и противодействовать уклонению от уплаты налогов.

Цифровая трансформация налоговой отрасли, начатая в 2002 году, заложила основу дальнейшего развития электронных сервисов для налогоплательщиков, внедрения передовых аналитических инструментов и технологий больших данных в работу налоговых органов. Она стала важной вехой в построении современной, клиентоориентированной и технологически развитой фискальной системы, способной эффективно решать задачи по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов в бюджет, поддержке добросовестных налогоплательщиков и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в России.

Подписывайтесь на DK.RU в Дзен и Дзен.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.