Андрей Смирнов: Небоскребам не место в центре
Кризис, с одной стороны, лишил Самару средств на решение многих градостроительных проблем. С другой— дал время на более детальную проработку норм развития города, который до 2008 года строился бурн
Кризис, с одной стороны, лишил Самару средств на решение многих градостроительных проблем. С другой— дал время на более детальную проработку норм развития города, который до 2008 года строился бурно, но бессистемно.
Пока проекты приложений к генплану находятся в процессе разработки, инвесторы не спешат осваивать новые территории. Впрочем, спрос на площадки с начала 2009 года заметно снизился, и прежде всего пропали заявки на большие проекты, констатирует главный архитектор Самары, руководитель Комитета градостроительства и архитектуры городского округа Андрей Смирнов: «Остались в основном не такие значительные— на формирование земельных участков для небольших магазинов, офисов. Еще год назад я говорил: зачем сейчас отводить новые земельные участки под строительство офисных центров?! Их уже — переизбыток в Самаре. Не хотелось бы, чтобы Самара превратилась в кладбище офисов».
А что сегодня нужно строить в Самаре?
— Самаре не хватает жилья. Ведь кроме 766-го квартала и еще нескольких площадок на перспективу, нет ничего: аукционы по продаже сформированных участков для строительства жилья областное министерство строительства и ЖКХ не проводит. Город проводит аукционы на право заключения договоров на развитие застроенных территорий. Но реализация проекта по каждой такой площадке— это семилетняя перспектива для города. Проблема в том, что городу необходимо развивать большие по площади территории. Это требует немалых инвестиций, а инвестор сейчас небогат. Чтобы можно было формировать небольшие участки, глава города принял ряд постановлений— о разработке проектов планировки территорий. Сейчас утверждены четыре подобных проекта.
Но что это дает городу?
— Размежеванные земельные участки. Уже по инициативе муниципалитета они будут направляться в Минстрой для проведения аукционов по предоставлению этих участков под строительство жилья. Если развитие застроенных территорий— это процесс на семь лет (именно на такой срок заключается договор), то аукционы по предоставлению земельных участков по разработанным проектам планировки— это следующий год, а начало строительства на таких площадках— 2011-й. Согласитесь, это ускоряет развитие!
Что касается резервов земли под строительство, то их я вижу в уводе под землю линий электропередач. Посмотрите, какие сетевые коридоры под ЛЭП оставлены на 5-й просеке, улицах Солнечная, Ново-Садовая. Их нужно использовать под строительство и иные общественные цели.
В какие проекты инвесторы готовы вкладывать средства уже сейчас?
— Инвесторы думают, что у нас очень хорошо с туризмом— у них есть желание строить гостиницы, торгово-развлекательные центры. Интересно, что есть заявки на частные детские сады, и это нормально. Большой интерес проявляют к строительству гаражей. Вопрос паркингов— очень важный для города, поэтому такие заявки мы поощряем. В центре города нужны многоуровневые гаражи. По ним предложения есть, но пока нет конкретных инвесторов. Заметен интерес к строительству спортивных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов. Надеемся, что стадион «Торпедо» обретет «новую жизнь» после реализации проекта СПЗ-групп.
Заводы покидают центр
Идея освободить центр Самары от промышленных предприятий в Самаре обсуждается давно. Но пока не вполне ясно, когда освободятся одни территории и как будут застраиваться другие.
Когда начнется развитие заводских территорий?
— Собственники ЗИМа в течение последнего года не обращаются в комитет по этому вопросу. Был градостроительный совет, где им дали предложения, сделали замечания, на что собственники обещали подумать, но больше не появлялись.
Территория 4-го ГПЗ— это проект застройки «Самара-центр». Не так давно он прошел процедуру публичных слушаний, был одобрен, градостроительная документация по данному проекту утверждена главой городского округа. Инвестор сейчас занимается уточнением параметров проекта, а с 2010 года приступит к реконструкции сетей.
Другие предприятия готовы освобождать свои площадки?
— Да, Самарский завод клапанов, например. Хочу отметить, что в нашем городе есть опыт модернизации таких территорий. Достаточно вспомнить про «КИНАП». Также можно привести пример здания Самарского элеватора, где сейчас реализуется проект культурного центра для молодежи.
Как вы относитесь к идее вывести все крупные промпредприятия Самары и Тольятти в некую единую зону между этими городами?
— Сама жизнь толкает нас на такое развитие. Агломерация— задекларирована она или нет,— является естественным процессом. А чтобы она начала работать, достаточно найти инвестора, который разместил бы на пути между Тольятти и Самарой логистический центр. Мы недооцениваем поселок Прибрежный, который имеет всю необходимую инфраструктуру. И в этом районе могут быть площадки для строительства промышленных предприятий. Мы не понимаем уникальности мест слияния рек Сок и Волга— это же транспортный клубок! А у нас там карьер. Удивительно.
Бичом Самары до принятия генплана было самовольное изменение застройщиками этажности зданий. Изменит ли ситуацию принятие Карты высотного регулирования? Когда она должна появиться?
— У нас есть большие градостроительные грехи по этажности, они совершены до нас, и мы их вынуждены признать и искать архитектурные пути для их исправления. За нами тоже могут быть грехи— это неизбежно, надеюсь, они будут намного меньше. Разработка карты высотного регулирования должна была начаться в этом году, но из-за кризиса торги перенесли на 2010-й.
Где в Самаре можно строить небоскребы?
— В центре точно нельзя. Их место— при въезде на Московское шоссе, в районе ИКЕА. Были предложения строить небоскребы до 100 этажей в районе улиц Красноармейская, Галактионовская, даже эскизы делали. К счастью, дальше эскизов дело не пошло.
В августе был утвержден перечень зданий-памятников в Самаре. В списке— порядка двух тысяч зданий, многие в плохом состоянии. Реально ли сохранить все эти памятники архитектуры? Кто этим будет заниматься?
— Сейчас создается механизм привлечения инвесторов. Есть те, кто понимает ценность отреставрированного памятника, и нужно сделать так, чтобы именно они оказались собственниками таких зданий с необходимыми обременениями. Я пока не хочу называть этих инвесторов, хотя мы с ними уже оцениваем проекты реставрации. Сегодня реставрационными работами в Самаре занимаются лишь несколько организаций. Основная же масса застройщиков, если вопрос касается уже построенных объектов, в лучшем случае имеет опыт реконструкции, но не реставрации.
У Самары появится Комплексная транспортная схема?
— Ее разработкой мы уже занимаемся. Есть несколько вариантов развития транспортной сети города. Например, в генеральном плане заложено строительство моста в створе улицы Владимирской, но по расчетам специалистов— он не нужен. А в районе улицы Речной, напротив, необходим.
Еще проблема— обводная дорога. Заводское шоссе у нас сейчас находится, грубо говоря, не на месте. Транспортный поток с него должен идти либо вниз, ближе к Самарке, либо вверх к железнодорожным путям, что потребует, в свою очередь, больших затрат.
Проспект Кирова должен стать магистралью регулируемого движения со всеми вытекающими последствиями: развязками, надземными и подземными пешеходными переходами. Тогда как скоростная магистраль от железнодорожного вокзала до аэропорта «Курумоч», по расчетам, не набирает достаточное число пассажиров.
Депутаты губернской думы опасаются, что из-за строительства моста в створе улицы Фрунзе на нее хлынет грузопоток, что может привести к разрушению памятников архитектуры. Разделяете вы эти опасения?
— Город нуждается в строительстве нового моста либо по улице Фрунзе, либо по Самарской. Областной минтранс подготовил технико-экономическое обоснование строительства. В результате все пришли к выводу, что целесообразно все-таки строить мост в створе улицы Фрунзе. Если построят обводную магистраль, которая должна пройти вдоль берега Самарки, то весь транзитный транспорт будет направлен туда, и памятники архитектуры на улице Фрунзе не пострадают.
Новый Южный автовокзал также изменит старую часть города. Сейчас здесь живет всего 60 тысяч населения— для центрального района это немного. Сюда в основном приезжают работать. То есть это деловая часть города и такой она должна остаться.
Андрей Смирнов
Главный архитектор г.о. Самара.
Родился в 1963 году в городе Куйбышеве.
Образование В 1985 году окончил архитектурный факультет Куйбышевского инженерно-строительного института.
Карьера: С 1984 по 1992 год – институт «Самарархпроект». С 1985 по 1992 год – архитектор института «Куйбышевпромзернопроект». С 1992 по 1995 год - архитектор ПСФ «Аста». С 1996 по 1998 год - главный архитектор АО «Коттедж». С 1998 по октябрь 2006 года - руководитель архитектурного бюро «Аста». С 2006 года - главный архитектор города Самары. С 1997 года член Союза архитекторов России. Строить стали меньше
Источник: Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
Небоскребам не место в центре
Генеральный план развития Самары был принят в марте 2008 года— всего за несколько месяцев до того, как в мире разразился кризис, который приостановил бурное и пока еще не вполне системное развитие города. Теперь к генплану требуется «приложить» еще ряд документов, в том числе Правила застройки и землепользования, Комплексную транспортную схему, Карту высотного регулирования.
Пока проекты приложений к генплану находятся в процессе разработки, инвесторы не спешат осваивать новые территории. Впрочем, спрос на площадки с начала 2009 года заметно снизился, и прежде всего пропали заявки на большие проекты, констатирует главный архитектор Самары, руководитель Комитета градостроительства и архитектуры городского округа Андрей Смирнов: «Остались в основном не такие значительные— на формирование земельных участков для небольших магазинов, офисов. Еще год назад я говорил: зачем сейчас отводить новые земельные участки под строительство офисных центров?! Их уже — переизбыток в Самаре. Не хотелось бы, чтобы Самара превратилась в кладбище офисов».
А что сегодня нужно строить в Самаре?
— Самаре не хватает жилья. Ведь кроме 766-го квартала и еще нескольких площадок на перспективу, нет ничего: аукционы по продаже сформированных участков для строительства жилья областное министерство строительства и ЖКХ не проводит. Город проводит аукционы на право заключения договоров на развитие застроенных территорий. Но реализация проекта по каждой такой площадке— это семилетняя перспектива для города. Проблема в том, что городу необходимо развивать большие по площади территории. Это требует немалых инвестиций, а инвестор сейчас небогат. Чтобы можно было формировать небольшие участки, глава города принял ряд постановлений— о разработке проектов планировки территорий. Сейчас утверждены четыре подобных проекта.
Но что это дает городу?
— Размежеванные земельные участки. Уже по инициативе муниципалитета они будут направляться в Минстрой для проведения аукционов по предоставлению этих участков под строительство жилья. Если развитие застроенных территорий— это процесс на семь лет (именно на такой срок заключается договор), то аукционы по предоставлению земельных участков по разработанным проектам планировки— это следующий год, а начало строительства на таких площадках— 2011-й. Согласитесь, это ускоряет развитие!
Что касается резервов земли под строительство, то их я вижу в уводе под землю линий электропередач. Посмотрите, какие сетевые коридоры под ЛЭП оставлены на 5-й просеке, улицах Солнечная, Ново-Садовая. Их нужно использовать под строительство и иные общественные цели.
В какие проекты инвесторы готовы вкладывать средства уже сейчас?
— Инвесторы думают, что у нас очень хорошо с туризмом— у них есть желание строить гостиницы, торгово-развлекательные центры. Интересно, что есть заявки на частные детские сады, и это нормально. Большой интерес проявляют к строительству гаражей. Вопрос паркингов— очень важный для города, поэтому такие заявки мы поощряем. В центре города нужны многоуровневые гаражи. По ним предложения есть, но пока нет конкретных инвесторов. Заметен интерес к строительству спортивных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов. Надеемся, что стадион «Торпедо» обретет «новую жизнь» после реализации проекта СПЗ-групп.
Заводы покидают центр
Идея освободить центр Самары от промышленных предприятий в Самаре обсуждается давно. Но пока не вполне ясно, когда освободятся одни территории и как будут застраиваться другие.
Когда начнется развитие заводских территорий?
— Собственники ЗИМа в течение последнего года не обращаются в комитет по этому вопросу. Был градостроительный совет, где им дали предложения, сделали замечания, на что собственники обещали подумать, но больше не появлялись.
Территория 4-го ГПЗ— это проект застройки «Самара-центр». Не так давно он прошел процедуру публичных слушаний, был одобрен, градостроительная документация по данному проекту утверждена главой городского округа. Инвестор сейчас занимается уточнением параметров проекта, а с 2010 года приступит к реконструкции сетей.
Другие предприятия готовы освобождать свои площадки?
— Да, Самарский завод клапанов, например. Хочу отметить, что в нашем городе есть опыт модернизации таких территорий. Достаточно вспомнить про «КИНАП». Также можно привести пример здания Самарского элеватора, где сейчас реализуется проект культурного центра для молодежи.
Как вы относитесь к идее вывести все крупные промпредприятия Самары и Тольятти в некую единую зону между этими городами?
— Сама жизнь толкает нас на такое развитие. Агломерация— задекларирована она или нет,— является естественным процессом. А чтобы она начала работать, достаточно найти инвестора, который разместил бы на пути между Тольятти и Самарой логистический центр. Мы недооцениваем поселок Прибрежный, который имеет всю необходимую инфраструктуру. И в этом районе могут быть площадки для строительства промышленных предприятий. Мы не понимаем уникальности мест слияния рек Сок и Волга— это же транспортный клубок! А у нас там карьер. Удивительно.
Бичом Самары до принятия генплана было самовольное изменение застройщиками этажности зданий. Изменит ли ситуацию принятие Карты высотного регулирования? Когда она должна появиться?
— У нас есть большие градостроительные грехи по этажности, они совершены до нас, и мы их вынуждены признать и искать архитектурные пути для их исправления. За нами тоже могут быть грехи— это неизбежно, надеюсь, они будут намного меньше. Разработка карты высотного регулирования должна была начаться в этом году, но из-за кризиса торги перенесли на 2010-й.
Где в Самаре можно строить небоскребы?
— В центре точно нельзя. Их место— при въезде на Московское шоссе, в районе ИКЕА. Были предложения строить небоскребы до 100 этажей в районе улиц Красноармейская, Галактионовская, даже эскизы делали. К счастью, дальше эскизов дело не пошло.
В августе был утвержден перечень зданий-памятников в Самаре. В списке— порядка двух тысяч зданий, многие в плохом состоянии. Реально ли сохранить все эти памятники архитектуры? Кто этим будет заниматься?
— Сейчас создается механизм привлечения инвесторов. Есть те, кто понимает ценность отреставрированного памятника, и нужно сделать так, чтобы именно они оказались собственниками таких зданий с необходимыми обременениями. Я пока не хочу называть этих инвесторов, хотя мы с ними уже оцениваем проекты реставрации. Сегодня реставрационными работами в Самаре занимаются лишь несколько организаций. Основная же масса застройщиков, если вопрос касается уже построенных объектов, в лучшем случае имеет опыт реконструкции, но не реставрации.
У Самары появится Комплексная транспортная схема?
— Ее разработкой мы уже занимаемся. Есть несколько вариантов развития транспортной сети города. Например, в генеральном плане заложено строительство моста в створе улицы Владимирской, но по расчетам специалистов— он не нужен. А в районе улицы Речной, напротив, необходим.
Еще проблема— обводная дорога. Заводское шоссе у нас сейчас находится, грубо говоря, не на месте. Транспортный поток с него должен идти либо вниз, ближе к Самарке, либо вверх к железнодорожным путям, что потребует, в свою очередь, больших затрат.
Проспект Кирова должен стать магистралью регулируемого движения со всеми вытекающими последствиями: развязками, надземными и подземными пешеходными переходами. Тогда как скоростная магистраль от железнодорожного вокзала до аэропорта «Курумоч», по расчетам, не набирает достаточное число пассажиров.
Депутаты губернской думы опасаются, что из-за строительства моста в створе улицы Фрунзе на нее хлынет грузопоток, что может привести к разрушению памятников архитектуры. Разделяете вы эти опасения?
— Город нуждается в строительстве нового моста либо по улице Фрунзе, либо по Самарской. Областной минтранс подготовил технико-экономическое обоснование строительства. В результате все пришли к выводу, что целесообразно все-таки строить мост в створе улицы Фрунзе. Если построят обводную магистраль, которая должна пройти вдоль берега Самарки, то весь транзитный транспорт будет направлен туда, и памятники архитектуры на улице Фрунзе не пострадают.
Новый Южный автовокзал также изменит старую часть города. Сейчас здесь живет всего 60 тысяч населения— для центрального района это немного. Сюда в основном приезжают работать. То есть это деловая часть города и такой она должна остаться.
Андрей Смирнов
Главный архитектор г.о. Самара.
Родился в 1963 году в городе Куйбышеве.
Образование В 1985 году окончил архитектурный факультет Куйбышевского инженерно-строительного института.
Карьера: С 1984 по 1992 год – институт «Самарархпроект». С 1985 по 1992 год – архитектор института «Куйбышевпромзернопроект». С 1992 по 1995 год - архитектор ПСФ «Аста». С 1996 по 1998 год - главный архитектор АО «Коттедж». С 1998 по октябрь 2006 года - руководитель архитектурного бюро «Аста». С 2006 года - главный архитектор города Самары. С 1997 года член Союза архитекторов России. Строить стали меньше
116 разрешений на строительство выдано в Самаре с начала 2009 года 235 тыс кв. м. жилья введено в эксплуатацию с начала 2009 года |
Источник: Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.