Автосалоны сближаются, чтобы удержать клиентов
На Западе автосалоны различных производителей располагаются на небольшом расстоянии друг от друга, образуя своеобразные «автодеревни». Подобные места стали появляться и в Самаре. Это выгодно дилера
эксперты
Андрей Головко
директор «VIP-Авто-Центр»
Александр Кривошей
директор автоцентра «Эскорт»
Максим Лапин
руководитель отдела маркетинга «Фольксваген Груп Рус»
Константин Маишев
генеральный директор «Диверс Моторс Самара»
Дмитрий Орел
директор «Автомир-Самара»
Антон Тютеев
директор сервисного центра «Тойота Центр Самара»
Алексей Ульянин
генеральный директор агентства оценки «Эл-Гранд»
В чем преимущества и недостатки агломераций автосалонов
Когда в Самаре появятся «автодеревни»
Уже сегодня в Самаре можно выделить по крайней мере 3 места, где автомобили нескольких разных производителей продают на минимальном расстоянии друг от друга. На Московском шоссе, в районе пос. Мехзавод располагается самый известный мультибрендовый салон города, «Самарские автомобили», где в четырех соседствующих шоу-румах торгуют машинами марки Ford, Mitsubishi, Nissan и Peugeot. Сравнимая по масштабам «группа» автосалонов находится на ул. Мирной: «Тойота Центр Самара», «Пегас», дилер Huyndai «МК Моторс», сервисный центр Mercedes-Club, недавно открылся «Автомир-Самара» с салонами Ford и Skoda. Третье место в районе Ипподрома, где соседствуют действующие автосалоны Lexus, KIA и «Диверс Моторс». Готовится к застройке еще один участок напротив ТЦ «Империя Центр».
И хотя до гордого имени «автоулицы» или «автодеревни» этим скоплениям салонов еще далеко, опрошенные «ДК» участники рынка считают, что с высокой долей вероятности новые автосалоны будут появляться недалеко от уже существующих. Этому способствует дефицит земли в Самаре и рыночные условия: продавцы автомобилей ограничены в средствах конкуренции, их торговую политику и условия работы задает вендор.
Агломерации автосалонов могут возникать двумя путями: несколько независимых инвесторов выбирают земельные участки под застройку рядом с уже готовыми объектами, либо один инвестор получает статус официального дилера нескольких производителей. В последнем случае это мультибрендовый автосалон, который представляет собой попытку не только занять свободные рыночные ниши, но и обезопасить себя от рисков, связанных с падением спроса, считает генеральный директор «Диверс Моторс Самара» Константин Маишев. «Спрос на автомобили колеблется, когда модель только появляется на рынке, интерес к ней повышен; затем постепенно идет стабилизация спроса и спад. Если в твоем бизнесе есть автосалоны нескольких производителей, эти падения можно компенсировать», заявил г-н Маишев.
Кроме того, близкое расположение автосалонов разных марок дает синергетический эффект и помогает удержать клиентов, считает директор «Автомир-Самара» Дмитрий Орел. Из 15 торгово-сервисных комплексов «Автомира», расположенных в Москве, 12 работают по мультимарочной схеме. Директор сервисного центра «Тойота Центр Самара» Антон Тютеев: «Мультибрендовый автосалон удобен для клиентов. Там больше выбор и проще «на месте» определиться с моделью автомобиля, который отвечал бы их потребностям и финансовым возможностям».
Что касается строительства новых мономарочных автосалонов рядом с действующими салонами конкурентов, ряд экспертов считает, что это менее выгодно, но позволяет быстро и без лишних затрат набрать новых клиентов. Например, автосалон Huyndai «МК Моторс», принадлежащий компании «Восток-Лада», был построен около года назад на ул. Мирной, рядом с уже известными в городе «Тойота Центром» и «Mercedes Benz Центром». Многие клиенты «Тойоты», направлявшиеся в сервисный центр, заходили посмотреть на новый автосалон, что помогло повысить известность «МК Моторс» и создать собственную клиентскую базу.
Впрочем, значительная часть игроков рынка считают, что появление нескольких автосалонов в одном месте, в жесткой конкурентной среде не маркетинговый ход, а вынужденное явление: инвесторы просто не смогли получить площадку для салонов в разных местах. «Автомобильные улицы и деревни это практика европейских стран, а в Самаре вопрос решался по принципу «кто где землю нашел, там автосалон и построил», заявил директор «VIP-Авто-Центр» Андрей Головко. Того же мнения придерживается Антон Тютеев. Директор автоцентра «Эскорт» Александр Кривошей: «Дилеры стремятся получить площадки ближе к центру и магистралям, до которых можно быстро добраться из любой части города. Многие подходящие под эти требования участки уже частично застроены автосалонами. Свободной земли в Самаре осталось немного, а под современную торгово-сервисную станцию нужно минимум 1-2 тыс. кв. м».
Генеральный директор агентства оценки и экспертизы собственности «Эл-Гранд» Алексей Ульянин заявил, что незанятых участков такой площади в центре города нет, а цены на землю, которую можно купить, различаются в зависимости от удаленности от центра и итоговой площади. Так, например, участок размером 600 кв. м на ул. Ново-Вокзальной стоит $19,2 тыс. за сотку, более крупный участок в районе пос. Управленческий оценивается в $15 тыс. за сотку.
Вести мультибрендовый автосалон сложнее, чем монобрендовый, так как многие вендоры выступают против размещения под одной крышей нескольких марок. Нужно доказать, что дилер готов продвигать новую марку не хуже, чем ее конкурента, но и не лучше иначе он потеряет поставщика, с которого начинал бизнес. Чтобы обойти этот запрет, дистрибуторы сотрудничают с производителями автомобилей разных ценовых категорий, так как в этом случае принадлежащие им салоны не являются прямыми конкурентами. Дмитрий Орел, директор «Автомир-Самара»: «Как правило, не сосредотачиваются под одной крышей похожие бренды, например корейские KIA и Huyndai».
Никогда не продают в мультибрендовых автосалонах и автомобили класса «люкс», такие как Audi, BMW, Mercedes Benz. Мономарочные ТСК предпочтительный формат вообще всех европейских вендоров, а мультибренды они позволяют создавать в регионах только для «раскрутки».
К примеру, так строятся отношения «Автомира» со Skoda и Ford. Заход в Самару московской торговой компании начался с размещения шоу-румов обоих поставщиков под одной крышей в торгово-сервисном комплексе «Авто-Порт», но, по словам Дмитрия Орла, в будущем для каждой из марок должен быть построен отдельный мономарочный торгово-сервисный комплекс в городской черте. ТСК для Skoda, согласно требованиям поставщика, должен появиться уже через полтора года.
И это при том, что требования Skoda довольно мягкие. Как объяснил Максим Лапин, руководитель отдела маркетинга «Фольксваген Груп Рус», соседство с другими брендами позволительно, но дилер должен создать для Skoda отдельную компанию. «Отдельное помещение, персонал, менеджеры и бухгалтерия должны работать только на нас. Если эти условия соблюдаются и партнер Skoda в городе способен конкурировать с представительствами других марок, проблем с двойным дилерством не возникает», пояснил Максим Лапин. «Расположение автосалона по соседству с конкурентами тоже не проблема, у такого захода на рынок есть свои плюсы», добавил он.
В Самаре есть и другие примеры реализации подобной политики владельцам «Самарских автомобилей» для каждой «комнаты» автосалона пришлось создавать отдельные фирмы и разрабатывать отдельные веб-ресурсы. Хотя «комнаты» и находятся в одном здании, под единым дилерским брендом, они как бы независимы друг от друга.
«Мультибрендовые автосалоны, принадлежащие одному владельцу, не приветствуются производителем, подытоживает Константин Маишев, потому что дилеры не выполняют корпоративных требований поставщиков. За это с них снимают разнообразные «бонусы». Однако все новые автоцентры, недавно открывшиеся или строящиеся, не имеют таких недостатков и строго соответствуют требованиям».
«Соседство автосалонов будет встречаться все чаще», считает Дмитрий Орел. Такого же мнения придерживается и большая часть других опрошенных «ДК» экспертов.
Предпосылки для этого есть рынок растет очень быстро. По оценкам директора автосалона «VIP-Авто-Центр» Андрея Головко, увеличение числа продаваемых автосалонами иномарок, в особенности недорогих (до $15 тыс.), в 2006 г. по сравнению с предыдущим составляет 70-80%. Каждый крупный дилер теперь реализует ежемесячно порядка 250 иномарок. А всего в Самаре, считает Константин Маишев, продают около 100 тыс. автомобилей в год. При этом спрос на них значительно превышает предложение, покупателям самых популярных машин приходится записываться в очередь за 6-7 месяцев.
В ближайшие 2-3 года темпы роста продаж сохранятся, считает Андрей Головко. Естественным ответом на спрос станет увеличение поставок иностранных автомобилей на российские рынки, которое потребует больших дистрибуторских «мощностей»: новых автосалонов в столице и регионах с высокими доходами населения. Часть из них, возможно, разместят рядом с уже существующими «автодеревнями». Так, за последний год в Самаре появилось несколько новых автосалонов: Lexus, «МК Моторс», «VIP-Авто-Центр», «Автомир» и ряд других, из которых только «VIP-Авто-Центр» расположен на значительном расстоянии от конкурентов.
С другой стороны, замедлить тенденцию к группировке автосалонов могут сами поставщики, так как не все из них согласны иметь более одного дилера на регион. На сегодняшний день около 50 торговых компаний представляют в Самаре почти все крупные мировые марки автомобилей: корейские Hyundai и KIA; японские Toyota, Mitsubishi, Nissan, Suzuki и Mazda; французские Renault и Peugeot; немецкие BMW, Mercedes, Volvo и другие. Нет только некоторых эксклюзивных марок, например Rolls Royce, Ferrari или Maybach, но и создавать дилеров в регионе они пока не намерены.