Forbes: как онтологический менеджмент Николая Цветкова загнал "Уралсиб" в убытки
Пока владелец банка Николай Цветков занимался развитием корпоративной культуры и тратил деньги на поиски стратегии, банк потерял свои позиции и теперь ищет партнера.
АФК «Система» Владимира Евтушенкова во второй раз с начала этого года заинтересовалась возможным партнерством с ФК «Уралсиб», передает Ведомости.
Необходимость привлечь партнера для «Уралсиба» по данным источников связана с тем, что у регулятора накопилось немало вопросов к качеству капитала подконтрольного ей банка.
Уже некоторое время продолжается поиск партнера, но пока все переговоры ни к чему не приводят. Источники сообщают, что Цветков смог договориться с ЦБ о графике доначисления резервов, но пока он пополнил капитал банка всего на 2 млрд руб. вместо необходимых 15,2 млрд руб., для внесения остальной сумму у бизнесмена есть время до середины .
А еще несколько лет назад банк был успешным, активно расширялся и занимал пятое место в стране по капиталу. Теперь же, по данным Forbes, убытки финансовой организации достигли 29 млрд рублей.
Журнал отмечает, что между сложной ситуацией в банке и онтологическим подходом к управлению Цветкова есть прямая связь. Сам бизнесмен комментировать ситуацию не стал.
Корпоративная культура и голодание
Корпоративной культурой в «Уралсибе» начали заниматься в 2000 году, когда компания перекупала уже сформировавшиеся коллективы. Цветков хотел объединить отдельные команды и в 2002 году начал прививать коллективу любовь к здоровому образу жизни.
С его подачи в «Уралсибе» все увлеклись оздоровительными процедурами и лечебным голоданием по системе Пола Брэгга. В здании был открыт оздоровительный центр с массажным кабинетом и залом для занятий йогой.
Цветков хотел похудеть на 20 кг, а сотрудникам пришлось разделять его интерес к здоровому образу жизни. Иногда вместо обеда, а иногда по выходным коллектив занимался «расстановкой». Управленцы должны были хаотично двигаться по помещению, пока не будет найдено «свое» место.
А кроме того, кадровая служба банка считала нумерологические числа менеджеров и сравнивала их с числом Цветкова. Отмечается, что для расчета использовались ФИО и дата рождения. Причем, на основе этих данных Цветков даже принимал решения о серьезных назначениях.
Поиски стратегий
В 2006 году дела у банка шли хорошо, компания приглашала иностранных консультантов, в частности компанию Human Factor, которая внедрила разработанную профессорами Гарвардской школы экономики методики управления, основанные на системе показателей и стратегических картах. Но затем на стандартную систему стали менять. И для подготовки стратегии менеджеры могли отправиться на Маврикий, в Оман или ОАЭ.
Несколько десятков человек отправлялись за границу и жили в дорогих отелях. Одна такая поездка обходилась банку в $3 млн. Во время поездки менеджеры занимались только стратегией и не общались с подчиненными, «приучая их к самостоятельности».
Иногда во время поездок Цветков мог развлекать подчиненных различными асанами йоги.
Кризис и убытки
После 2008 года из банка стали уходить топ-менеджеры, а в 2009 году, когда все сокращали расходы, Цветков с приглашенными экспертами начал вести онтологические семинары и «расстановки» на основе собственных разработок. Этот период совпал со второй волной исхода менеджеров из «Уралсиба». Кризис и уход сотрудников сказались на финансовых результатах, суммарные убытки по МСФО с 2011 года составили 28,8 млрд рублей.
В 2013 году затраты «Уралсиба» на развитие и обучение персонала в 2013 году составили около $22 млн, за год до этого потратили $19 млн. По итогам 2014 года убыток «Уралсиба» по МСФО составил 9,5 млрд рублей. При этом, убыток «Уралсиб лизинга» составил 5,1 млрд рублей. Эта компания была создана в 1999 году и долгое время оставалась одним из лидеров рынка.
Совокупный долг «Уралсиб лизинга» на конец 2014 года составлял 26 млрд рублей, эта сумма включает валютный кредит VTB Austria на $60 млн.