«У бизнеса есть острая потребность в перевооружении производственных мощностей»
В 2024 г. рынок лизинга показал себя лучше прогнозов. Для этого специалистам пришлось искать новые ниши и реструктурировать процессы. Тем не менее, на 2025 год они смотрят с осторожностью.
Есть признаки, что в ближайшем будущем отрасль лизинга продолжит умеренное развитие, ведь бизнес нуждается в наращивании темпов производства, а значит в закупе оборудования, считакт эксперт в лизинговой сфере Роман Албагачиев, экс-заместитель генерального директора федеральной компании «ДельтаЛизинг» по Южному региону.
За последние пять лет Роман увеличил кредитный портфель макрорегиона на 220%, прибыль — на 180%, а в кризисный 2014-й ему удалось вернуть существенный объем безнадежной задолженности. Он рассказал, как себя чувствует отрасль в условиях санкций и как лизинговым компаниям справиться с кризисом.
После начала геополитического кризиса многие зарубежные компании отказались платить по контрактам, что сказалось на российском бизнесе. Как отреагировали лизинговые фирмы?
— Еще недавно некоторые клиенты сталкивались с ограничениями во время пандемии. Многим из них потребовалась реструктуризация на время остановки бизнеса. История повторилась. Из-за того, что в последние два года европейские производители начали отказываться от исполнения заключенных контрактов, произошел резкий рост стоимости европейских предметов лизинга. Все эти изменения оказывают влияние на бизнес в России. Лизинговые компании идут навстречу и стараются поддержать бизнес.
Каковы тенденции на рынке лизинга? На что может рассчитывать бизнес в 2025 г.?
— В 2024 г. бизнес продемонстрировал хорошую динамику и прирост, но продолжить такую тенденцию в 2025-м достаточно трудно. Параллельный импорт помогает лизингополучателям продолжить реализацию своих производственных планов по модернизации производства. Компании из Китая, Индии, Турции активно наращивают объемы поставок предметов лизинга, пытаясь полностью возместить европейских и американских производителей.
Но в ближайшее время основным сдерживающим фактором бурного развития будет значительное повышение Центральным банком России ключевой ставки. Предлагаемые банками и лизинговыми компаниями ставки финансирования порой превышают маржинальность действующего бизнеса многих клиентов. Часть бизнеса переходит в режим ожидания приемлемых условий финансирования.
Какие направления деятельности сейчас наиболее актуальны?
— Автолизинг, включая грузовой и легковой транспорт, строительная техника и оборудование продолжают быть наиболее востребованными у клиентов.
Несколькими лет назад вы расширили филиальную сеть компании, открыв офисы в Южном федеральном округе. С момента организации бизнеса в новом для компании макрорегионе вы получили (и удержали) долю рынка на уровне до 10%. Благодаря чему это удалось?
— При открытии офисов в Южном федеральном округе конкуренция среди лизинговых компаний была достаточно комфортной, что позволило активно выйти на рынок и занять свою нишу. Мы предлагали индивидуальные условия по финансированию грузового транспорта, спецтехники и оборудованию. Клиенты охотно откликались на наши предложения и быстро реализовывали свои проекты. Постепенно многие лизинговые компании увидели привлекательность бизнеса на Юге России и начали активную экспансию и расширение своих филиальных сетей. Доля бизнеса плавно перераспределилась среди всех участников лизингового рынка.
Возможно ли сейчас масштабирование бизнеса?
— Мы наблюдаем увеличение средней суммы сделки в компании и по отрасли в целом, что обусловлено в первую очередь значительным ростом стоимости предметов лизинга. Но и количество сделок быстро набирает темп. Учитывая геополитические риски, многие лизинговые компании настороженно относятся к прогнозам. Но есть игроки, которые продолжают расширять свою филиальную сеть, надеясь на продолжение роста бизнеса.
Вы достигли минимального уровня просроченных задолженностей в макрорегионе в истории компании. Благодаря чему это удалось?
— Благодаря грамотно выстроенным партнерским отношениям. Начиная с первой встречи с потенциальными лизингополучателями — иногда это происходит задолго до начала реального сотрудничества, — мы уже выстраиваем партнерские отношения, которые перерастают в итоге в долгосрочные и взаимовыгодные отношения. Сотрудники компании консультируют клиентов еще до начала заключения договора, выявляя реальные потребности будущих лизингополучателей, учитывают специфику клиента, используют индивидуальный подход для выстраивания стратегии долгосрочного сотрудничества. При таком тщательном взаимодействии с клиентом можно на ранней стадии определить успешность реализации рассматриваемого проекта.
В 2014 г. вы смогли вернуть компании безнадежную задолженность в 11% кредитного портфеля с помощью изъятия тяжелой спецтехники с территории Чечни. Почему пришлось к этому прибегнуть?
— В определенный момент один из крупных застройщиков Краснодарского края начал испытывать серьезные трудности с вводом в эксплуатацию уже построенных жилищных комплексов, а также с получением разрешений на строительство вновь возводимых объектов. Возникли неплатежи по действующим договорам лизинга, и клиент решил переместить всю профинансированную нами технику на территорию Чеченской Республики, предварительно не уведомив лизинговую компанию как собственника данного имущества. Таким образом он хотел избежать возможного изъятия техники.
Пока шли юридические процедуры по получению исполнительных листов на изъятие нашего имущества из пользования третьих лиц, мы тщательно искали технику по всей территории Северного Кавказа. Итог поисковых мероприятий — вся техника (автобетононасосы, автокраны, автопогрузчики, экскаваторы и самосвалы) была перемещена на территорию Краснодарского края и Ростовской области и реализована для закрытия действующих договоров лизинга с клиентом.
Каковы эффективные способы взыскания долгов в сфере лизинга?
— Есть несколько путей развития событий. Сначала мы анализируем реальное финансовое состояние клиента на момент возникновения трудностей. Если возможность в ближайшем будущем оплачивать лизинговые платежи сохраняется, прибегаем к реструктуризации и помогаем плавно войти в график. Если же финансовое состояние клиента не позволяет вернуть долг, стоит предложить ему совместно с лизинговой компанией найти покупателей на предмет лизинга и за счет этих денег досрочно закрыть договор.
Есть ситуации, когда продажа не помогает покрыть основной долг и убытки лизинговой компании. Тогда в приоритете — взыскание дебиторской задолженности с клиента и его поручителей, которые являются реальными собственниками бизнеса.
Самый неприятный вариант развития событий — когда клиент и платить не может, и на контакт не идет. Тогда следует изымать предмет лизинга и реализовывать его третьим лицам.
Вы писали статью об эффективных стратегиях минимизации финансовых рисков в лизинговых компаниях. Каковы основные тактики?
— Первое — оценка кредитоспособности клиента: анализ финансовой отчетности, проверка кредитной истории и текущих долговых обязательств. Второе — диверсификация портфеля. При проблемах у одного или нескольких крупных клиентов риски минимизируются за счет распределения активов между различными клиентами, отраслями экономики и регионами. Третья стратегия — резервирование и страхование рисков. Резервы помогут покрыть потенциальные потери, а страховка — неплатеж со стороны клиентов.
Вы входите в экспертный совет федеральной бизнес-премии «Строительство, инфраструктура и финансы» и форума «Власть и девелопмент — развитие малых городов России». Как оцениваете инвестиционные стратегии участников в разрезе развития малых городов России?
— Положительно. Наиболее эффективные и устойчивые проекты были созданы с учетом изменений в законодательстве, экономики региона, инновационных технологических решений и анализа рисков. Кроме того, большинство участников бизнес-премии ориентированы на долгосрочное развитие городов, а не на краткосрочную выгоду. Это выигрышный подход.
Вы были судьей на премии «Время инноваций» как эксперт в области развития субъектов РФ, оценивали работы в номинациях «Организационно-управленческая инновация года» и «Лучший проект по внедрению инноваций». Каковы основные барьеры для внедрения технологий?
— Во-первых, это недостаток финансирования. Эту проблему можно решить с помощью привлечения государственных грантов, субсидий и льготного кредитования. Во-вторых, это консервативность менеджмента, который использует устаревшие системы и методы работы. В этом случае нужно обучать руководство и сотрудников основам управления инновациями, проводить семинары и привлекать экспертов для оценки потенциала нововведений. В-третьих, это недостаток квалифицированных кадров. Поможет переобучение сотрудников, сотрудничество с вузами и обмен опытом с зарубежными компаниями.
Ранее вы работали в банковской сфере старшим инспектором отдела инвестиционного кредитования. Какие факторы влияют на развитие рынка?
— Выделение правительством субсидий на приобретение автотранспорта определенно позитивно сказывается на продажах. Каршеринг и такси продолжает стимулировать автолизинг легкового транспорта. А импортозамещение помогает российским производителям оборудования наращивать объемы продаж, что в свою очередь стимулирует клиентов финансироваться в лизинговых компаниях на приобретение данных предметов лизинга.
Как член международной профессиональной ассоциации GLOBAL BUSINESS & FINANCE вы взаимодействуете с экспертами по всему миру. Как будет развиваться рынок лизинга в ближайшем будущем?
— В настоящее время рынок лизинга набирает обороты. У бизнеса есть острая потребность в перевооружении производственных мощностей, грузового транспорта и строительной техники. Это позволяет надеяться на продолжение темпа развития отрасли.