Банкам в одиночку малый бизнес не вытянуть
Ни для кого не секрет: после двух-трех лет существования фирмы ее проще закрыть, открыть новую и двигаться дальше. У нас и статистика из-за этого фальшивит: мол, открываются новые фирмы, бизнес раз
Ни для кого не секрет: после двух-трех лет существования фирмы ее проще закрыть, открыть новую и двигаться дальше. У нас и статистика из-за этого фальшивит: мол, открываются новые фирмы, бизнес развивается. На самом деле эти «новые» фирмы открывают одни и те же люди, которые диверсифицируют свои налоговые риски. Потому что сейчас предприниматели не заинтересованы долго находиться на рынке под одним наименованием.
Сейчас идет разговор, как наполнить бюджет страны. В 2009 году налоговые поступления снизились на 16,5%. Как их восстановить? Можно, конечно, увеличить налоговую нагрузку на существующие предприятия, но тогда точно останемся как старуха у «разбитого корыта». Поэтому нужно создавать атмосферу для развития нового бизнеса.
Все шуточные доводы типа— лучше уж не помогать, а не мешать— неуместны. Без госпомощи ничего не получится. Нужен системный подход. И начинать можно, как ни странно, с изменений в налоговом законодательстве. Логично создать налоговую градацию для фирм: работаешь год-два— одни налоги, три-пять— другие... И т.д. Тогда бизнесмены будут заинтересованы дольше оставаться на рынке, строить долгосрочные планы развития. И для государства будет больше «прозрачности»— чем компания дольше на рынке, тем она яснее и с ней проще контактировать во всех отношениях.
Еще одна огромная проблема для малого и среднего бизнеса в России— всевозможные проверки: плановые, внезапные, внезапно-плановые и т.д. Это пугает не только начинающих. Воют и опытные предприниматели. Об ограничении проверок постоянно говорят на самом высшем уровне. И ничего.
Сами бизнесмены, конечно, должны тоже поменять свое понимание бизнеса. Может быть, уже хватит тормозить на «каменном веке»?! Сегодня уже третье тысячелетие. И цель бизнеса должна быть не «купи-продай». Нужно двигаться в ногу со временем— использовать новые технологии, контактировать с другими бизнес-структурами. Во всем мире малые и средние предприятия— это современное производство высокотехнологичного продукта. У нас же, как правило,— ларек с пивом.
Многие предприниматели до сих пор находятся в некоей докризисной эйфории. На растущем рынке можно было спокойно взять кредит, купить чего-нибудь и без особых проблем продать. Ко мне очень часто обращаются клиенты: «У меня есть залог, дайте денег!» И все. А как вести бизнес в посткризисных реалиях (а будем считать, что кризис все-таки уже прошел, сколько можно-то?), не понимают вообще. И банкирам приходится учить человека начинать свой бизнес (хотя этим должны заниматься госинституты, которые получают на это деньги). Часто бывает так, что в процессе работы с клиентом банковские специалисты приводят в порядок его бухгалтерию и т.д. Это же нонсенс: банки выступают в роли основного и единственного помощника малого и среднего бизнеса! Где специализированные департаменты? Было бы неплохо, например, чтобы информационную поддержку оказывали налоговики, бесплатно и всем желающим. Тогда может быть и отношение бы поменялось к фискальному органу
Парадокс в том, что самарские бизнесмены не только не знают про какие-то программы фондов поддержки предпринимательства, а слышать не слышали про существования самих фондов. В Москве уже стало нормой и для бизнесменов, и для банкиров постоянно работать при поддержке таких фондов. У нас же нет системности.
Если есть вопрос в получении налогов, ну давайте шевелиться в этом направлении. Сегодня человек как физическое лицо не может вести предпринимательскую деятельность. Он должен зарегистрироваться как ИП либо создать ООО, ОАО и т.п. Государство могло бы создать некую промежуточную нишу с особыми условиями существования между ИП и физлицом. Это стало бы импульсом для развития микрокредитования предпринимательской деятельности. А дальше уже по мере роста, бизнесмену все равно придется переходить в другой статус и платить другие налоги. Сегодня как раз то время, когда нужно пробовать все варианты.
Российскую экономику принято сравнивать с экономиками Бразилии, Индии и Китая. Но мы от них уж очень сильно как-то отстаем в плане помощи малому бизнесу. В той же Индии на государственном уровне продвигают микрокредитование. Россия пока не хочет возиться с малым бизнесом— проще делать упор экономики на гигантов. Ответ наших собратьев по БРИК: то, что вы называете нищетой, мы называем малым бизнесом. Пускай человек возьмет 5000 или 10000 рупий (на наш курс 10 000 рупий— это 6500 рублей). И на эти деньги купит шалаш-мастерскую для ремонта обуви. Но он будет кормить себя и приносить доход государству. А миллион таких бизнесменов будут вровень «Газпрому».