Среди элит зреет недовольство властью
Впервые с 2005 г. в Ростове на Дону экспериментальным путем был зафиксирован рост относительной депривации* населения по политическим ценностям. В обществе выросло недовольство действиями власти.
Это выявило исследование, проведенное НИИ «Институт политических и медиаметрических исследований» (ИПМИ) в ноябре 2011 года, в ходе которого было опрошено 1539 человек. Подобные исследования в регионе проводились регулярно начиная с 2005 года, однако целью исследований было выявление потенциальных сторонников «оранжевых» революций.
Собственно депривация (как неудовлетворенность политическими ценностями) присутствовала всегда, но ее интенсивность была низкой, так как недовольными были исключительно низшие слои населения, не имеющие реальных ресурсов для того, чтобы изменить что-либо. Осень этого года кардинально изменила положение дел. Сегодня самыми неудовлетворенными в политическом смысле слоями донского общества стали те, на кого пытается опереться губернатор — представители донской элиты. Самую большую долю депривированных (более 20%) составляют собственники бизнеса и топ менеджмент, еще по 16,7% — творческая обеспеченная элита, включая редакторов и пиарщиков, и высококвалифицированные работники, а также по 13,3% — инженеры и дети элит. В переводе на количественные показатели отметим, что только по Ростову 18 тыс. человек (то есть каждый четвертый представитель среднего и высшего класса, имеющий уровень дохода от 40 тыс. руб. на человека и выше) чувствуют себя политически неудовлетворенными и требующими реализации своих ожиданий. В противном случае они готовы поддержать любого, кто даст им даже призрачную надежду или возможность отомстить, показало исследование.
Большинство зарубежных источников по политической конфликтологии говорит о том, что эта масса недовольных может стать критической в любой момент. Ведь градус напряженности возникает тогда, когда уже есть деньги, общественное признание и не хватает только политического участия. Серая масса обывателей, которые не имеют ни денег, ни общественных притязаний, никогда не поднимется против правителя, чего нельзя сказать об обеспеченных людях. Именно они начинают втайне финансировать оппозицию и саботировать решения власти, доводя их до абсурда. Собственно, настоящее исследование это и показало — элиты настроены критически и готовы работать против власти.
История знает множество подобных примеров, как относительно старых — Франция 1789 года, Война за независимость США, так и молодых — практически все мировые революции колониальных стран в 60 х годах. Единственно верным шагом уцелевших руководителей было оперативное канализирование политического протеста — допустить элиты к политической власти. Это происходило как за счет ускорения ротации выборных органов (уменьшение сроков пребывания у власти выборных лиц), так и за счет увеличения количества выборных должностей, расширения представительства и создания суррогатов институтов политической власти.
По факту, губернатору Василию Голубеву необходимо срочно проводить в регионе политические реформы.
Необходимо уменьшить сроки полномочий депутатов городских и районных дум и Законодательного собрания области до четырех или даже трех лет. При этом региональный парламент желательно вообще выбирать каждые два года по 50%. Один раз — по партийным спискам, второй — по мажоритарным (по аналогии с конгрессом США). Это даст возможность снять политическую напряженность и более чутко относиться к чаяниям народа.
Возможен также вариант создания районных выборных советов на уровне городских районов Ростова на Дону. Можно создать также общественные и консультативные советы при всех ветвях и уровнях власти. При этом крайне желательным будет проведение прямых выборов мировых судей. Или хотя бы необходимо объявить о движении в сторону будущей выборности. В противном случае сроки нахождения у власти некоторых ее самых видных представителей могут быть скорректированы в меньшую сторону. В любом случае, нынешним областным властям предстоит сильно постараться, чтобы в ближайшем будущем создать 18 тыс. «политических мест» для наиболее активных депривированных представителей среднего и высшего класса.