Подписаться
Курс ЦБ на 24.01
99,09
103,66

Банки прокредитуют малый и средний бизнес

Средний и малый бизнес всегда был для банков привлекательным клиентом и источником доходов. Поэтому, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, большинство игроков финансового рынка стремятся возр

Средний и малый бизнес всегда был для банков привлекательным клиентом и источником доходов. Поэтому, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, большинство игроков финансового рынка стремятся возродить кредитование МСБ, сделать свои предложения наиболее выгодными и интересными. Однако при этом вводят новые ограничения, призванные снизить количество неблагонадежных заемщиков.эксперты
Юрий Кофанов
директор самарского филиала Москоммерцбанка
Сергей Липаткин
директор филиала МОСОБЛБАНКА
Максим Моисеев
директор филиала ЗАО «Европлан» в г. Самаре
Олег Рыбкин
владелец ресторанов «Самархан», «Вахтангури», «Навек родня»
Денис Чеканов
начальник управления малого и среднего бизнеса Русского банка развития
Елена Шульга
начальник отдела малого и среднего бизнеса самарского филиала ОАО «Промсвязьбанк»

Кто сегодня готов кредитовать МСБ?
Какие условия банки предлагают своим клиентам?
Каковы перспективы кредитования СМБ?

Более 70% банков, по экспертным оценкам, сегодня испытывают проблемы, связанные с ухудшением платежной дисциплины заемщиков: не возвращаются уже взятые кредиты, растут просрочки по платежам. Как следствие, ставки на кредиты увеличиваются, многие кредитные линии с началом кризиса вообще были прикрыты. Компании малого и среднего бизнеса (МСБ) оказались в сложных условиях: с одной стороны, для дальнейшего развития необходимы кредиты, с другой — ставки по ним становятся неподъемными, рассчитываться с уже существующими долгами нечем, рефинансирование произвести негде, да и влезать в долги в условиях экономической неопределенности мало кому хочется.

Однако для банков сегмент МСБ всегда был привлекательным заемщиком и источником доходов. Директор филиала ЗАО «Европлан» в г. Самаре Максим Моисеев объясняет: «Кредитование МСБ — привлекательный сегмент для банков, темпы роста компаний здесь достигали 30-40%. Такие предприятия всегда будут испытывать потребность в кредитах, лизинге, финансировании, они в целом качественно их обслуживают. Крупных корпоративных клиентов у банка может быть не слишком много — 10-15, а в секторе МСБ количество измеряется тысячами. Безусловный плюс работы здесь — высокая диверсификация кредитного портфеля и сниженные риски».

Все это в целом обуславливает тот факт, что банки даже в сложных экономических условиях не готовы отказываться от работы с МСБ и сегодня стремятся найти все новые способы, чтобы предложить таким компаниям наиболее выгодные и интересные условия, какие сегодня возможны.

Большая часть банков готова кредитовать МСБ

В ноябре-январе 2008-2009 гг. активно сокращались портфели банков по кредитованию МСБ, росли ставки в среднем на 5-7%, падало количество банков, готовых выдавать кредиты, пропадали рублевые кредиты. Кроме того, ужесточились требования к заемщикам и залогам: так, более неохотно стали брать под залог недвижимость.

Вообще в целом по Самаре, по мнению экспертов, свои кредитные предложения для МСБ приостановило порядка 30% банков. Начальник управления малого и среднего бизнеса Русского банка развития Денис Чеканов рассказывает: «Банкам все труднее находить новых платежеспособных заемщиков и наращивать качественный кредитный портфель, не увеличивая в нем долю «проблемных» кредитов». В итоге количество отказов в кредитах растет, так как банки предпочитают не рисковать, связываясь с неблагонадежными заемщиками, а найти сегодня компании МСБ, твердо стоящие на ногах, не так просто.

Сейчас можно говорить, что наиболее острая фаза кризиса уже прошла и в основном банковский бизнес возвращается на круги своя. Валютные предложения вновь сменились рублевыми, банки более активно предлагают схемы кредитования, возвращая прикрытые ранее линейки. Спрос начинает оживляться, и это толкает банки к принятию решений о пролонгации договоров, снижении ставок, изменении условий кредитования. Хотя сложности все еще есть, большая часть банков, работающая на перспективу, кредитование среднего и малого бизнеса возобновила. Денис Чеканов при этом замечает, что сегодня федеральные банки, несмотря на удаленность главных офисов от регионального рынка, принимают решения достаточно быстро, отдавая инициативу на места. И в этом не уступают региональным конкурентам. При этом у федеральных банков больше ресурсов, и это значит, что они здесь будут в более выигрышной позиции

«Подходы к кредитованию клиентов малого и среднего бизнеса у федеральных и региональных банков аналогичные, а стратегия, занимаемые ниши и пути достижения поставленных планов отличаются. Конкуренция в данном сегменте рынка будет увеличиваться, поэтому именно скорость принятия решений, простота получения кредита и хороший сервис будут выделять на рынке тот или иной банк», — подмечает г-н Чеканов.

Кредиты стали короче

Однако, даже продолжая работать с кредитованием МСБ, банки сегодня меняют условия кредитования и методы работы, пытаясь снизить риски невозвратов. Денис Чеканов делится своим видением проблем: «Падение выручки предприятий МСБ, рост дебиторской задолженности, в том числе и просроченной, задержка платежей за поставленные товары приводят к тому, что бизнесмены начинают испытывать серьезные проблемы в ведении бизнеса». Понимание рисков бизнеса заемщика позволяет более глубоко оценить его благонадежность. Учитывая это, многие банки внесли изменения в свои кредитные продукты, системы оценки кредитных рисков и готовы предлагать клиентам кредитование, но на более жестких условиях, говорит он.

По его словам, процентные ставки по кредитам для МСБ выросли в среднем с 19 до 27%. Банки вводят требование к заведению в банк реальных денежных потоков предприятия, требование предоставить более ликвидный залог, в том числе временный отказ от залога товаров в обороте, отказывают в предоставлении необеспеченных кредитов. Директор самарского филиала Москоммерцбанка Юрий Кофанов также рассказывает, что в его банке несколько изменились условия предоставления кредитов в части залога по продукту «коммерческий капитал»: в настоящее время в структуре залога обязательно наличие недвижимости. Опыт ведения бизнеса потенциального заемщика должен составлять не менее 1 года, а годовой оборот малого предприятия — не более 375 млн руб. Раньше эти требования были менее жесткими.

Подобные же изменения произошли и в МОСОБЛБАНКЕ. По словам директора филиала МОСОБЛБАНКА Сергея Липаткина, банк расширил диапазон объема и форм кредитования, увеличив максимальную сумму с 40 до 60 млн руб. по таким формам банковских продуктов, как кредит, кредитная линия, овердрафт, а по банковской гарантии — до 120 млн руб. А вот процентные ставки в банке существенно не выросли: они устанавливаются индивидуально по каждому заемщику в зависимости от факторов кредитного риска.

Общим же для всех банков изменением стало уменьшение сроков кредитования до 2 лет, об этом говорят все эксперты. «Условия кредитования, несомненно, ужесточились. С некоторыми отраслями экономики из-за высоких отраслевых рисков сейчас работать практически невозможно. Тем не менее следует признать, что в условиях кризиса малый и средний бизнес входит в число наиболее надежных заемщиков», — резюмирует начальник отдела малого и среднего бизнеса самарского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Елена Шульга.

Для МСБ разрабатывают новые предложения

Предпочтительными отраслями кредитования сегодня, по мнению практически всех банковских экспертов, являются производство, торговля товарами, бытовое обслуживание. Эти сферы считаются наименее рисковыми. Чтобы заинтересовать клиента, банки разрабатывают конкретные продукты кредитования, позволяющие удовлетворить потребности этих предприятий.

Так, например, Русский банк развития предлагает клиентам МСБ пять вариантов кредитных продуктов с учетом индивидуальных потребностей клиента: кредит, кредит под залог приобретаемого имущества, кредитная линия, овердрафт, гарантия.

В кредитной линейке Москоммерцбанка предложены такие продукты, как коммерческий капитал и коммерческий овердрафт. Юрий Кофанов также говорит, что для МСБ банк должен предназначать отдельные продукты, это связано с особенностями потребностей компаний. «Кризис ликвидности в первую очередь отражается на долгосрочных видах кредитования, малый и средний бизнес в данном случае менее подвержен этой проблеме», — считает он. Средняя потребность кредитования малого бизнеса составляет примерно 12-24 месяца.

Своим опытом делится и Елена Шульга: среди 7 кредитных и 3 депозитных продуктов Промсвязьбанка она отмечает беззалоговое кредитование до 1 млн руб. и овердрафт (также без залога) до 15 млн руб. Кроме того, при кредитовании на суммы до 45 млн руб. в качестве залогов банк рассматривает недвижимость, транспорт, оборудование и, что немаловажно, товары в обороте.

Подобные предложения банков сегодня, по мнению экспертов, являются данью рыночным потребностям: СМБ готов получать кредиты, но только на тех условиях, которые сможет потянуть в тяжелой экономической ситуации. Совсем же отказаться от подобных заемщиков, предложив невыгодные условия, банки не могут, так как потеряют большую часть дохода.

Перспективы развития кредитования МСБ связаны с интересом государства

По мнению экспертов, оказать влияние на развитие кредитования среднего и малого бизнеса и улучшение его перспектив способно государство. Спрос на кредитование со стороны клиентов МСБ будет только возрастать, а ставка по кредитам вновь уменьшаться, что, возможно, повысит их доступность. И государственные программы в этой сфере будут способствовать выправлению ситуации.

Денис Чеканов считает, что основная поддержка — это предоставление государственных гарантий под кредиты предприятиям МСБ. Юрий Кофанов отмечает и такие государственные программы, как выделение банкам денежных средств, целевым назначением которых будет названо кредитование предприятий МСБ, субсидирование части ставок по кредитам предприятиям МСБ, выданных любыми банками.

Елена Шульга говорит, что ее банк сегодня проводит работу с предпринимательскими организациями и союзами предпринимателей, в частности с «ОПОРОЙ России», с государственными и муниципальными структурами. «Среди реальных проектов — это участие в программах по кредитованию МСБ под гарантии региональных Фондов поддержки МСБ, компенсации части процентных ставок, организация конкурсов среди предпринимателей», — уточняет она.

мнение
Банки предлагают кабальные условия

Олег Рыбкин
владелец ресторанов «Самархан», «Вахтангури», «Навек родня»:
— Лично я с начала кризиса кредитов не брал — новых проектов мы пока не начинали, поэтому и вложений не требовалось. Но могу сказать, что, даже если бы подобная потребность и возникла, вряд ли я стал бы кредитоваться сейчас. Условия со стороны банков по осени были кабальными. Если бизнесмен берет кредит на развитие бизнеса, то он рассчитывает на долгосрочное кредитование, на то, что расплатится, получив прибыль с взятых в долг денег. Сегодня максимальный срок — два года, это очень мало.
Думаю, сейчас за кредитами идут только при форс-мажорных обстоятельствах или обращаются в банки, чтобы перекредитоваться. Я бы этого делать не стал.

Чтобы остаться на плаву, надо вкладывать в развитие
 
Антон Гуськов
директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК:
— Завод «Бирюса» — настоящий феномен. Один из немногих российских производителей, оставшихся на плаву после перестройки и кризиса 1998 г. На мой взгляд, продукция «Бирюсы» сегодня конкурентоспособна. Она популярна в России. Но если производитель остановится в развитии хоть на секунду, то свои позиции быстро потеряет. «Бирюса» выбрала правильную стратегию в конкуренции с западными брендами. Во-первых, модернизировала производство. Изменила дизайн продукции, начала выпускать холодильники с системой No Frost. Покупатель сейчас стал разборчив в технических тонкостях и дизайнерских новинках техники. Поэтому для него важно, чтобы производитель постоянно удивлял его, совершенствовал свою технологию. Во-вторых, запустила федеральную рекламную кампанию. Мне кажется, это было очень правильным и своевременным решением. Как раз на тот период мы прогнозировали покупательский бум на холодильники: наступил срок обновления техники. Поэтому федеральная рекламная кампания «Бирюсы» пришлась как нельзя кстати и, думаю, увеличила продажи.
Самое читаемое
  • Как таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублейКак таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублей
  • На одном из крупнейших предприятий Нижнего Тагила назначен новый гендиректорНа одном из крупнейших предприятий Нижнего Тагила назначен новый гендиректор
  • Промышленные предприятия России погружаются в пессимизмПромышленные предприятия России погружаются в пессимизм
  • Новые амбиции уральских застройщиков: что ждет Екатеринбург в 2025 году?Новые амбиции уральских застройщиков: что ждет Екатеринбург в 2025 году?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.