Будущее отечественного автопрома. Читсовет
От редакци
На прошлой неделе «ДК» впервые провел читательский совет по потребительской теме – «Будущее отечественного автопрома», куда были приглашены представители разных рынков – директора официальных автодилеров, юридических компаний, банков и т.д. Оказалось, что проблема российской автомобильной промышленности близка каждому участнику встречи. Причем, несмотря на то, что бизнесмены уже давно пересели на иномарки, они всей душой переживают за продукцию АвтоВАЗа. Как выражаются участники встречи – хотя бы потому, что все начинали ездить именно на родной «Ладе».
Гостям, в первую очередь как потребителям и автомобилистам, мы предложили ответить на вопрос – так какие же стратегические проблемы есть у АвтоВАЗа (по сути это и есть наш автопром) и как бы они их решили. Именно стратегические – потому что в тактическом плане сегодня у автогиганта все прекрасно. Продажи автомобилей LADA в России в сентябре выросли на 78%по отношению к аналогичному периоду прошлого года! По сравнению с августом 2010 г. продажи выросли на 11%. По программе утилизации реализовано 23 764 автомобиля LADA – рост на 9,1% по сравнению с августом.
Всего за девять месяцев 2010 г.на отечественном рынке продано 367 765 автомобилей LADA, из них по программе утилизации – 139 140 штук. За январь-август продажи выросли на 36,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Самым продаваемым авто стали «пятерки» и «семерки» (+ 88.2%). На втором месте по популярности оказалась пропиаренная Владимиром Путиным LADA Kalina (+52,4). Результаты на самом деле впечатляющие. Но какой ценой?! Миллионы налогоплательщиков, протекционистские меры и т.д.. И совершенно не очевидно, как бы развивалась ситуация, не будь программ господдержки.
По мнению участников читсовета, резкий подъем продаж,конечно,не может не радовать, но это не решает основной проблемы – качественного изменения в производственных процессах. Например,во всем мире программа по утилизации старых авто направлена на смену автопарка страны. Предполагается, что потребитель вместо авторухляди будет покупать новый,более экономичный, экологичный и безопасный автомобиль. Собственно,так и происходит в Европе и США. Российская же практика показала совершенно другой результат. Люди ринулись покупать устаревшие во всех отношениях «пятерки» и «семерки». И в результате дороги страны опять наводнятся «старыми» автомобилями. По мнению участников встречи,это понятно: благосостояние основной массы россиян сегодня только и позволяет покупать недорогие авто. Программа по утилизации рассчитана на все автомобили, производимые в России, но вот спрос повышенный оказался за «Ладой».
Вторая, не менее значимая программа господдержки – субсидирование автокредитования – также не сильно повлияла на бурный рост продаж иномарок. Потребители после кризиса вообще не охотно стали пользоваться банковскими займами. В результате опять получается, что накопленных денег хватает только на недорогие автомобили, то есть «Лады».
Плюс ко всему,на АвтоВАЗ работают протекционистские меры, введенные государством. Заградительными мерами у «вазовских»моделей фактически убрали конкурентов в виде подержанных автомобилей. Кстати,это вызвало серьезные волнения в некоторых регионах – Приморском крае и Калининграде. Но, как отметили участники беседы, несущественные митинги для властей меньшее зло, чем негодование полумиллионного города Тольятти.
В итоге вырисовывается картина, что АвтоВАЗ при финансовой поддержке, которая исчисляется миллиардами (из наших налогов), при косвенной поддержке в виде заградительных мер для подержанных иномарок и прочих спасательных инструментах, все равно не справляется с модернизацией автопрома. Но самое интересное, что все бизнесмены,присутствующие на читсовете,сердечно переживают за продукцию тольяттинского автозавода. Ну казалось бы – все знают «преимущества» «Лады»как автомобиля, все платят налоги, которые улетают на поддержку отсталого во всех отношениях АвтоВАЗа, но нет! Все равно верят и эмоционально поддерживают российский, пусть и отстающий в технологическом плане, пусть и не соответствующий стандартам безопасности, но свой автопром. Парадокс! Вроде бы бизнесмены и хорошо понимают, что суть предпринимательства – это получение прибыли. А от неэффективного бизнеса нужно избавляться. Но,видимо,когда речь заходит о «нашем всем»,то у русских людей включается патриотизм. Пусть наша футбольная команда не прошла отборочный тур чемпионата мира, пусть российская сборная «спустила» зимнюю Олимпиаду, но мы их все равно любим и желаем успехов.
Впрочем, бизнесмены уточнили, что любовь должна быть все же взаимной. И предложили свои пути выхода отечественного автопрома из тупика. Конструктивные предложения участников читсовета читайте в ближайшем номере «Делового Квартала».