Чтобы изменить Красноярск, нужны волевые решения.
Вероятность того, что Красноярск сможет уйти от прямой зависимости от добывающей промышленности и стать инновационным городом, высока. Но нужно понимать, что это невозможно сделать в одночасье.
Стратегия формирования красноярской агломерации — 2020 требует виртуозного согласования решений, понимания всех рисков и проблем. Это документ амбициозный и пафосный, и в каких-то моментах его разработчикам придется спуститься с небес на землю. Многие проблемы города будут решаться не одно десятилетие. Например, невозможно взять и начать «прорубать» широкие транспортные магистрали и проспекты без учета существующей застройки.
Несомненно, в Красноярске найдутся люди, которым могут не понравиться грядущие перемены. С жителями придется работать, проводить общественные слушания, защищать проекты, объяснять детали. Это очень кропотливый труд, и, чтобы совершить задуманное, властям придется принимать волевые решения.
У города достаточно проблем, которые не решаются быстро. Поэтому все поставленные задачи должны выполняться поэтапно. На мой взгляд, в первую очередь необходимо решить вопрос модернизации основных базовых производств, а также вопрос масштабного изменения градостроительной картины города.
Как ни крути, настоящий Красноярск — это индустриальный город, большинство промышленных производств которого устарели. Коренная модернизация производственных предприятий должна произойти в контексте перестройки экономики в инновационное русло. Что греха таить, все знают, что большинство красноярских заводов хоть и уникальны, но низкоконкурентоспособны на рынке и по продукции, и по технологиям. Это первый ключевой момент.
Второй заключаются в том, что индустриальных предприятий не должно быть в жилой и деловой частях города. Красноярск будущего — не для промышленности, а для жизни. Но как заставить бизнес перенести производство за город? Понятно, что власти не будут «ломать» заводы, у нас все-таки демократическое общество. При этом, если у бизнеса нет объективных причин для переноса своих производств, то реализовать план по очистке Красноярска от вредных промышленных предприятий будет очень трудно. Я думаю, сдвинуть эту проблему поможет введение налога на недвижимость, объединяющего земельный налог и налог на имущество организаций. Стоимость земельных участков в городе в связи с введением налога на недвижимость значительно увеличится, бизнесу придется искать другое, более дешевое место, чтобы минимизировать издержки. К этому моменту у власти должны быть подготовлены выверенные предложения по новым промышленным площадкам.
Перенос предприятий за город вполне реализуем. Например, с момента принятия решения о проведении Олимпиады в Пекине до ее начала за город были вывезены все промышленные предприятия, а это 20-миллионный город. В Красноярске живет около 1 млн человек… Задача сравнительно легче, просто нужно садиться и решать ее.
Еще важный момент. Схема территориального планирования Красноярска, то, как будет в градостроительном плане меняться город, на мой взгляд, должна еще корректироваться. Каркас этой схемы есть, но в новых реалиях его нужно дорабатывать, вносить изменения и дополнения. Важно понимать, где будет деловой центр, где рекреационный и т.д. Какие должны быть форматы улиц, парковок, стоянок, инфраструктуры делового центра, чтобы это был комфортный город для населения и привлекательный для бизнеса. Если это не начать делать сейчас, Красноярск не найдет крупных инвесторов. А не будет инвесторов — город не сдвинется с мертвой точки, потому что возможности муниципальных бюджетов небольшие. Кардинальные шаги на эти деньги не совершишь. Значит, нужно привлекать инвестиции. У стратегии Красноярской агломерации и Программы социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года большой замах, и в этом несомненное преимущество. Они рассчитаны на длительный период, и в этом плане стратегически обоснованные амбиции для города полезны, легче привлечь солидных инвесторов.
Колонка написана специально для «Делового квартала»