Подписаться
Курс ЦБ на 30.01
98,01
102,40

Ассоциации заработают на жизнь консалтингом

Ассоциации подошли к рубежу в своем развитии. Они превращаются в консалтинговые агентства и создают отдельный рынок b2b-услуг. Особенно в этом преуспевают федеральные объединения, собирающие средст

Ассоциации подошли к рубежу в своем развитии. Они превращаются в консалтинговые агентства и создают отдельный рынок b2b-услуг. Особенно в этом преуспевают федеральные объединения, собирающие средства с бизнесменов всей России. Региональным же ассоциациям не хватает финансирования, чтобы выйти на новый уровень. В результате местные бизнесмены переключаются на работу с федеральными ассоциациями напрямую.

 

эксперты
Александр Ильин
член правления самарского отделения «Деловой России»
Антон Макаров
управляющий партнер FG Consulting
Вячеслав Рандаев
совладелец компании «Институт независимой оценки» (в прошлом региональный представитель Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков)
Елена Сегал
гендиректор туроператора «Самараинтур», член правления Ассоциации туроператоров России
Ольга Солнцева
директор центра кадрового консалтинга «Гелиос», председатель самарского отделения Ассоциации консультантов по подбору персонала
Владимир Тихонов
исполнительный директор самарского отделения «Опоры России»
Юрий Тихонов
вице-президент Торгово-промышленной палаты

 

Какие задачи региональные ассоциации могут решать сегодня?
Зачем нанимать для ассоциации отдельного менеджера?
Почему межотраслевые союзы развиваются быстрее отраслевых?

 

1 В соответствии с поправками к ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулятором рынка оценки с 2006 г. должны были стать некоммерческие партнерства (ассоциации), заменив государственные структуры. Членство в НП являлось обязательным условием для получения права на оценочную деятельность, что спровоцировало массовое вступление оценщиков в ассоциации.

Впрошлом самарские предприниматели не раз пытались создать общественные объединения, чтобы воздействовать на рынок с помощью органов власти. Например, в 1996 г. крупные оценочные компании продвигали идею экспертного совета при областном правительстве, с помощью которого хотели почистить конкурентную среду от небольших компаний, делавших экспертизу «на глазок», по демпинговым ценам. Но эффективного лоббистского объединения не получилось, а необходимые для крупных самарских оценщиков законы были «проведены» их федеральными коллегами. Другим примером стала попытка ассоциации «Компьютерная Самара» в 2006 г. стать «экспертом» при областном правительстве, чтобы рекомендовать его специалистам, какую компьютерную технику и программное обеспечение закупать лучше всего. Бизнесмены из состава ассоциации надеялись повлиять на условия закупочных тендеров и потеснить компании, чаще всего получающие бюджетные заказы, например «Генезис знаний». Призывы «Компьютерной Самары» остались без ответа.

В каждом случае диалог с властями с позиций ассоциации не дал никакого эффекта, кроме имиджевого – привлечения внимания прессы. Как полагает управляющий партнер FG Consulting Антон Макаров, сейчас «общественные» организации предпринимателей не эффективны в качестве лоббистских структур и должны искать другие способы стать полезными для участников рынка. К примеру, они могут выступать в роли переговорных площадок для обмена опытом между предпринимателями. На такие обсуждения b2b-компании начинают со временем приглашать представителей клиентов, создавая дополнительный канал продвижения и продаж, как это происходит, в частности, в Самарском кадровом клубе. На более поздних этапах развития ассоциаций представители конкурентной среды могут вырабатывать и формализовывать нормы взаимоотношений между собой и клиентами и добровольно принимать их. Пример – Поволжская гильдия риэлторов, где разрабатывают типовые риэлторские договоры, стандарты профессиональной этики. Распространены совместные медиа-проекты на базе ассоциаций – коллективно оплачиваемые материалы в СМИ, продвигающие товары и услуги, тематические «круглые столы» и пресс-конференции.

Рынок ассоциаций развивается только в столице

В Москве многие общественные организации уже превратились в финансово самостоятельные структуры с широким спектром услуг, развитой филиальной сетью и набором независимых друг от друга источников дохода. На рынке оценки, как рассказывает совладелец Института независимой оценки Вячеслав Рандаев, крупнейшие ассоциации разрабатывают методические правила работы, продвигают их в правительстве до нормативных актов, а затем доносят до участников рынка в учебных пособиях и семинарах, тренингах, зарабатывая на каждом этапе этого процесса. Есть и различные мелкие сервисы – реклама на сайте ассоциации, сбор и предоставление статистики, проведение конкурсов и т.д.

В преддверии перехода рынка на саморегулирование из федеральных некоммерческих партнерств сформировался отдельный рынок. Пытаясь привлечь оценочные компании в свои ряды, ассоциации искали специфичное позиционирование и «бонусы», которые могли заинтересовать их потенциальных клиентов – участников рынка. Российское общество оценщиков (РОО) и Российская коллегия оценщиков (РКО) конкурируют между собой силой лобби при Минэкономразвития РФ. Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков (СМАО), чье влияние в госструктурах меньше, провела ряд обучающих семинаров по взаимодействию с федеральными банками. По итогам меро- приятий их участники были аккредитованы при кредитных учреждениях и получили доступ к постоянному источнику заказов. Межрегиональное партнерство оценщиков (МПО), существующее при сети бизнес-школ, рекламировало свои образовательные программы и давало скидки на взносы тем фирмам, руководители которых соглашались вести лекции.

В регионе ассоциации еще не получили самостоятельность

В Самаре до такого развития ассоциаций еще далеко, большинство остаются переговорными площадками, а собственной деятельности у них нет. Основная проблема большинства ассоциаций – в отсутствии штата сотрудников и руководителя, которым, как правило, выступает глава одной из компаний. Вячеслав Рандаев: «Директору компании, который берет на себя еще и руководство ассоциацией, приходится распылять свои усилия, он часто переключается обратно на свой бизнес. С другой стороны, его активность подрывает доверие участников конкурентной среды к общественной организации. Я считаю, что главой должен быть отдельный менеджер, который мог бы зарабатывать на обучении, организации выставок и конференций, процессах взаимодействия с властными структурами». С этим мнением соглашается гендиректор «Самараинтура» Елена Сегал. По ее оценке, подобная форма организации повышает мотивацию менеджера, заставляет его постоянно изобретать и реализовывать различные проекты. Именно активность такого управляющего и превращает ассоциацию в самостоятельную консалтинговую компанию.

Найм эффективного руководителя для ассоциации упирается в нехватку финансирования на старте. Членские взносы региональных фирм невелики, обычно 15-20 тыс. руб. в год, а если ассоциация общероссийская, то из них 30-60% уходят в Москву. Количество членов региональных ассоциаций, за редким исключением, не превышает 20. Увеличить численность или размер взносов получается только под разовые проекты, в остальное время, по словам Елены Сегал, «народ, не видя «живых» денег, не желает вкладываться».

Годовой бюджет средней ассоциации составляет 60-400 тыс. руб. Этого не всегда достаточно даже для содержания одной «говорящей головы» или нескольких функционеров, а любые мероприятия приходится финансировать отдельно фирмам-организаторам. Например, местное отделение Российского общества оценщиков дважды проводило обучающий семинар на теплоходе. Львиную долю средств на мероприятие дала компания «Институт независимой оценки», принадлежащая председателю отделения РОО Алексею Гурьянову. Общественных денег на бронирование судна, естественно, не хватило, более того, попытки привлечь участников рынка к финансированию семинара спровоцировали мини-скандал.

В этих условиях часть предпринимателей переключается на работу с федеральными организациями напрямую, регулярно летают в столицу на заседания, тратят время и ресурсы. Так поступает Елена Сегал – по ее словам, в Москве можно получить информацию о готовящихся законах и планах федеральных компаний и заранее к ним подготовиться. Но влияние регионального бизнесмена на итоговые нормативные документы невелико, а временные и финансовые затраты на визиты в столицу существенны. На нескольких других рынках, например строительном и риэлторском, в Москву на заседания общественных организаций отправляются не оперативные руководители компаний, а председатели местных ассоциаций, представляющие мнение всего сообщества предпринимателей.

«Регионалов» подстегнет конкуренция

Как полагает Антон Макаров, некоторые региональные отраслевые союзы начинают развиваться по московской модели, хотя и более медленными темпами. В ряде отраслей начал формироваться «рынок» из нескольких конкурирующих общественных организаций. В строительстве он состоит из Самарской гильдии строителей и отделения Ассоциации строителей России, в оценке – из действующих отделений РОО, РКО, СМАО и МПО.

Директор центра кадрового консалтинга «Гелиос» Ольга Солнцева, возглавляющая самарское отделение Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП), считает, что в ближайшие два года ее организация не превратится в отдельную консалтинговую структуру и не будет нанимать собственного менеджера. В то же время развитие пойдет в этом направлении – объединение будет расширять спектр услуг за счет реализации отдельных проектов, например создаст «Медиа-клуб» для взаимодействия со СМИ, а также постарается увеличить число своих участников.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Юрий Тихонов полагает, что единой модели развития отраслевых союзов в Самаре нет, а их появление и функционирование – чаще всего стихийное явление, зависящее от энтузиазма учредителей.

По мнению эксперта, потенциал всех предпринимательских объединений в Самарской области пока невелик, его ограничивает низкий спрос со стороны предпринимателей. Большинство бизнесменов придерживаются правила «сам себе не поможешь, никто не поможет».

 

мнение
В общественном объединении все строится на энтузиазме
Юрий Тихонов
вице-президент Торгово-промышленной палаты Самарской области
Картина с отраслевыми союзами в Самарской области за последние несколько лет не изменилась. Обычно ядро любой ассоциации – инициативная группа предпринимателей, которая хочет занять лидирующее положение в своем бизнес-сообществе. Чтобы привлечь в свою организацию конкурентов, они заявляют, что будут «чистить рынок», договариваться с властями, «выбивать» бюджетное финансирование. С законом о саморегулировании появилась еще и идея самостоятельного влияния организации на рынок. Как правило, все это остается в теории и на бумаге.
Второй путь – ассоциация создается, когда государство слишком активно вмешивается в бизнес и ему необходимо противодействовать, как, например, было с бизнесом на игровых автоматах. Но когда стало ясно, что ситуацию уже не изменить, активность игорного союза сошла на нет. В общественном объединении все строится на энтузиазме – когда он угасает, работа останавливается.

детали
Межотраслевые союзы растут за счет инвесторов
Альтернативный вариант развития объединений предпринимателей – межотраслевые союзы. По словам вице-президента областной Торгово-промышленной палаты Юрия Тихонова, они показывают лучшую динамику роста, чем отраслевые союзы. На самарском рынке межотраслевых союзов доминируют федеральные сетевые организации: Торгово-промышленная палата, Союз работодателей Самарской области (отделение Российского союза промышленников и предпринимателей), а также отделение «Опоры России». В начале апреля в Самару «зашла» «Деловая Россия». Кроме того, эксперты считают участником рынка областной департамент поддержки предпринимательства.
Эти организации имеют 3 преимущества перед отраслевыми союзами: во-первых, под решение общих вопросов, например понижение налогового коэффициента К2, они могут набирать в свой состав компании с разных рынков и за счет этого увеличивать свое финансирование. Во-вторых, каждая из них имеет набор ресурсов (контактов с политиками и чиновниками разного уровня), привлекающих предпринимателей. К примеру, «Деловая Россия» имеет соглашение с партией «Единая Россия» на федеральном уровне и планирует заключить аналогичный договор в регионе. Союз работодателей в области имеет соглашение с правительством, а на федеральном уровне в его правление входят Анатолий Чубайс, Олег Дерипаска и другие олигархи. Главой «Опоры России» в Самаре является мэр города Виктор Тархов.
В-третьих, в эти организации вкладывается инвестор. Как заявил исполнительный директор самарского отделения «Опоры России» Владимир Тихонов, основным источником финансирования подобных организаций остаются средства «спонсоров и меценатов», а членские взносы – лишь небольшая часть доходов.

Самое читаемое
  • Первый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверкиПервый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверки
  • Китайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрдКитайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрд
  • «Гора Белая» ищет инвесторов и грантополучателей для строительства средств размещения«Гора Белая» ищет инвесторов и грантополучателей для строительства средств размещения
  • Суды приостанавливают деятельность магазинов сети «Светофор» по искам РоспотребнадзораСуды приостанавливают деятельность магазинов сети «Светофор» по искам Роспотребнадзора
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.