Антиквариат: инвестиции, проверенные временем
Заместитель директора аукционного дома «Гелос» Павел Голубев советует читателям «ДК» окружить себя красивыми вещами, инвестировав в антиквариат.
Доходность вложений (в два раза выше ставок банковских депозитов) в этом случае — всего лишь бонус к радости созерцания вечных ценностей.
По словам г‑на Голубева, за все время общения с людьми, приобретающими арт‑объекты и антиквариат, он ни разу не сталкивался с покупателем, которого интересовала бы исключительно доходность вложения. Инвестиционная составляющая присутствует всегда, но только бок о бок с эстетической компонентой. На этом рынке нет покупателей (если это только не кураторы, приобретающие произведения искусства для банковских коллекций), которые делали бы вложения исключительно из соображений прибыли в будущем, без желания включить вещь в свое собрание потому, что она просто нравится.
По оценке президента аукционного дома «Гелос» Олега Стецюры, годовой оборот отечественного антикварного рынка может составлять около $1,5 млрд. «Антикварная торговля испытывает подъем, и уже не первый год. Основной причиной являются высокие цены на нефть. Появляется много свободных денег, которые ищут выхода, в том числе и таким образом», — считает г-н Стецюра.
Российский рынок антиквариата — это три уровня игроков. На первом — 5 тыс. частных дилеров, продающих и покупающих предметы русского искусства — кто каждый день, кто раз в год. Дилеры — искусствоведы, сотрудники музеев или люди с художественным, историческим образованием и капиталом от $500 до $500 тыс.
Второй уровень — антикварные магазины, галереи и салоны, специализирующиеся на старинных вещах. К примеру, в Москве около 180‑200 легальных организаций антикварного рынка, в Петербурге — 80, в России в целом — около 400 (в одном только Лондоне — примерно 2 тыс. антикварных магазинов и 40 аукционных домов). Третий уровень — аукционные дома, проводящие торги с разным количеством лотов, участников и периодичностью.
1. Рассчитывайте на доходность выше банковского депозита
Говорить об уровне доходности при инвестициях в антиквариат в отрыве от конкретики бессмысленно — то, насколько может вырасти цена на приобретаемую вещь, зависит от множества факторов. Во‑первых, от раздела антикварного рынка — это может быть нумизматика, изобразительное искусство, филателия, букинистика, старинное оружие или музыкальные инструменты. Некоторые предметы, относящиеся к антиквариату, вообще непригодны для инвестирования — получить прибыль не удастся. Считается, что хороший антиквариат дорожает на 20% в год. Но, называя значение, Павел Голубев оговаривается, что это «средняя температура по больнице». Кроме того, всегда нужно помнить о рисках — подделках, которыми наводнен этот рынок, об изменении текущей конъюнктуры и т. д.
2. Не рассчитывайте купить сегодня за копейки, а через год продать за миллионы
Частным инвесторам г-н Голубев советует заранее избавиться от иллюзий о дешевизне приобретений и быстром росте стоимости. Хорошие вещи (а их число на этом рынке всегда ограниченно, о каком‑то выборе говорить не приходится) априори стоят дорого. И коллекционеры выкладывают серьезные деньги, рассчитывая, что они с течением времени станут еще серьезнее. Но вряд ли можно говорить об ощутимом росте в течение временного промежутка в год‑другой. Горизонт приобретения должен составлять 4‑5 лет.
3. Если вы ничего не понимаете в искусстве, выбирайте нумизматику или ювелирные изделия
Банки, формирующие коллекции произведений искусства и антиквариата, охотно приобретают старинные монеты, подогревая, таким образом, рынок нумизматики. По словам Павла Голубева, особенно активны они были на этом рынке до кризиса. Причина проста: нумизматика — тот раздел антиквариата, где наиболее прозрачное ценообразование и самые предсказуемые финансовые результаты вложений, по крайней мере, на коротком промежутке времени, что особенно важно для покупателей, преследующих инвестиционные цели. Неплохо поддается алгоритмизации и математическому просчету динамика цен на старинные ювелирные украшения. А самое главное, цена на текущий момент обычно выверена, прозрачна и не вызывает сомнения у договаривающихся сторон. Чего нельзя сказать о других разделах антикварного рынка, где цены по сделкам частных лиц никогда не раскрываются и соответственно принципов ценообразования, общих для всех, нет совсем.
4. Баланс эстетической и инвестиционной составляющих — живопись и старинное серебро
Сложнее, чем в случае с нумизматикой, ценообразование при продаже произведений живописи. Но инвестиционный потенциал тоже вполне осязаемый. Г-н Голубев рекомендует обратить внимание на живопись XIX — первой половины XX в. Это, например, могут быть передвижники либо представители русского модернизма или более ранних академических течений. Другое направление с хорошим инвестпотенциалом — русское серебро, изготовленное на мануфактурах Овчинникова, Сазикова, Фаберже и т. д.
5. Помните о необходимости атрибуции
Часто приводимые оценки о том, что 2/3 предметов на антикварном рынке — подделки, Павел Голубев называет слишком усредненными. Подделки действительно есть, но в разных сегментах их количество разнится, кроме того, есть области, где они легко определяются даже непрофессионалом, например букинистика. Так или иначе, серьезные сделки обязательно сопровождаются процедурой профессиональной атрибуции — установлением авторства, времени и места создания произведения искусства. Для живописи наивысшее доверие — к экспертизе, проведенной экспертными отделами Государственной Третьяковской галереи и Всероссийского художественного научно‑реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря. Другой вариант обезопасить себя при покупке — участвовать в торгах аукционных домов, которые заранее объявляют о гарантиях по проданным лотам и готовы нести материальную ответственность в случае обнаружения подделки уже после торгов. Невозможно рассчитывать на гарантии при покупке у частных дилеров. Общего же правила для антикварных салонов и галерей нет, но считается, что приобретения в них более безопасны, чем у дилеров.
Подготовил Евгений Федоров
ТОП-14 самых дорогих предметов антиквариата
в салонах Екатеринбурга
|
|
Стоимость на 20.04.12, руб.
|
Вид предмета/материал
|
Дата
|
Страна
|
Автор/фабрика
|
Салон
|
1
|
«Предстание Царице-Царь-Царем с избранными святыми»
|
2 650 000
|
Икона/дерево, левкас, темпера, золочение
|
1820-е гг.
|
Россия
|
н/д
|
Художественно-антиквар-ный салон «Капитал»
|
2
|
Беспредметная композиция
|
1 500 000
|
Русская живопись/дерево, масло
|
1913-1920 гг.
|
Россия
|
Круг учеников Малевича
|
«Антикварный центр»
|
3
|
«Образ Христа»
|
800 000
|
Зарубежная живопись/холст, масло
|
XVII в.
|
Италия
|
Неизвестный художник
|
«Антикварный центр»
|
4
|
«Сельский пейзаж»
|
750 000
|
Зарубежная живопись/холст, масло
|
н/д
|
н/д
|
Г. Сервекс
|
Художественно-антиквар-ный салон «Капитал»
|
5
|
«Залив»
|
600 000
|
Русская живопись/холст на картоне, масло
|
Конец XIX в.
|
Россия
|
В.Д. Орловский
|
«Антикварный центр»
|
6
|
«Летний пейзаж»
|
570 000
|
Советская живопись/картон, масло
|
3-я четверть XX в.
|
Россия
|
Г.Г. Нисский
|
«Антикварный центр»
|
7
|
«Крымский пейзаж»
|
360 000
|
Русская живопись/холст, масло
|
Конец XIX в.
|
Россия
|
Л. Чудовский
|
«Антикварный центр»
|
8
|
Яйцо к 300-летию дома Романовых
|
300 000
|
Предмет царского дома/стекло
|
1913 г.
|
Россия
|
Императорский стекольный завод
|
«Антикварный центр»
|
9
|
«Орел»
|
250 000
|
Скульптура/фарфор
|
1930-е гг.
|
Германия
|
Folkstedt-Rudolstedt
|
«Антикварный центр»
|
10
|
«Обнаженная»
|
200 000
|
Советская живопись/картон, масло
|
1920-е гг.
|
Россия
|
И.К. Слюсарев
|
«Антикварный центр»
|
11
|
Часы
|
175 000
|
Предмет обихода/серебро, эмаль
|
1897 г.
|
н/д
|
Павел Буре
|
Художественно-антиквар-ный салон «Капитал»
|
12
|
Скульптурная композиция «Дама и кавалер»
|
160 000
|
Скульптура/фарфор
|
1-я половина ХХ в.
|
Германия
|
Karl Richard Klemm
|
«Антикварный центр»
|
13
|
«Горькая доля»
|
150 000
|
Скульптура/бисквит, полихромная роспись
|
1927-1930 гг.
|
Россия
|
Дмитровская фабрика
|
«Антикварный центр»
|
14
|
«Ущелье Катаракты»
|
150 000
|
Советская живопись/картон, масло
|
1960 г.
|
Россия
|
А.Ф. Бурак
|
«Антикварный центр»
|
Источник: официальные сайты антикварных салонов.