Частники «надкусили» рынок дальней связи
Географическая экспансия для любой развивающейся компании неминуемо оборачивается взрывным ростом расходов на телефонную связь между филиалами. В «трубу» улетают круглые суммы, и легальным путем ми
эксперты
Александр Андрюшин
ведущий аналитик компании
Json & Partners (г. Москва)
Константин Анкилов
старший консультант компании
iKS-Consulting (г. Москва)
Александр Виноградов
президент компании «Голден Телеком» (г. Москва)
Юлия Бабкина
менеджер по продуктам компании Orange Business Services (г. Москва)
Антон Клименко
директор департамента по связям с общественностью и инвесторами ОАО «Ростелеком» (г. Москва)
Виталий Купеев
аналитик по телекоммуникационному сектору Альфа-Банка (г. Москва)
Кирилл Ладыгин
директор по связям с общественностью компании «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ) (г. Москва)
Ждать ли передела корпоративной клиентской базы?
На сколько могут снизиться тарифы на дальнюю связь?
1января 2006 г. монополии ОАО «Ростелеком» на рынке междугородной и международной (МГ/МН) связи официально пришел конец. Мининформсвязи щедрой рукой раздало 10 лицензий на оказание услуг ДС (сегодня их выдано более 20) альтернативным операторам. Но получение лицензии еще не означало доступ на рынок. Предоставлять услуги МГ/МН связи компании могли только после получения специальных кодов-префиксов, с помощью которых абоненты могли выходить на «межгород». Для этого от операторов требовалось построить федеральную транзитную сеть, которая имела бы точки присоединения в каждом из регионов России, минимум по одному транзитному междугородному узлу связи в каждом из федеральных округов и 4 транзитных международных узла связи (2 в европейской части России и 2 в азиатской), соединенных с сетями иностранных операторов. Для абонентов же установили 2 режима пользования услугами ДС hot-choice (выбор оператора при каждом звонке) и pre-select (предварительный выбор оператора для постоянного использования его услуг). Сменить оператора пользователь услугами связи теперь мог, явившись на местный телефонный узел и подав заявление на переподключение.
На рынке дальней связи по-прежнему есть чем поживитьсяПервым из альтернативных игроков на рынок дальней связи вышел «Межрегиональный Транзит Телеком». Начав предоставлять услуги МГ/МН связи на всей территории России с 1 марта 2006 г., он привлек почти 3 млн абонентов (из них 0,5 млн в режиме pre-select), заняв 5% рынка. В конце января 2007 г., получив долгожданные префиксы, к «Ростелекому» и МТТ примкнул еще один крупный игрок компания «Голден Телеком». На низком старте в ожидании кодов еще несколько операторов. По прогнозам экспертов, следующими отмашку стартового флажка от Мининформсвязи, вероятнее всего, получат «ТрансТелеКом» и Orange Business Services (новая марка ООО «Эквант»), также высоки шансы у карточного оператора «Арктел» и компании «Сумма Телеком», ранее занимавшейся телекоммуникационным обслуживанием «Транснефти».
Но все минусы рынка ДС искупаются его главным плюсом денежным объемом, а это, по данным Альфа-Банка, почти $3,5 млрд или 15% всего рынка фиксированной связи.
Аналитики не сомневаются в прочных позициях «Ростелекома»
Осторожность экспертов понятна: будучи еще вчера монопольным и по-прежнему оставаясь госрегулируемым, рынок раскачивается медленно и непредсказуемо. Скажем, появления «Голден Телекома» и «ТрансТелеКома» на рынке ДС многие ожидали еще в 2006 г., однако первый оператор, потратив почти год на заключение договоров с зоновыми операторами, смог начать предоставление услуг только в начале 2007 г., а «ТрансТелеКом» пока и вовсе не пересек стартовую черту.
Аналитики разошлись во мнениях, каких тарифов на дальнюю связь стоит ожидать в будущем. Исходя из их противоречивых оценок, сложно предсказать, каких тарифов стоит ожидать. Пока у основной тройки цены на «межгород» отличаются незначительно. Обещанные при выходе на рынок «Голден Телекомом» цены в 65% от тарифов «Ростелекома» коснулись только международной связи и только самых экзотических направлений.
статистика
Россияне говорят по «межгороду» все больше
Объем трафика МГ/МН связи в России, млрд мин
Год | Междугородная связь | Международная связь |
2005 | 15,42 | 1,17 |
2006 | 20,84 | 1,16 |
2007 (прогноз) | 25,43 | 1,1 |
2008 (прогноз) | 29,2 | 1,1 |
Думаю, в Самаре большая часть тех, кто хотел уйти из «Ростелекома», уже это сделали, поэтому альтернативным операторам дальней связи придется «отжимать» долю рынка у IP-телефонистов. А сделать это будет нелегко лучших тарифов «междугородники» предложить не могут.
мнение
Рынок не готов к изменению ценовой политики
Игорь Бородулин
президент «СамТелекома»
Основными игроками на рынке дальней связи будут, несомненно, ОАО «Ростелеком», бывший монополист рынка междугородной и международной связи, и «Межрегиональный Транзит Телеком». Их лидерство неоспоримо. Все остальные игроки, скорее всего, не смогут занять весомых позиций. Однако говорить о заметном снижении тарифов, на наш взгляд, как минимум преждевременно. Во-первых, количество игроков на рынке действительно ограничено, и операторы это знают. Крупные компании всегда смогут регулировать свою ценовую политику на взаимовыгодных условиях, сохраняя паритетное соглашение.
Во-вторых, цепочка оказания услуг не так проста. Зоновые операторы играют в ней значительную роль, и им достается часть прибыли от пропуска трафика. Они часть цепочки между операторами и абонентами и получают за это свое вознаграждение, что не будет стимулировать снижение тарифов и еще большее сокращение доходов операторов дальней связи. Рынок еще не готов к изменению ценовой политики из-за самой процедуры организации услуг на междугородную и международную связь.