Бизнес-ринг - 15.12.2008
3 вопроса о методах управления и ценностях, приводящих к победам в рыночной борьбеИнна Подпорина руководитель отделения по подбору персонала Kelly Services CIS Надежда Сидоркина руководитель проек
Инна Подпорина
руководитель отделения по подбору персонала Kelly Services CIS
Надежда Сидоркина
руководитель проекта «BLIZKO Ремонт» в Самаре
Как вы будете выпутываться из истории?
Надежда Сидоркина: Для начала я пойму, каковы реальные цели у собственников и принимаю ли я эти цели и выбранную стратегию. Если принимаю, то буду строить диалог с собственниками. Поясню им, что будет гораздо эффективнее, если моей задачей в компании станет не «улыбаться миноритарным акционерам», а реализовывать стратегию. Разработаю и представлю на обсуждение план действий. Если изменить ничего невозможно — уйду из такой компании. За свою репутацию я не боюсь. С таким подходом к бизнесу и отношением к людям подобная фирма не сможет просуществовать долго. Думаю, рано или поздно участники рынка узнают истинную цену ее обещаний.
Инна Подпорина: В этой ситуации есть несколько выходов. Прежде всего надо вернуться к самому началу и спросить себя, что заставило вас прийти в эту компанию. Чем привлекла, заинтересовала вас эта фирма, какие перспективы вы видели? И попытаться найти конкретные ответы, факты. Сделав этот анализ, возможно, вы выявите самое главное — существуют ли они на самом деле. Если существуют — за них стоит бороться. Значит, первый выход — пытаться найти общий язык с собственником, требовать или просить необходимые ресурсы, доказывать, привлекать на свою сторону.
Если вы понимаете, что вся предоставленная информация об организации — попросту миф, тогда следует ее покинуть. Но любое расставание с компанией должно быть достойным. Уходить надо, сохранив по возможности максимально хорошие отношения с руководством, коллективом и собственниками. Выносить сор из избы после ухода не только некрасиво, но и подчас не вызывает доверия. Ведь сразу же напрашивается вопрос: а что вы делали в тот период, когда работали в этой компании, плыли с этими людьми в одной лодке?
Предложите несколько аргументов, чтобы убедить собственника, который категорически не хочет давать вам больше полномочий.
Надежда Сидоркина: Необходимо показать собственнику, что нежелание давать дополнительные полномочия ведет к потерям — и для бизнеса, и для него лично. Наличие конкретных расчетов и аналитики подкрепит этот аргумент. Предложу изменить структуру компании, что естественным образом и повлечет за собой перераспределение полномочий, в том числе и расширение моих управленческих компетенций. Возможно, собственник опасается потерять контроль над бизнесом. Необходимо откровенно обсудить эту тему и договориться о вариантах создания кредита доверия. Мои действия — презентация конкретного бизнес-плана, обсуждение ситуаций, когда ограниченность моих полномочий создавала серьезные препятствия. А также обсуждение вопроса, какими способами собственник может контролировать положение дел в случае расширения моей сферы деятельности. Следующий шаг: внедрение новой системы мотивации и оплаты труда руководителя.
Инна Подпорина: На самом деле такая ситуация, на мой взгляд, достаточно редкая. Собственники только в исключительных случаях идут на то, чтобы, удерживая сотрудника, пусть даже топ-менеджера, дать ему долю в бизнесе Но предположим, что это произошло, существует, как минимум Во-первых, я абсолютно убеждена, что наиболее эффективная система мотивации топ-менеджеров — это бонусная составляющая, которая зависит от результатов работы компании в целом. Да и бонусы других категорий сотрудников — например sales force — должны формироваться на основании результатов их работы и работы команды. В сегодняшней ситуации, когда у работодателя нет возможности постоянного и систематического повышения окладов, привязка доходов сотрудников к результатам работы компании — хороший и правильный ход.
А что касается полномочий, мне кажется, нужно договориться о компромиссе: сотрудник получает расширение функций, а собственник сохраняет свой контроль над ним за счет обозначения четких результатов его работы.
Как вы поступите?
Надежда Сидоркина: Если я скажу, что сразу приму предложение федеральной сети, — это значит, что я скажу неправду. В каждой ситуации необходимо взвешивать все «за» и «против». Мне, как управленцу, переход в крупную и стабильную корпорацию только лишь с целью получения возможности карьерного роста по внутренней «лестнице успеха» не интересен. Я рассматриваю свою профессиональную карьеру в основном как череду успешно реализованных проектов. Именно такой подход позволяет мне всегда быть в центре событий, максимально использовать весь мой потенциал и накопленный опыт, что в конечном итоге, я уверена, положительно скажется на уровне моего профессионального роста. Поэтому на принятие решения в первую очередь будет влиять степень реализации текущих проектов как составляющая бизнес-процессов, а правильно выстроенные бизнес-процессы позволят передать функциональные полномочия другому лицу без стрессовых ситуаций для компании.
Инна Подпорина: Ситуация, безусловно, щекотливая и требует от попавшего в нее некоего морального выбора. Не думаю, что существует универсально правильный подход. Могу лишь сказать, что доверие собственника — очень важная и ценная вещь сама по себе, а сотрудник порой склонен это недооценивать. Что имеем — не храним, а потерявши — плачем.
В любом случае я считаю, что даже в такой ситуации надо поступать достойно: переходить можно, но при этом нужно стараться не навредить компании: не красть технологии, не уводить людей, клиентов. Знаете, как в той песне: «Каждый выбирает по себе»