Подписаться
Курс ЦБ на 23.01
98,28
103,24

Александр Курочкин: Цифровое неравенство ликвидируем

Полушутя-полусерьезно глава самарского филиала ОАО «ВолгаТелеком» (ВТ) говорит, что абонентов его компании кризис не затронул. Утверждать это Александру Курочкину позволяет тот факт, что по итогам

Полушутя-полусерьезно глава самарского филиала ОАО «ВолгаТелеком» (ВТ) говорит, что абонентов его компании кризис не затронул. Утверждать это Александру Курочкину позволяет тот факт, что по итогам сложного для многих 2009 года ВТ зафиксировал у себя приток клиентов, прежде всего— в сегменте корпоративных пользователей. Клиентов привлек новый уровень сервиса компании, а вместе с ними у компании выросли и доходы. Поэтому г-н Курочкин не согласен с прогнозами, согласно которым в этом году рынок широкополосного доступа увеличит интернет-скорости, нарастит число абонентов, вместе со всем этим резко увеличится и объем потребляемого трафика, но— выручка останется на прежнем уровне. «В сравнении с Москвой и Петербургом ситуация в Самарской области в 2008-2009-мгг. была хуже. Теперь трафик действительно растет, и растет стремительно. И выручка тоже растет»,— говорит Александр Курочкин.
Многие игроки рынка постоянно расширяют перечень предоставляемых ими телекоммуникационных услуг. В одном пакете могут присутствовать одновременно интернет, телефония, кабельное телевидение, видеонаблюдение и т.д. По словам Александра Курочкина, «конвергенция обязательно будет происходить и дальше. Прежде всего потому, что так удобно пользователю, который сможет получить полный пакет услуг». В то же время он оговаривает, что право на жизнь имеют любые компании: «Например, тем, кто предоставляют услуги исключительно юрлицам, вообще вряд ли нужно включать в свой пакет телевидение. Для себя мы давно определили, что будем предоставлять весь спектр услуг. К тому и идем. Например, в апреле запускаем в тестовую эксплуатацию услуги IP-TV».

M&A маловероятны
Укрупнения рынка связи за счет слияний или поглощений в ближайшее время ожидать не стоит. «Чисто теоретически это возможно,— говорит Александр Курочкин.— Но все-таки я не думаю, что нечто подобное произойдет. Рынок прибавляет каждый год 5-8%. Куда эффективнее сегодня не покупать готовую компанию (вместе с которой можно, как кота в мешке, получить и скрытые проблемы), а развивать свою и захватывать рынок». Хотя конкуренция в Самаре, безусловно, отличается остротой. Но у конкуренции этой есть свои особенности.
— Самара— уникальный регион: у нас очень много альтернативных операторов. С одной стороны, это хорошо. С другой— это усеченная конкуренция. Там, где не присутствует «ВолгаТелеком», может работать всего лишь один альтернативный оператор связи, который таким образом становится на этой территории монополистом. Но при этом его не контролирует ФАС, он может вводить свои тарифы, свободно относиться к техническим нормам на обслуживание.
Как могла возникнуть такая ситуация?
— Наше отсутствие в каких-то районах— следствие того, что у компании не было системы активных продаж. Здесь долгое время доминировал принцип «клиент идет к оператору» Абонент должен был прийти, написать заявку, потом ее рассматривали, удовлетворяли Поначалу крупные компании даже открывали у себя подразделения, которые занимались тем, как правильно написать запрос в «ВолгаТелеком»... Потом появились альтернативные операторы, которые сами пошли к клиентам. Последним остается только договор подписать.
А «ВолгаТелеком» продолжал работать по прежней системе. Поэтому с начала моей работы здесь мы посвятили несколько месяцев тому, чтобы создать коммерческий блок, ориентированный именно на активные продажи. Это было выше понимания многих и внутри компании, и вовне: «Как это так? «ВолгаТелеком» будет заниматься продажами?» Но мы все-таки выстроили качественные бизнес-процессы. И к нам пошли корпоративные пользователи, которые до этого обслуживались у альтернативных операторов. Мы сейчас понимаем, что им не хватало сервиса.
С физическими лицами мы также теперь работаем более активно. Не только выдерживаем заявленные скорости, но и внедряем новые формы оплаты— через интернет-банкинг и т.п. В марте поставили вопрос о приобретении собственных терминалов. Сейчас изучаем предложения производителей и поставщиков. Пока планируем, что это будут терминалы по оплате услуг только «ВолгаТелеком». И, вопреки рыночным тенденциям, увеличиваем число сотрудников, занятых именно на обслуживании клиентов.
Насколько велика территория, которая все еще не охвачена вашей компанией в Самаре?
— В процентах— немного. А в абсолютных значениях речь может идти о десятках тысяч домохозяйств, юрлиц и т.п. И мы будем продолжать наращивать свое присутствие.
Этот проект может быть неясен с точки зрения экономической выгоды. Но нужно понимать, что речь идет и о задаче обеспечения обороноспособности. Малый оператор в случае чего собрал чемодан с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, сел на самолет и улетел за границу. А «ВолгаТелеком» так сделать не может. Мы решаем государственные задачи. По сути это восстановление исторической справедливости: изначально сооружения связи были государственными, потом часть их была приватизирована, причем альтернативным операторам отошли целые станции. И на протяжении длительного времени почему-то все новостройки телефонизировались именно этими маленькими компаниями, хотя их тарифы были значительно выше, чем у «ВолгаТелекома». Но оператора выбирали застройщики.
Наша программа развития на 2010 год нацелена именно на то, чтобы войти во все те районы, где сейчас «ВолгаТелекома» нет. Не только в Самаре, но и по всей области. Пусть не везде есть газ, но интернет обязан быть везде.
К сожалению, собственники помещений, где мы должны расположить оборудование, зачастую ведут себя как персонаж в рассказе Михаила Задорнова: «Я посмотрел и увидел в его взгляде вопрос, что у меня можно украсть». Мы приходим, чтобы преодолеть цифровое неравенство, чтобы услуги связи в селах были не хуже, чем в городе, а на нас зачастую смотрят лишь на предмет того, чем бы за наш счет поживиться. И еще есть такая нехорошая специфика глубинок— вандализм: часто вырезают кабели, повреждают социальные таксофоны.
Сейчас ситуация с застройщиками меняется? Будет ли вы обеспечивать связью, например, строящийся сейчас «Волгарь»?
— В «Волгаре» переговоры уже проведены, но не с нами, а с альтернативным оператором. Впрочем, нам никто не может помешать войти туда. Тем более что дома в «Волгаре» еще не достроены, и у нас есть все шансы к моменту заселения начать предоставление услуг связи их жильцам.
Сейчас со всеми застройщиками наша компания ведет активные переговоры. В принципе не должно быть ситуации, при которой оператор не может войти в построенный объект. Иначе этим вопросом должны заниматься органы правопорядка и прокуратура.
Различий между ADSL и FTTB немного
В прошлом году самарский филиал ВТ резко повысил скорости доступа в интернет, одновременно сделав ставку на безлимитные тарифы, и при этом сохранив плату за пользование услугой на прежнем уровне. Предположение, что изменения эти произошли под влиянием конкуренции на рынке связи, г-н Курочкин категорически опровергает. Да, в Самаре предложением «Интернет до 2 мбит/сек» уже никого не удивишь, и этому уровню нужно как минимум соответствовать. А вот Тольятти, по выражению Александра Курочкина,— город, который «немного обижен связистами». Что уж говорить о малых городах и сельской местности, где конкурировать «ВолгаТелекому» практически не с кем.
— Наша задача состоит прежде всего в том, чтобы ликвидировать цифровое неравенство. А только от того, что мы повысили скорости доступа, наша клиентская база не изменилась бы. Достаточно было сделать это в Самаре, гораздо меньше потратить денег и на этом успокоиться. Потому что ни в Тольятти, ни в райцентрах ни один конкурент не давал никогда скоростей, которые были бы больше, чем у ВолгаТелекома. И я рад, что, несмотря на титанический объем работ, все прошло без сбоев, и у нас нет эффекта «водопоя»— даже в пиковые часы интернет работает по заявленной скорости.
Как отреагировали подчиненные на поставленную вами задачу?
— Сначала— с некоторым скептицизмом. Но я все-таки сам связист и твердо убежден: если уж у нас люди на Луну летают и оттуда по телефону разговаривают, то уж в Самарской области мы просто обязаны цифровое неравенство устранить. Поэтому в установленный срок все было сделано, сначала Самара, Тольятти, потом все районные центры. Сейчас мы продолжаем заниматься населенными пунктами, где скорость доступа в интернет еще недостаточно высока.
На самом деле этот проект— лишь верхушка айсберга. Мы сейчас радикально меняем технологию предоставления услуг, переходим с ADSL на FTTB— «оптику до дома».
Это означает, что технология ADSL действительно устарела и от нее пора отказываться?
— Нет. Вообще многие из нас, особенно молодежь, любят навешивать ярлыки: «ADSL— это плохо. FTTB— хорошо». Услышали умные слова, освоили ряд кнопок на компьютере и уже обсуждаем высокие материи, различия в технологиях, протоколах, выстраиваем прогнозы на будущее отрасли связи и мировой экономики в целом.
Если серьезно разобраться в технологиях доступа в интернет, то мы поймем, что инженерный подход в ADSL и FTTB в принципе один. Есть оконечный узел доступа, который привязывается к сети оператора оптикой, а к этому узлу по медной паре подсоединяется конечный абонент. Медная пара может быть витой парой или телефонной «лапшой»— по большому счету разницы нет. Телефонная «лапша» на небольших расстояниях работает не хуже, чем витая пара. А дальше узел доступа можно расположить на территории оператора, и тогда последняя миля до абонента будет достаточно длинной. Эта технология как раз и называется технологией ADSL. Если этот узел расположить как можно ближе к абоненту— установить в его доме, на чердаке или в подвале,— то мы получаем технологию FTTB.
У каждой технологии свои плюсы и минусы. Если «железо» расположить в подъезде, на чердаке или в подвале, надежность связи без применения дополнительных мер защиты, будет ухудшена. Его могут украсть, повредить и т.п. Что почти невозможно при нахождении оборудования на охраняемой территории оператора. С точки зрения скорости, конечно же, «железо», расположенное максимально близко к абоненту, позволит работать на более высоких скоростях. Но современное оборудование ADSL может и у нас обеспечить скорость до 8 МБит/сек. Мы этого предела еще не достигли. Да и нужна ли сейчас такая скорость большинству абонентов?
Опять же надо понимать, что можно декларировать по технологии FTTB скорость в 100 мбит/сек, а реальный выход на внешний канал будет всего 128 кбит/сек. Большая скорость будет только на последней миле, но не в сети. Просто у оператора не будет возможности на своей сети обеспечить такой магистральный ресурс, которого хватило бы всем его клиентам. И такое мы видим сплошь и рядом в Самаре у альтернативных операторов.
Если обе эти технологии имеют право на существование, почему «ВолгаТелеком» занялся проектом FTTB?
— FTTB— это задел на послезавтра. Мы создаем техническую возможность, при которой в каждую квартиру будет входить порт, позволяющий передавать 100 Мбит/с, а в дальнейшем— и до 1 Гб/с информации. Например, по этим же сооружениям мы будем включать IP-TV, другие услуги, которые завтра появятся, и мы должны быть к этому готовы.
При этом технически это должно быть более совершенно и более защищено. Не по столбам и в подъездах с открытым доступом тащить провода, а классически— под землей. Каждый дом будет иметь два отдельных входа. Должно быть резервное энергопитание. И обязательно— договоры с собственниками жилья, с управляющими компаниями, для которых мы делаем дополнительно проект мониторинга. В перспективе возможно с помощью этой технологии мониторить качество уборки, показания энергоприборов, газовых счетчиков, водяных и т.д.
«ВолгаТелеком» будет развивать эфирный интернет в Самарской области?
— Конечно, проще и дешевле поставить вышку с антенной и через нее общаться с клиентами, чем иметь большую инфраструктуру, которая и сама стоит больших денег и ее еще нужно обслуживать и обеспечить ее сохранность. Но у эфирной связи есть и обратная сторона медали. Эфирный ресурс ограничен, и нельзя впихнуть в него больше, чем он может выдержать. Еще одна проблема— электромагнитная экология. Мы много говорим о загрязнениях воды и почвы. Однако сильное насыщение электромагнитными волнами также не идет на пользу живым организмам. Вы заметили, что из наших квартир исчезли тараканы? Их убили сотовые телефоны— такова самая рабочая гипотеза на сегодняшний день. Частота излучаемых волн достаточно хорошо накладывалась на габариты тел тараканов. И если мы переведем все свое общение в радиочастотный диапазон, то кто же тогда будет следующий?
Подведя оптику к дому или офису, мы— без всяких излучений и дефицита ресурсов— полностью покроем потребности физических и юридических лиц в связи на ближайшие несколько десятилетий. В оптическом волокне даже при существующих технологиях умещается огромное количество информации. И на сегодняшний день это лучшая технология.
Мы не отказываемся от развития эфирных технологий, но понимаем, что человек— существо биологическое, и ему должно быть комфортно во всех смыслах слова. И чтобы удовлетворить потребности человека в информации хотя бы теоретически, нужно делать ставку на фиксированную связь. Мировой опыт показывает, что стационарный телефон останется навсегда, просто он будет дополнен массой других функций, к примеру, видеотелефонией. Мобильная связь сохранит свою нишу, однако будущее— все равно за фиксированной.

 

 

 

 

Александр Курочкин
Родился 27 июля 1967 года в Куйбышеве
Образование: В 1990 году окончил Куйбышевский электротехнический институт связи, в 2004-м— Поволжскую государственную академию телекоммуникаций и информатики ПГАТИ. Оба вуза— с отличием.
Карьера: В 1992-2000гг.— инженер-электроник «Самарского телеграфа» В 2000 г. возглавил отдел продаж филиала «Связь-Сервис» ОАО «Связьинформ», в феврале 2004-года— отдел организации продаж VIP- и корпоративным пользователям расчетно-сервисного центра СФ ОАО «ВолгаТелеком» С октября 2004 г. работал в ООО «Эквант». В 2006-2007гг.— директор филиала ЗАО «Синтерра» в Самаре В 2007-2009гг.— директор филиала «Комстар-Поволжье» С 17 июля 2009 года— заместитель генерального директора, директор СФ ОАО «ВолгаТелеком»

 

Самое читаемое
  • Большого найма не будет, будут большие сокращения — Алена Владимирская — о работе в 2025-мБольшого найма не будет, будут большие сокращения — Алена Владимирская — о работе в 2025-м
  • В Свердловской области создадут рыбхоз для разведения ценных видов рыбВ Свердловской области создадут рыбхоз для разведения ценных видов рыб
  • Екатеринбург перестанет принимать международные почтовые отправленияЕкатеринбург перестанет принимать международные почтовые отправления
  • Стало известно, как сильно упали продажи новых квартир в крупных городах РоссииСтало известно, как сильно упали продажи новых квартир в крупных городах России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.