Бизнес должен вкладываться в интеллектуальное взросление общества
Сейчас возможна только та политика, которую "конструируют в известных кабинетах". Предпринимателям, желающим, чтобы Россия была образованной, свободной, предлагается поддерживать взросление общества.
Никто не верит в чистые помыслы акул российского бизнеса. Мне кажется, если рядовых жителей нашей страны спросить, что для предпринимателей социальные проекты — альтруизм или бизнес, то многие ответят: «Ну конечно, бизнес!» И найдут множество доказательств того, что любое благотворительное действие сделано не просто так, а ради сиюминутной выгоды.
Всеобщее недоверие — это отличительная черта нашей нынешней жизни. С одной стороны, власть не доверяет народу. Опасается — дашь свободу, раскрепостишь, а он еще натворит чего‑нибудь в пьяном виде. А с другой стороны, народ не доверяет власти. Видит, что вместо серьезного разговора о главных проблемах ему на центральных телеканалах навязывают крикливые передачи о самой низкой бытовухе. Такие, как программа моего доброго знакомого Андрея Малахова, которую на «Первом канале» показывают уже в прайм‑тайм.
Люди стали думать, будто от них мало что зависит в этой жизни. А это приводит к тому, что они, например, игнорируют выборы. Посмотрите на результаты явки на последних региональных выборах. Она очень низкая — всего 13‑17%. При том что, конечно же, мы догадываемся, что административные органы во многих регионах с удовольствием рисовали эту цифирь.
В тотальное явление превратилась коррупция. В нашем обществе она пронизывает все: от повседневной жизни до очень высоких уровней, когда откаты достигают известных процентов. Об этом говорят все в открытую, но, к сожалению, говорят как о неизбежности. Мол, в России коррупция всегда была, ее невозможно побороть.
Для меня ярким показателем катастрофического снижения уровня патриотизма стали результаты одного из социологических опросов. Опрашивали молодых, образованных, трудоспособных людей. И на вопрос «Вы бы уехали из России?» больше половины из них ответили «да».
Может ли бизнес повлиять на эти процессы политическими методами? По‑моему, нет. Как мне кажется, сейчас возможна только та политика, которую конструируют в известных кабинетах. И если ты не вписываешься в пейзаж, нарисованный там, значит, ты уже противник власти и в зону риска попадает и твой бизнес. Мы видели, что происходит с теми, кто пытается говорить иначе, чем разрешено и допустимо.
Что же делать тем предпринимателям, которые несмотря ни на что не собираются уезжать из своей страны? Кто хочет, чтобы Россия была восприимчивой ко всему новому, образованной, свободной. Кто понимает, что успешный бизнес он может делать только в стране, которая движется вперед, открыта всему миру, в стране, где много свободных и образованных людей. А таких бизнесменов, на мой взгляд, большинство.
Думаю, в этих условиях нам надо поддерживать все, что способствует интеллектуальному взрослению общества. Постараться сделать так, чтобы в России было как можно больше людей свободных, открытых всему новому, образованных, воспринимающих все современное в культуре и желающих жить и строить свое будущее и бизнес здесь.
На мой взгляд, именно руководствуясь этой логикой, бизнес и начинает сейчас заниматься социальными проектами. И, например, через благотворительные фонды оплачивает операции больным детям, стипендии талантливым студентам, премии выдающимся писателям. Недоверие, с которым общество зачастую относится к этим социальным акциям, не должно нас останавливать.
Оно уменьшится, если люди будут больше узнавать о позитивном опыте, об удачных примерах благотворительности. Если увидят, что каждый собранный рубль доходит до цели, а само участие в благотворительности для них удобно. Благодаря распространению Интернета технические возможности для того, чтобы сделать процесс пожертвований комфортным, уже есть — не выходя из дома или из офиса можно через компьютер перечислить деньги, например, на лечение конкретного ребенка, биографию которого прочитаете на сайте. И через сайт же затем можно получить сообщение о том, что этому ребенку сделана операция.
У нас в стране много людей, которые не могут равнодушно слушать по радио и телевидению о том, что с кем‑то случилось несчастье, допустим, ребенку требуется операция. Участие в благотворительности дает им ощущение взаимопомощи, ощущение возможности сообща решить самые тяжелые проблемы. А в итоге развитие благотворительности рождает доверие в обществе.
Колонка написана на основе выступления на конференции Альфа‑Банка «Российский банковский сектор: риски роста»