Частные охранные предприятия
Сегодня в Самаре работает несколько сотен ЧОПов. Но наибольшую долю рынка занимают госструктуры Управление вневедомственной охраны и недавно созданное ФГУП «Охрана». Однако эксперты отмечают, что
эксперты
Ольга Егина
заместитель директора консалтинговой группы «Маркс»
Анатолий Колесников
начальник управления вневедомственной охраны при ГУВД Самарской области
Виталий Крупич
директор ЧОП «АиФ»
Алексей Моренков
начальник лицензионно-разрешительного отделения при УВД по городскому округу Самара
Дмитрий Муратов*
заместитель генерального директора по охране ЧОП «Гарант»
Вадим Тихонов
коммерческий директор АПБ «Блокпост»
Евгений Турчак
генеральный директор ЧОП «ЧК»
Как ЧОПы повышают свою рентабельность?
Что ожидает рынок ЧОПов через 2-3 года?
Оборот рынка частных охранных предприятий (ЧОП), по оценкам экспертов, в последние 2 года ежегодно растет на 15-20%. Это объясняется интенсивным развитием бизнеса в регионе: с приходом на рынок новых компаний постоянно увеличивается число объектов, нуждающихся в охране.
Годовой оборот самарского рынка ЧОПов, по разным оценкам, колеблется от одного до полутора млрд руб. Более точную оценку, отмечают эксперты, дать сложно рынок закрытый и на нем велика доля теневого капитала.
По данным лицензионно-разрешительного отделения УВД по городскому округу Самара, на начало 2007 г. в городе было зарегистрировано 346 ЧОПов, в которых работали 15 тыс. 329 лицензированных сотрудников. В прошлом году ЧОПов было 325, а лицензированных охранников 9 тыс. 989 человек. Резкий рост числа последних объясняется принятым в прошлом году постановлением Правительства РФ, согласно которому ЧОПам запрещено принимать на работу людей без удостоверения частного охранника. При этом число самих охранных предприятий год от года существенно не меняется.
По оценкам экспертов, основным игроком на самарском рынке охранных услуг остаются госструктуры управление вневедомственной охраны (УВО) и ФГУП «Охрана», образованное в сентябре 2005 г. Начальник УВО при ГУВД Самарской области Анатолий Колесников: «Реформа была необходима для разграничения государственно-административных и хозяйственно-коммерческих функций органов МВД». Из структуры вневедомственной охраны вывели вольнонаемный состав, который и составил костяк нового госпредприятия. Саму вневедомственную охрану перевели на стопроцентное финансирование из федерального бюджета. «Раньше мы зарабатывали за счет хозяйственной деятельности, пояснил г-н Колесников. Теперь техобслуживанием заказчиков занимаются специалисты ФГУП «Охрана», а наша главная задача реагировать на сигналы тревоги».
По оценкам экспертов, доля госструктур на самарском рынке охранных услуг составляет 30-40%. Еще порядка 25-30% распределено между небольшими компаниями.
Оставшуюся часть рынка контролируют средние и крупные предприятия. По словам директора ЧОП «АиФ» Виталия Крупича, средним можно считать ЧОП, под охраной которого находится 25-30 объектов. Годовой оборот такого предприятия составляет приблизительно 12 млн руб. Среди наиболее заметных игроков эксперты выделяют компании «ЧК», «Блокпост», «Агентство безопасности», «Лада-безопасность», СОК (Самарская охранная компания, входит в группу «СОК»), «Теско-защита», «АиФ», «Вячеслав» и др.
Лет 6-7 назад УВО было фактическим монополистом на рынке охранных услуг Самары. Тогда ЧОПы, чтобы быстрей набрать клиентскую базу, продавали услуги по охране объектов по демпинговым ценам. Например, ЧОП «ЧК» предлагал пультовую охрану по цене 4 руб. в час, а в УВО расценки за аналогичный вид услуг составляли 7 руб. в час.
Развитие частного охранного бизнеса уменьшило долю государства на рынке охранных услуг. Особенно резко упала доля физической охраны объектов силами УВО. Анатолий Колесников: «Доля физической охраны в структуре наших заказов значительно сократилась за счет роста спроса на пультовую охрану. Сейчас наше ведомство нацеливают на профилактику совершения преступлений и охрану объектов государственного значения».
По оценкам экспертов, государство в последние годы теряет позиции по пультовой охране объектов. Эксперты объясняют это прежде всего высокими расценками на услуги вневедомственной охраны. По оценкам участников рынка, они колеблются в пределах 10-12 руб. в час. В самом УВО эту информацию отрицают. По словам Анатолия Колесникова, средняя абонентская плата за охрану объекта с помощью охранно-пожарной сигнализации составляет 8 руб. в час, с помощью кнопки экстренного вызова 7-7,5 руб. в час. По мнению коммерческого директора АПБ «Блокпост» Вадима Тихонова, клиенту УВО гораздо сложнее получить компенсацию убытков в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, например краж.
В то же время УВО до сих пор лидер на рынке охраны личного имущества граждан квартир и коттеджей. По информации Анатолия Колесникова, в среднем абонентская плата за охрану квартиры силами УВО составляет от 80 до 200 руб. в месяц. ЧОПы берут за аналогичные услуги 1,5-1,7 тыс. руб. в месяц. Гендиректор ЧОП «ЧК» Евгений Турчак: «Порядка 98% наших клиентов юридические лица».
Кроме того, в городе около 17 объектов, охранять которые может только милиция. Это, к примеру, аэропорт «Курумоч», Центробанк, правительство Самарской области, Самарская губернская дума.
Как отмечают эксперты, утрата УВО значительной доли рынка охранных услуг привела к тому, что государство стало искусственно сдерживать дальнейшее развитие рынка ЧОПов. Участники рынка считают, что, создавая ЧОПам дополнительные трудности в работе, государство лоббирует интересы основного игрока службы вневедомственной охраны и ФГУП «Охрана». Виталий Крупич: «Например, нас заставили перекрасить в белый цвет ружье «Сайга-410», чтобы оно не было похоже на боевое. Причем сделать это мы должны были за свой счет». Как пояснил Евгений Турчак, раньше ЧОПам разрешалась одна единица оружия на пост, причем иметь его могли не более 50% лицензированных охранников. Сейчас эти ограничения сняты, зато введены другие ЧОП может иметь не более одного длинного «ствола» на двоих лицензированных охранников и одного короткого на четверых. Все эти нововведения, по словам Виталия Крупича, негативно отразились на взаимоотношениях частных охранных структур с клиентами.
По словам заместителя директора консалтинговой группы «Маркс» Ольги Егиной, при большом количестве сотрудников рентабельность охранного бизнеса не превышает 15-20% довольно низкий показатель. Эксперты объясняют это высокой затратностью бизнеса. По оценке Евгения Турчака, чтобы выйти на рынок, нужно вложить не менее 500 тыс. руб. плата за аренду офиса, наем или покупка автомашин, приобретение оружия и спецсредств, заработная плата сотрудникам и т. д. По словам участников рынка, затраты на охрану одного объекта вооруженным лицензированным сотрудником составляют не менее 50 тыс. руб. в месяц.
Небольшие ЧОПы предлагают своим клиентам ограниченный набор услуг прежде всего физическую охрану объектов. В отличие от крупных компаний они лишены возможности расширять поле своей деятельности, обслуживая всего несколько объектов неподалеку от своего офиса. Мелкие компании, по словам Вадима Тихонова, в подборе клиентов больше полагаются на личные связи. Серьезные же игроки проводят постоянный мониторинг рынка, отслеживая появление на нем крупных корпоративных клиентов.
Как подчеркивают эксперты, выйти на рынок ЧОПов и удержаться на нем сложно и в силу причин, не имеющих прямого отношения к экономике. Подобные предприятия обычно создают выходцы из госструктур МВД, Минобороны, ФСБ. По оценкам экспертов, для «высокого старта» в этом бизнесе нужны связи в правоохранительных органах и хорошая клиентская база. Но чтобы набрать последнюю, требуются инвестиции нужны машины, личный состав, оружие.
Чтобы выжить в условиях жесткой конкурентной борьбы и нарастить клиентскую базу, мелкие компании вынуждены продавать свои услуги по низким ценам. По словам Вадима Тихонова, демпингуют на рынке только мелкие игроки. Эксперт заявляет, что компании отказываются от политики низких цен, когда увеличивают базу до 300 клиентов.
По словам Ольги Егиной, мелкие ЧОПы сдерживают цены за счет низких накладных расходов. Как подчеркивают эксперты, часто такая экономия достигается за счет нарушений законодательства. Начальник лицензионно-разрешительного отделения при УВД по городскому округу Самара Алексей Моренков: «При повторных нарушениях, допущенных в течение года, мы ставим вопрос об аннулировании лицензии в судебном порядке. Самаре не нужно столько ЧОПов. Пусть на рынке останется 100-150 законопослушных компаний, оказывающих качественные услуги по охране, платящих налоги и достойную зарплату своим сотрудникам».
По мнению Алексея Моренкова, за счет нарушений законодательства ЧОПам удается максимально снижать цены на свои услуги. Например, себестоимость охраны одного объекта обходится предприятию вдвое дешевле. Соответственно, можно снизить и расценки.
По оценкам экспертов, демпинговая политика мелких компаний ведет к оттоку части клиентов от крупных и средних игроков. Не очень платежеспособные заказчики предпочитают заключать договоры с более «дешевыми» ЧОПами. Вадим Тихонов: «Из-за низких расценок от услуг одной крупной компании отказываются не более десяти клиентов в год. Но нам удается привлекать больше заказчиков, заинтересованных в более качественных услугах». По словам Ольги Егиной, у крупных предприятий гораздо больше технических и финансовых возможностей для качественной охраны объекта. Поэтому, как полагает г-жа Егина, сейчас заказчики склонны отказываться от услуг мелких компаний, доверяя охрану своего имущества крупным и средним ЧОПам. Как отмечают эксперты, укреплению этой тенденции способствует рост спроса на пультовую охрану, которая, по мнению Евгения Турчака, развивается опережающими темпами по сравнению с физической. По словам г-на Турчака, за последние 2 года доля технически емких услуг в структуре заказов в среднем по рынку возросла примерно на 40%, тогда как прирост физической охраны за это же время не превысил 10%. Эксперты объясняют это тем, что услуги по пультовой охране стоят приблизительно в 10 раз дешевле порядка 6-8 руб. в час. Развивать услугу пультовой охраны выгодно и самим ЧОПам. По словам Вадима Тихонова, при увеличении количества постов физической охраны компания вынуждена набирать много дополнительных сотрудников: «Соответственно, в несколько раз возрастают расходы на заработную плату и увеличивается налогооблагаемая база. В группах же быстрого реагирования людей задействовано гораздо меньше».
По оценке Ольги Егиной, оптимальное соотношение между пультовой и физической охраной для ЧОПа 80 к 20-ти. «Когда предприятие закупает технические средства охраны, рентабельность его работы падает. Но через год-два при грамотном ведении бизнеса она может вырасти вдвое».
Как полагают эксперты, ЧОПы не собираются совсем отказываться от физической охраны объектов. Вадим Тихонов: «Заказчики заинтересованы в получении комплексных услуг по безопасности. Только пультовую охрану можно поставить на каком-нибудь небольшом объекте, а на более крупных обязательно задействовать и людей». По словам заместителя директора ЧОП «Гарант» Дмитрия Муратова*, довольно часто клиенты предпочитают пользоваться услугами пультовой охраны в ночное время, а физической в дневное.
По мнению участников рынка, в будущем государство прекратит охрану объектов на коммерческой основе. Эксперты подчеркивают, что именно в этом и кроется цель реструктуризации, призванной разделить полномочия между УВО и ФГУП «Охрана». Участники рынка не исключают того, что выведение активов из-под контроля УВО может означать их предпродажную подготовку. Возможно, государство готовит их для продажи крупной иностранной компании. Это может быть один из лидеров мирового охранного бизнеса.
По оценкам экспертов, в ближайшие 2-3 года рынок ЧОПов ожидают существенные перемены. Число игроков на нем может уменьшиться вдвое. Эксперты считают, что рынок в любом случае будет меняться в пользу крупных и средних компаний. Мелкие ЧОПы поглотятся крупными или уйдут с рынка, не выдержав напряженной конкурентной борьбы и усиления контроля со стороны государственных структур.
важно
Структура читателей по сферам бизнеса, %
Финансы (Банки. Страхование. Лизинг. Инвестиции) [8%]
Услуги для бизнеса (Образование. Консалтинг. Рекламные и PR-услуги. СМИ. Аудиторские и юридические услуги. Транспортные услуги) [37,4%]
Информационные технологии (Компьютерное и офисное оборудование. Программное обеспечение. Все виды услуг связи) [5,8%]
Строительные услуги (Недвижимость коммерческая и жилая. Отделочные и строительные материалы) [11,4%]
Оборудование (Промышленное, торговое, пищевое, климатическое оборудование. Промышленное сырье и материалы) [11,7%]
ТНП (Автомобили. Бытовые товары и услуги. Здоровье. Торговые центры. Развлечения. Туризм) [22,4%]
Государственные органы управления [1,3%]
Торговля (оптовая, розничная, оптово-розничная) [2%]
Общая структура распространения тиража, %
Подписка через редакцию [83,4%]
Промо тираж (выставки, акции) [16,6%]
Структура читателей по должностному составу, %
Топ-менеджеры и владельцы бизнеса [64,16%]
Линейные руководители [8,4%]
Ведущие специалисты компаний [27,44%]