Долги партнеров: списать на кризис или добиваться выплат?
Кризис заставил бизнесменов внимательнее отнестись к долговым обязательствам клиентов и партнеров. Вот только опыта в этой сфере у многих пока маловато, и часто они предпочитают до последнего наде
дискуссионный клуб
Участники
Ольга Вайханская, генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «Регул ОЛЕВ»
Владимир Звоновский, президент Фонда социальных исследований
Виль Мухаметшин, генеральный директор ОАО «Средневолжская сетевая компания»
Дмитрий Самойленко, заместитель директора по банковскому направлению ЦТО «Самойленко и К»
Александр Сергиенко, генеральный директор ЗАО «АИСТ»
Дмитрий Скворцов, директор по развитию ООО «Коллектор Крафт Компани»
Отечественный бизнес, между тем, на сегодняшний день не имеет эффективного опыта решения долговых проблем. Многие компании занимались этим от случая к случаю, и часто попытки систематизировать работу с должниками завершались, не успев начаться, констатировали участники Дискуссионного клуба «Делового квартала». «Высокие темпы продаж позволяли какое‑то время не замечать остроту проблемы,— поясняет директор по развитию ООО «Коллектор Крафт Компани» Дмитрий Скворцов.— Сейчас же, в кризис, когда объемы продаж снизились, вопрос взимания старых долгов стал более актуален. Все подхватились: как случилось, что у нас так много «дебиторки»?»
Теперь же, когда компании учатся считать каждую копейку, остро встал и вопрос своевременных платежей от партнеров и клиентов. Какую позицию в таких ситуациях занять? Сразу ли «идти на вы», объявлять войну должнику, грозить судами и т.п.? Или все‑таки попытаться решить вопрос по‑хорошему?
Стоит ли разрывать
«круг доверия»
Президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский обратил внимание собравшихся на опыт 1998 года, когда также наблюдался период массовых неплатежей. Десять лет назад кредитор и должник вынуждены были договариваться друг с другом, идти на взаимные уступки для продолжения эффективной работы и сохранения налаженных производственных или торговых связей. Между предпринимателями сформировались «круги доверия», которые и помогли многим выстоять в то время. «Такая стратегия партнерства ради общих целей себя полностью оправдала, — отмечает г‑н Звоновский. — Компании, которые не стали разрывать отношения с давними и проверенными партнерами из‑за временных просрочек платежей, после окончания активной фазы кризиса оказались в более выгодном положении по сравнению с теми, кто не желал идти на минимальные уступки должникам‑контрагентам».
Сейчас такая позиция не потеряла актуальности. «Если одна сторона не выполняет условия договора, то другая непременно обратится в суд. Это законы цивилизованного рынка, — оговаривается Владимир Звоновский. — И тем не менее, у любой компании есть особый круг партнеров, отношения с которыми важны для дальнейшего развития, и ради сохранения этих отношений можно на какой‑то период «закрыть глаза» на временные задолженности».
Необоснованные просрочки платежа надо пресекать сразу, заявил в свою очередь Дмитрий Скворцов. Никогда не нужно надеяться, что должник сам все вернет. Если просрочка составляет уже более месяца, пора принимать меры. Негативный пример таких запоздалых действий привел директор ООО «Бюро бухгалтерского обслуживания» Михаил Эльтерман. Хотя он обратился к специалистам, но долг свой так и не смог взыскать. «Не особо надеясь на эффективную работу судебных приставов, я обратился в юридическую компанию, которая оказывала коллекторские услуги. Они сделали, что могли, вопросов к ним нет, но денег я пока так и не увидел»— говорит г‑н Эльтерман. Дмитрий Скворцов поинтересовался: «Сколько времени прошло от возникновения долга до того момента, как вы получили исполнительный лист из суда?» Оказалось, что примерно полгода. «То есть получается, что вы в течение нескольких месяцев ничего не делали, а просто наивно ждали, что вам вернут деньги. Надеялись на порядочность партнера, но при этом «забыли», что он незаконно пользуется вашими деньгами. Возьмите себе за правило: требовать долг надо сразу, а не спустя полгода, когда получить деньги становится в разы труднее»,— поделился «рецептом» г‑н Скворцов.
Вернуть долги можно
и собственными силами
Многие предприятия, заключившие договор с ненадежным партнером, в случае неисполнения им обязательств вообще ничего сделать не могут. Виль Мухаметшин, генеральный директор ОАО «Средневолжская сетевая компания», отмечает, что в сфере ЖКХ вопрос погашения неплатежей не теряет своей актуальности уже много лет. «Есть много людей, которые принципиально не оплачивают коммунальные услуги. Самый действенный способ заставить должника заплатить — отключить электричество. Но этот шаг сопряжен со сложными и длительными юридическими процедурами и на практике применяется крайне ограниченно».
Тем не менее, обратили внимание эксперты, у организаций ЖКХ хотя бы теоретически есть «дубинка» в виде возможности отключения от коммунальных благ, и даже сама угроза ее применения уже действует на многих должников отрезвляюще. Начальник коммерческого кредитования самарского филиала ЗАО «КБ «Открытие» Сергей Бершов заметил, что банкам приходится труднее. «Процесс взыскания через судебные инстанции хоть и эффективен, но растягивается на достаточно продолжительный период. Это обстоятельство позволяет должникам выводить значимые активы из бизнеса или приводит к существенному снижению их стоимости. Очень часто, к моменту получения судебного решения и передаче исполнительного листа судебным приставам, брать с должников практически нечего. В этой ситуации многие банки предпочитают решать возникающие проблемы с клиентами на индивидуальной основе, пытаясь строить конструктивный, взаимовыгодный диалог, что чаще всего бывает гораздо эффективней»,— говорит он.
И все же у кредиторов не так уж и мало собственных мер воздействия на должников. Это могут быть и собственные ресурсы предприятия, связанные с профилем его деятельности. Свой способ нашли компании, обслуживающие контрольно‑кассовое оборудование. Чтобы снять ККО c учета в налоговой инспекции, необходимы документы от обслуживающей это оборудование организации. «Потребителям наших услуг необходимо урегулировать все трения, связанные с задолженностью до момента обращения в налоговую: если клиент этого не сделал, он просто не сможет снять с учета это оборудование. Таким образом, при сотрудничестве компаний, лучшим способом решения вопросов связанных с дебиторской задолженностью является диалог. Именно он позволяет сохранить, а чаще и укрепить партнерские отношения организаций»,— пояснил Дмитрий Самойленко, заместитель директора по банковскому направлению ЦТО «Самойленко и К».
И на «гигантов» найдется управа
Несмотря на то, что проблема дебиторской задолженности за минувший год приобрела особую остроту, пока немногие кредиторы спешат обратиться за помощью к профессиональным коллекторским агенствам. Когда модератор дискуссии, главный редактор «Делового квартала — Самара» Людмила Николаева попросила участников Дискуссионного клуба сообщить, кто из них для решения проблемы возврата долга обращался в суд, оказалось, что такой опыт имеет практически каждый из присутствующих в зале. На аналогичный вопрос, но уже по опыту обращения в коллекторские агентства, поднялось всего три руки.
Судя по словам и вопросам присутствовавших, многие не очень хорошо понимают, что собой представляет работа коллекторов, когда к ним нужно обращаться, какие гарантии они дают. Неудивительно, что коллекторов очень скоро засыпали вопросами. Например, что делать, если должник и кредитор находятся в разных «весовых категориях»? «Мне попадались такие случаи, — говорит Ольга Вайханская, генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «Регул ОЛЕВ». — Например, когда крупная компания требует немедленной оплаты долга от маленькой фирмы. При этом последняя, если рассчитается за один раз, то практически полностью разорится».
Один из участников дискуссии столкнулся с подобной проблемой. Крупная компания должна деньги за выполненную работу, свой долг признает, но платить отказывается. «Сейчас у меня хотя бы есть теоретические шансы на возврат денег. Но я понимаю, что если подам на них в суд, то, даже с учетом абсолютно выигрышного дела, денег своих совсем не получу. Что делать в этом случае?» — обратился он к присутствовавшим. «А вы начните процедуру банкротства в отношении должника, — сразу заявил г‑н Скворцов. — Чем это не оригинальный ход? Крупной компании выгоднее отдать вам деньги, чем ввязываться в судебные тяжбы по столь деликатному поводу. Или повесьте напротив центрального офиса той компании баннер со слоганом: «Они не выполняют своих обязательств». Конечно, может быть, это преувеличение, но вам надо действовать. Если просто на что‑то надеяться, то денег вы так и не увидите».
Неплатежи необходимо отслеживать в постоянном режиме
Александр Сергиенко,
генеральный директор
ЗАО «АИСТ»
Я считаю, что в условиях кризиса глобальным фактором успеха в контроле «дебиторки» является способность компании фиксировать ее появление, что называется, в on‑line режиме. Это позволяет быстро начать работу с такими проблемными клиентами или партнерами для выяснения причин неплатежей и последующего оперативного принятия решения по конкретной ситуации. Если компания неспособна быстро «маркировать» неплательщиков, это существенно уменьшает ее шансы в борьбе за свои деньги и добавляет рисков потери новых ресурсов.
Старые долги коллекторы могут не купить
Дмитрий Скворцов,
директор по развитию
ООО «Коллектор Крафт Компани»
С началом кризиса спрос на услуги коллекторов подскочил в несколько раз. Но с другой стороны качество «портфелей долгов» заметно ухудшилось. Например, к нам обращается много клиентов, которые ранее отказывались от коллекторских услуг. Мотив был следующий: мы сами сможем решить свои проблемы с взиманием задолженностей. Спустя полгода‑год они приходят к нам обратно. Долги возвращены так и не были, клиент согласен уже на возврат хотя бы части суммы. Но время ушло. Компания‑должник уже давно признана банкротом и вычеркнута из единого реестра юрлиц, от нее не осталось даже таблички. Естественно, в этом случае лучше списать долг полностью. Коллекторам остается только задать клиенту риторический вопрос: а где же вы раньше были, когда еще можно было вернуть долг?