«Билайн» превратился в мультисервисного провайдера
ОАО «Вымпелком» (ТМ «Билайн») объявило об окончании интеграции с приобретенным им провайдером фиксированной связи «Голден Телеком» и одновременно о запуске в коммерческую эксплуатацию в Самаре сети
После слияния с компанией «Голден Телеком» «Вымпелком», по сути, стал мультисервисным провайдером. Подводя первые итоги этой интеграции, гендиректор ОАО «Вымпелком» Александр Изосимов сформулировал стратегию компании: быть телекоммуникационным провайдером, способным оказать услуги и проводной, и мобильной связи на самых высоких скоростях (из доступных в настоящее время).
Развитие мобильного направления будет происходить за счет ввода в эксплуатацию сети третьего поколения, 3G. В Самаре и трех других регионах их запустили 1 сентября. По словам директора самарского филиала компании Сергея Фролова, сейчас зона покрытия в городе превышает 80%, а скорость передачи данных — до 3,6 Мбит/с. Новая сеть ориентирована, в первую очередь, на предоставление доступа в интернет на объектах, где нет технической возможности для подключения к проводному широкополосному интернету, к примеру, в загородных складах, удаленных офисах, платежных терминалах и т. д.
Говоря о фиксированной связи, Александр Изосимов подчеркнул, что выход на рынок широкополосного доступа в интернет произошел за счет приобретения «Голден Телекома»: его контракты позволили «Вымпелкому» нарастить базу корпоративных заказчиков до 130 тыс. организаций. Дальнейший рост, как полагают в компании, будет происходить за счет развития широкополосного доступа для частных лиц. По исследованию «Вымпелкома», две третьих из уже подключенных пользователей готовы сменить провайдера, если им предложат более привлекательные условия. Г-н Изосимов привел такие цифры: всего в России около 54 млн домохозяйств, в конце 2007 г. компьютеры были установлены в 14 млн, а из них только 6 млн подключено к интернету. К 2012 г. ПК поставят в 70% домохозяйств (37,8 млн) и из них 70% (26,5 млн) подключат к интернету. Это более чем 4-кратный потенциал роста рынка, поэтому основные усилия компания сосредоточит именно на этом сегменте.
В Самаре, по словам Сергея Фролова, к настоящему времени магистральные сети уже проложены, теперь «Вымпелком» и его подрядчики строят распределительные сети внутри домов и заключают договоры с ЖЭКами и ТСЖ на размещение узлов связи. Уже к концу 2008 г. — середине 2009 г. появится техническая возможность для подключения 300 тыс. домохозяйств, уверен г-н Фролов. В «Вымпелкоме» не раскрыли объем инвестиций в проводной проект, однако Александр Изосимов сообщил, что в среднем подключение многоквартирного дома обходится в $3-3,5 тыс. Если считать, что в экономически привлекательном для провайдера доме около 100 квартир, объем инвестиций только по Самаре может составить порядка $9-10,5 млн.
Еще одна точка роста «Вымпелкома» — кросс-продажи услуг корпоративным клиентам. В компании ввели пакетные предложения мобильной и фиксированной связи, в самарском филиале они ориентированы на снижение стоимости внутрисетевых звонков, в том числе с фиксированного телефона на мобильный. Кроме того, обслуживание клиентов приводят к формату «единого окна»: общий счет и скрейч-карты для пополнения баланса для проводной и мобильной связи, единые офисы продаж и службы поддержки. Насколько высокую эффективность показывают эти меры, в «Вымпелкоме» не раскрывают.
«Самый важный из ходов «Вымпелкома» — это вложения в инфраструктуру для проводного доступа в интернет. За последние 2 года «ЭР-Телеком» заполучил значительную долю самарского рынка благодаря тому, что вовремя построил сеть по всему городу. Когда инфраструктуру достроят, «Вымпелкому» будет несложно привлечь клиентов-физлиц из числа сотрудников фирм, которые уже обслуживаются в компании как корпоративные клиенты», — считает директор филиала «АРКТЕЛ» в Самаре Никита Синяев. По его словам, через несколько лет доминировать на рынке будут провайдеры, оказывающие любые услуги связи.
Директор самарского филиала МТС Дмитрий Рылов говорит, что проводные проекты «Вымпелкома» не стоит рассматривать как развитие мобильного бизнеса, это скорее его диверсификация. Однако, по словам эксперта, пакетные предложения услуг проводной и мобильной связи — это интересный продукт. Возможность его вывода на рынок совместно с «Комстар ОТС» рассматривается головным офисом компании «МТС». То же и с 3G: сети, построенные по данной технологии, МТС уже запустила в эксплуатацию в нескольких регионах и через несколько месяцев запустит и в Самаре. Однако оценить, насколько востребованной будет мобильная связь третьего поколения, Дмитрий Рылов не взялся — первые результаты вывода на рынок услуг на базе технологии 3G можно будет анализировать не ранее чем через год после запуска сети.