Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

«План Путина» не выполнен

Алексей Кудрин, государственный деятель, экс-министр финансов РФ, предлагает свой набор ответов на стоящие перед страной вызовы - как в сфере госвласти, так и в основах экономической политики

Мне довелось быть на деловом завтраке Давосского экономического форума с участием лидеров российского бизнеса и ведущих мировых инвесторов. Это был хороший завтрак. Но он запомнился мне другим. Обсуждался вопрос, какие ключевые вызовы стоят перед Россией. В числе предложенных вариантов для выбора был и такой: «Отсталость политической системы, ее неспособность подтолк­нуть необходимые реформы». Я выбрал именно этот вызов как ключевой.

Конец прошлого и начало текущего года с их дискуссиями, протестными выступлениями показали, что общество становится более зрелым, растет политическая конкуренция. Это как раз то, чего, как мы неоднократно подчеркивали раньше, нам не хватало. Для меня это знак времени — скорее положительный, поскольку, по моему мнению, мы должны привыкнуть к оппонированию власти, к обсуждению любых вариантов, в том числе альтернативных.

Один из цивилизованных механизмов такого оппонирования — выборы. Если мы будем продолжать проводить выборы так, как раньше (а все мы знаем, что они не всегда были прозрачными), мы неизбежно будем опять скатываться к нецивилизованным формам оппонирования. Поэтому шаги президента и премьера к либерализации политической системы — это, по-моему, один из исторических моментов, которые проходит наша страна.

Соглашусь с экономистами, которые в качестве ключевого вызова выдвигают проблему эффективности власти. С разных сторон рассматривают эту проблему, говорят о необходимости приватизации как способа снизить влияние государства на экономику, но, с моей точки зрения, приватизация — менее важный вопрос по сравнению с эффективностью работы самих государственных органов управления. Дело в объеме регулирующих, надзорных функций государства, в возможности через административные структуры давить на бизнес. Приватизируем мы госкомпании, но административная среда — давление на бизнес — останется, и очень часто это давление с целью получать взятки.

Как перестроить власть, чтобы избавиться от этого давления? Вот мои тезисы. Первое — стратегическое планирование и расстановка приоритетов. Власть должна объявить свои приоритеты и их придерживаться. А потом через механизм политического оппонирования общество должно выяснить: приоритеты выдержаны или нет. Например, в 2008 г. у нас был обнародован «план Путина». Что по факту? Расходы на пенсионную реформу, оборонный бюджет или другие социальные траты существенно вышли за пределы, обозначенные в этом плане. То есть буквально уже через два года мы оторвались от этой программы полностью. Казалось бы, мы какие-то хорошие вещи сделали, но тем самым мы себя ограничили в других областях — скажем, в строительстве инфраструктуры.

Другой мой тезис — участие государства в экономике через госсубсидии и льготы. Мы выдаем их неупорядоченно, у государства есть фавориты, которые получают эти льготы и субсидии. Мы после кризиса за массой антикризисных мер вообще потеряли границу, где государство должно работать, а где бизнес. В новых федеральных целевых программах эта граница стала размываться. Нам казалось, что мы должны чуть ли не создать с нуля новые отрасли за счет существенного дотирования государства. Я спорил с этими программами, но, к сожалению, они реализуются. Например, речь идет о создании конкурентоспособной фармацевтической отрасли сейчас и быстро — всего за пять лет. Для этого надо дать больше субсидий этой отрасли. По сути, инициатива частного бизнеса отступает на второй план, предприниматели в этой отрасли будут демотивированы.

Еще одна составляющая политики государства — база экономического роста. Предшествующее десятилетие — это время роста, базировавшегося на увеличении спроса. В 2006-2007 гг. количество денег в экономике приросло на 50-60%. Основа этого роста — деньги от продажи нефти и газа. Это не вполне эффективные каналы поступления средств в экономику. Сегодня мы должны строже относиться к использованию нефтегазовых денег и превратить финансовые институты в механизмы отбора направлений и проектов для финансирования. Сейчас, когда нас заливает нефтегазовыми деньгами, ЦБ повышает ставку рефинансирования, перекрывая другие каналы финансирования экономики. Нефть и газ перестроили институциональную основу финансирования нашей экономики. Вот вызов, на который мы должны ответить.

Колонка написана на основании выступления на конференции
«Тройки Диалог» и Сбербанка «Россия 2012»

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.