Уроки лидерства от сооснователя Wakepp Эдуарда Лебедева: как мотивировать и вдохновлять
Подробный гайд для тех, кто хочет создать крутую команду в которой каждый нацелен на результат. В нём есть самое ценное: честный и живой опыт, позволяющий трезво взглянуть на ситуацию в вашем бизнесе.
Управление персоналом — это всегда непросто. Эдуард Лебедев, руководитель компании WakeApp, открыто заявляет: чтобы улучшить бизнес — оцените свои отношения с командой. За 11 лет работы Эдуард прошёл тернистый путь проб и ошибок, что в корне изменило его подход к лидерству и помогло эффективно сонастроить цели компании с потенциалом сотрудников.
Ваш результат = ваша ответственность
Экономические кризисы, потребности клиентов, растущая конкуренция. Новые вызовы и проблемы не обходят стороной любые, даже очень устойчивые бизнесы. Можно жаловаться на внешние обстоятельства, а можно взять «быка за рога» и вдохновить команду на успех.
На старте работы агентства WakeApp, тогда ещё молодую компанию ждал провал многообещающего проекта с потерей клиента. Эдуард не скрывает: рыночные условия крайне не благоволили и в целом, можно было смело сослаться на всю сложность и нестабильность ситуации. Вместо обвинений и претензий, руководитель решился на открытый диалог с командой, в результате которого были собраны все мнения по этому вопросу. Компания выявила причины ошибки и разработала план, благодаря которому получилось не только вернуть клиента, но и закрыть намного более прибыльный проект.
Зачастую поиск виноватых — это просто перекладывание ответственности. Эту историю Эдуард характеризует как ключевую, ставшую первым серьёзным уроком: руководитель — это не просто способность принимать решения. Там, где другие видят только проблемы, настоящий лидер видит точку роста. На примере личной ответственности он формирует коллектив, в котором главенствуют доверие и честность, но главное — каждый понимает свою роль и ценность.
Культура радикальной откровенности
Бояться прямой критики — черта многих руководителей. В работе WakeApp также случались ситуации, когда культура обратной связи терпела массу неудач. Как высказать свое мнение и не испортить отношения с персоналом? Конструктивная откровенность — это не про жёсткость, а про искреннюю заботу о развитии специалиста.
Из опыта агентства, Эдуард вспоминает ситуацию, в которой велась работа над многоэтапным проектом. Сроки постоянно срывались, чему способствовали как объективные сложности, так и нежелание команды говорить о реальных причинах задержек. Разумеется, решить вопрос выговором — самый простой и очевидный способ. Однако как решить проблему на перспективу?
«Был проведен полный разбор ситуации с командой» — отвечает Эдуард, — «в процессе диалога я сделал акцент не на обвинениях, а на возможности услышать каждого сотрудника».
По мнению Эдуарда, именно этот шаг позволил создать безопасное пространство, в котором члены команды больше не боялись открыто признавать ошибки. Люди поняли: откровенность — это не угроза. Руководитель показал им, что их мнение ценно, а ошибки — это возможность вырасти как профи. Проект был завершен в оговоренные сроки, ведь только честная команда способна учиться на своих ошибках и достигать поставленных целей.
Ситуационное лидерство — искусство адаптации
Ситуационное лидерство — это метод гибкого управления, при котором руководитель меняет свой подход ориентируясь на уровень компетентности персонала.
«Универсального руководства не существует», — считает Эдуард Лебедев. «Новый сотрудник может нуждаться в четких инструкциях, в то время как более опытный эффективен в режиме большей самостоятельности».
По словам Эдуарда, он не сразу доверился этой концепции. Однако один из случаев показал обратное: серьезные трудности потребовали большей гибкости.
«На одном сложном проекте мы столкнулись с тем, что некоторые члены команды буквально не понимали что делать из-за недостатка опыта, а другие — были готовы чуть ли не в одиночку решать все задачи. Взглянув на этой, я принял решение комбинировать разные подходы», — признается Эдуард, — «с новичками работал более тесно, давал больше пояснений, опытные сотрудники получили больше доверия и свободы, по сути став лидерами на время».
По словам основателя WakeApp, результат удивил, а сама команда сработала очень сплоченно. Каждый трудился над своей задачей и, что особенно важно, адаптивность лидера помогла укрепить доверие и повысить ответственность команды за результат.
Навык эмоционального интеллекта
Конфликты преследуют людей в любой из сфер жизни. Чтобы решить спор быстро и без потерь, важно уметь понимать истинную причину громких эмоций, что всегда на руку успешному лидеру.
«Однажды у нас разгорелся конфликт», — делится Эдуард, — «между двумя довольно значимыми специалистами. Было множество взаимных обвинений и недовольств, ссора переросла в намерение уйти из компании, что грозило большими потерями для всех. Я долго не понимал, что делать в этой ситуации, ставки были почти как в казино. Но в итоге я принял решение не торопиться, а выслушать обе стороны».
Эдуард Лебедев, сооснователь WakeApp. Личный архив
Эдуард отмечает, что в основе его подхода было желание понять подчиненных. На это ушло немало сил и терпения, было организовано несколько встреч, как индивидуальных, так и общих. В результате стало понятно, что коллегам не хватало признания их достижений со стороны агентства. Откровенный разговор выявил также нехватку индивидуальных встреч с руководством, на которых персонал мог бы отмечать свои успехи и вносить предложения.
К счастью, конфликт был разрешен и все члены команды остались довольны результатом. Сотрудники поняли, что их чувства важны для компании, а любой вопрос решаем, если сразу прибегнуть к открытому диалогу с руководством.
«Эмоциональный интеллект — это не врожденный талант» — подчеркивает Эдуард.
«Этому можно и нужно учиться, ведь каждый человек хочет быть услышанным. Только искренний интерес к людям и регулярная работа над собой помогут укрепить лидерские позиции. Для руководителя это очень мощный инструмент».
Постоянное обучение как двигатель роста
Технологический прогресс не стоит на месте, а значит современный рынок требует от бизнеса высокой обучаемости. На данный момент это главный показатель конкурентоспособности, однако хорошая обучаемость — это не самое главное, куда важнее стремление учиться и не останавливаться на достигнутом.
«На практике всё начинается с примера, который подает руководитель», — отмечает основатель WakeApp, — «личное участие лидера демонстрирует важность обучения. Я всегда посещал курсы и конференции, делился инсайтами и опытом, старался сделать интерес к саморазвитию заразительным для своих сотрудников». Говоря об обучаемости, Эдуард приводит в пример ситуацию, когда компания запустила программу «День знаний» — курс мини-лекций между сотрудниками. Специалисты из разных областей рассказывали про свой опыт, отвечали на вопросы коллег, повышали навык публичных выступлений. Всего за 2-3 месяца стало заметно, что климат в коллективе изменился к лучшему, сотрудники стали более продуктивными. Регулярное обучение должно быть системным: в таком случае люди не просто накапливают знания, но и стремятся экспериментировать, не боятся нового, чаще предлагают свои идеи, высказывают мнения.
Культура обучаемости создает коллектив, который всегда будет готов к вызовам времени и решению нестандартных задач. Однако важно, чтобы теория всегда шла об руку с практикой, а руководитель компании регулярно поддерживал и поощрял стремление к обучению.
Делегирование полномочий и ответственности
Разговоры о делегировании все больше на слуху и это неспроста: данный способ существенно облегчает будни руководителя, помогая направить все усилия на ключевые аспекты управления.
Однако многие руководители по-прежнему предпочитают все делать самостоятельно, ошибочно считая, что так будет надежнее. Боязнь рисковать? «Это заблуждение приводило меня к постоянной перегрузке, в результате чего снижалась эффективность всей команды», — признается Эдуард Лебедев. «Однажды я осознал, что могу не справиться, под угрозой был очень масштабный проект. Пришлось освоить это нелегкое искусство».
Что можно делегировать, а что нет? Иногда участие руководителя просто необходимо. И все же есть задачи, которые можно доверить подчиненным и тем самым помочь им повысить свой профессиональный уровень.
«У меня был срочный вылет на Кипр. Разработкой отчетов занялись аналитики, хотя до этого они занимались только техническими задачами. Результат очень порадовал: один специалист предложил улучшить процесс анализа данных, что помогло ускорить подготовку отчетов на 30%».
Эдуард Лебедев, сооснователь WakeApp. Личный архив
Зачастую нежелание делегировать кроется только в недоверии. Руководитель должен четко обозначить желаемый результат и оснастить сотрудника всем необходимым, в то время как второму важно чувствовать, что ему действительно доверяют и не умаляют его профессиональные качества.
«Однажды я доверил менеджеру среднего звена подготовку продающей презентации. Ранее он никогда этим не занимался. Мы оговорили цели, у него осталось место и для самостоятельных решений. Это был успех и ощутимый рост его профессиональной уверенности».
Обратная связь — еще один важный элемент делегирования. Без нее сотрудники могут быстро потерять интерес, поэтому важно проявлять взаимное уважение, обсуждать успехи, вовремя вносить предложения. Это способствует профессиональному росту компании, поэтому руководителю не стоит бояться делегирования, а использовать его как инвестицию в формирование по-настоящему самодостаточного коллектива.
Управление изменениями как шаг к развитию
Прогресс набирает обороты: цифровые технологии, искусственный интеллект, социальные сети и другие головокружительные трансформации. Кто-то буксует на месте, боясь перемен как рулетки в казино. Однако успешный лидер не просто принимает их, но и использует в интересах бизнеса.
Агентство WakeApp неоднократно работало в условиях, когда нововведения были неизбежны. «Мы работали над внедрением нового ПО и на первом этапе коллектив очень настороженно воспринял эту новость. Сотрудники боялись переработок и непредсказуемого результата», — вспоминает Эдуард Лебедев. «Без прозрачной коммуникации внедрение ПО было бы обречено на провал, поэтому первым шагом я организовал встречу, на которой мы обсудили план работ с возможностью ответить на вопросы сотрудников, выделить им время, ресурсы на обучение и дать всю необходимую поддержку. Некоторые вносили свои предложения, что позволило нам разгрузить коллектив, автоматизировать часть процессов».
Опасения прошли не сразу, но в итоге переход прошел плавно и без стрессов. WakeApp сократили время обработки задач на 20%, а работа компании приобрела более прозрачную и последовательную стратегию. «Чтобы управлять изменениями, руководитель должен быть готов к неопределенности и сопротивлению. Ваши помощники — системность и личный пример, на котором вы можете показать, что изменения — это не угроза, а рывок к развитию».
Командный дух и как его сформировать
Работа на результат, умение справляться с вызовами и преодолевать кризисы — все это под силу только сплоченному коллективу с сильным командным духом.
«Это невозможно без целенаправленной работы руководителя», — без сомнений утверждает основатель WakeApp. Один из примеров, который кардинально изменил подход агентства к формированию командного духа, стал выход на международный рынок.
«Раньше я думал, что достаточно найти лучших в своем деле. Однако позже, когда мы взяли в работу крупный международный проект, стало ясно что все дело в атмосфере, в которой работают люди. Разница в опыте почти сразу привела к отчуждению внутри команды. Я понял, что нужно срочно организовать открытую встречу, где каждый поделится своим видением без нравоучений».
Члены команды WakeApp провели открытое собрание, дав слово каждому сотруднику, независимо от возраста или опыта. Эдуард также инициировал неформальный тимбилдинг, на котором участники могли поделиться своим видением решения нестандартных задач. Люди охотно обменивались мнениями, все больше фокусируясь на совместной работе и достижении поставленных целей.
«Я также ввел систему поощрения, чтобы каждый сотрудник чувствовал, что его вклад видят и, конечно же, очень ценят. Речь не просто о «хорошей атмосфере», командный дух — это культура взаимоуважения и взаимопомощи. Создавая такой настрой, руководитель создает коллектив, в котором каждый чувствует себя частью чего-то важного».
Планируем и мыслим стратегически
Стратегическое мышление и планирование — это то, что позволяет лидеру иметь четкий план и способность легко адаптироваться под изменения окружающей среды. «Сперва я воспринимал это как что-то туманное, мало применимое в списке ежедневных задач. Уже первый серьезный вызов дал понять, что без продуманного плана команда теряет ориентир. Мы поняли это, когда выходили на международный рынок в Кипре», — вспоминает Лебедев.
Эдуард Лебедев, сооснователь WakeApp. Личный архив
«Адаптация продукта и контакт с новыми, во всех смыслах, партнерами требовал абсолютно свежего взгляда. У нас был конкретный пошаговый план: сперва адаптация продукта, потом работа с местными специалистами и наконец — создание устойчивых каналов продаж. Это позволило нам избежать хаоса».
Всё, что оставалось — это получить рекомендации от местных специалистов и постоянно отслеживать прогресс. В результате даже получилось внедрить обновление, которые усилило позиции бренда на новом рынке. Последовательность, которая характерна для стратегического мышления, в разы упрощает работу с командой, но главное позволяет всегда иметь почву под ногами даже в условиях крайней турбулентности.
Заключение
Любой из упомянутых принципов базируется на самом главном: желании лидера работать с коллективом, вдохновлять его на развитие и достижение общих целей. Успех создают люди, поэтому руководитель должен помнить, что их мотивация — основа процветания любого бизнеса. Лидер, осознающий свою ответственность за развитие сотрудников, получает в награду команду, способную решать любые задачи и работать на благо компании.