Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
98,26
103,18

Экспедиторская фирма окупится за 2 года

В Самаре более 50 экспедиторских компаний, но рынок готов вместить новых игроков. Однотипный набор предоставляемых услуг и практически одинаковые тарифы на грузовые перевозки у разных операторов об

В Самаре более 50 экспедиторских компаний, но рынок готов вместить новых игроков. Однотипный набор предоставляемых услуг и практически одинаковые тарифы на грузовые перевозки у разных операторов обеспечивают доступность входа в этот бизнес. Эксперты считают, что успех новой экспедиторской фирмы во многом будет зависеть от того, сможет ли она за первый год работы набрать необходимый объем договоров.

Специализация игроков российского рынка транспортно-экспедиторских услуг довольно разноплановая. По мнению директора самарского филиала DPD Андрея Выприцкого, у каждого экспедитора есть приоритетное направление деятельности. «Экспедиторские фирмы определяют для себя наиболее выгодные сегменты рынка. Специализация компании должна отвечать требованиям большинства ее клиентов», — размышляет эксперт.

Самарских экспедиторов можно разделить на два основных сегмента: осуществляющие автомобильные перевозки с самостоятельной загрузкой транспорта и специализирующиеся на сборных грузах. Первые представляют собой, по сути, диспетчерские пункты. Они перевозят груз от склада заказчика до склада получателя на зафрахтованном транспорте контрагента. При этом собственный автопарк и складская база диспетчеру не нужны. Это наименее рисковый вариант. Компаний, работающих в сегменте «полных» грузов, на рынке большинство, и выделить среди них явных лидеров эксперты затрудняются. Типичный представитель — ООО «СамараАВТОтерминал»

Вторые специализируются на сборных грузах. В этом случает не нужно фрахтовать машину полностью — достаточно просто забронировать в ней место для своего багажа. Этот вариант более затратный: он предполагает наличие собственного склада, но при этом позволяет компании оказывать целый комплекс логистических услуг, включая временное хранение, сортировку и упаковку грузов. Лидеры в сегменте перевозок сборных грузов и экспресс-доставки документов и небольших посылок — федеральные компании. Наиболее жесткая конкуренция складывается между компаниями «Деловые линии», «Автотрейдинг», «Грузовозофф», «Первая экспедиционная компания».

Как зарегистрировать экспедиторскую компанию?

Транспортно-экспедиторская деятельность не требует лицензирования. Исключение — перевозка особо опасных взрывчатых или ядовитых веществ, но это, по мнению экспертов, — отдельный сегмент рынка. У новых компаний без опыта работы шансов закрепиться в этой сфере практически нет, поэтому эксперты советуют им сосредоточиться на стандартных перевозках сборных или полных грузов. Для этого прежде всего необходимо зарегистрировать юрлицо. Директор по логистике ООО «СамараАВТОтерминал» Евгения Коротина: «Раньше, открыв газету «Из рук в руки», можно было найти множество объявлений индивидуальных предпринимателей (ИП), предлагающих перевозку различных грузов. Их и сейчас много, но постепенно самые успешные из них меняют форму собственности на ООО, потому что значимые клиенты предпочитают работать с более-менее крупными агентами, а не с мелкими одиночками».

Тем не менее эксперты рекомендуют начинать работу со статуса малого предприятия. Это даст новой компании ряд налоговых льгот. Все отношения с клиентами и контрагентами строятся на договорной основе. Стандартная процедура сбора документов для регистрации юрлица займет несколько месяцев. Чтобы ускорить процесс, собственники бизнеса обращаются в специализированные юрфирмы, услуги которых обходятся в среднем в 10-15 тыс. руб.

Какое выбрать помещение?

В общем-то, компания-экспедитор может вообще отказаться от аренды офиса — для этого ее собственнику достаточно иметь дома компьютер с подключенным интернетом и телефон... По мнению экспертов, чтобы достичь успеха на экспедиторском рынке, ресурсов хоум-офиса недостаточно, но на офисе можно серьезно сэкономить. Офис в центре города экспедиторской фирме не нужен, это освобождает ее руководство от необходимости переплачивать за аренду. Заместитель директора по продажам транспортно-экспедиционной компании Attenta андрей Макаров рассказывает: «Мы находимся на окраине города. Здесь удобные подъездные пути для грузового транспорта, низкие арендные ставки. Я считаю, что это оптимальный вариант для офиса компании-экспедитора». Евгения Коротина также считает, что офис экспедиторской или транспортной компании должен располагаться вблизи от ключевых магистралей города, по которым проходит основной транспортный поток. «Достаточно перспективный район — Заводское шоссе», — резюмирует она. Для небольшой компании подойдет помещение площадью 20-40 кв. м. Стоимость аренды офиса на окраине города — 200-400 руб. за кв. м. Помещение с теми же характеристиками в центре обойдется в 1-1,5 тыс. руб. за кв. м. Для компании, которая намерена работать в сегменте сборных грузов, необходим еще и склад с удобными подъездными путями. На начальном этапе достаточно склада площадью 300-400 кв. м. «Необходимо следить за тем, чтобы на складе не было пустующих мест, и не переплачивать за неиспользуемые площади», — говорит Андрей Макаров. Аренда склада в Самаре стоит в среднем 500 руб. за кв. м.

Кроме того, логистическому оператору, осуществляющему сортировку грузов на складе, необходимо создать условия для погрузки и выгрузки — приобрести погрузчики и тележки (рохли). Андрей Выприцкий советует также заложить средства на информационно-техническое обеспечение: приобрести 5-6 компьютеров (средняя цена каждого — 10-15 тыс. руб.), оснастить их специальным ПО (стоимость лицензионных программ может варьироваться от 500 руб. до 100 тыс. руб.), купить несколько стационарных телефонов и позаботиться о выделенной линии интернета (суммарно примерно 7-6 тыс. руб.).


Совет от транспортно-экспедиционной компании Attenta:
«Чтобы сэкономить на аренде офиса и склада — просто объедините их. Это не значит, что офис должен располагаться непосредственно на складе. Достаточно, чтобы они были просто рядом, на одной территории. В этом случае у вас все будет под боком, вы сможете контролировать все бизнес-процессы. И не надо стесняться того, что ваш главный офис будет находиться далеко от традиционной деловой жизни города, что называется, у черта на куличках. Главное — это удобство в работе и, соответственно, ее высокий результат».
Где найти сотрудников?

По мнению Евгении Коротиной, на первых порах штат экспедиторской фирмы должен состоять из 3-4 менеджеров, бухгалтера, юриста и руководителя. При этом дешевле будет отдать бухгалтерское и юридическое сопровождение бизнеса на аутсорсинг. Стоить это будет в среднем 6-7 тыс. руб. в месяц. Менеджеры ищут клиентов и координируют действия между заказчиком и контрагентом, консультируют заказчиков, ищут транспорт. По информации Андрея Макарова, в основном менеджер получает фиксированную зарплату плюс 5-10% комиссионных от суммы, оплаченной заказчиком за выполнение экспедиторской услуги. В среднем месячная зарплата менеджера — 20-25 тыс. руб.

Эксперты сходятся во мнении, что кадровая проблема будет серьезным испытанием в первые годы деятельности фирмы. «Я бы не стала принимать на работу новичка в сфере транспортной логистики, — говорит Евгения Коротина. — У меня нет времени на его обучение, тем более сейчас, в период кризиса. Мне нужен подготовленный профессионал с опытом работы, а еще лучше — со своей клиентской базой». Участники рынка замечают, что молодой компании привлечь на работу опытных менеджеров, скорее всего, будет трудно. Поэтому экспедиторам-новичкам придется набирать молодежь без опыта и самим обучать их. Такой менеджер выполняет функции оператора на телефоне, прозванивая базу потенциальных клиентов и отправляя им коммерческое предложение. «Этим могут заниматься 3-4 человека под руководством руководителя фирмы. На первых порах им можно платить 7-8 тыс. руб. и процент от суммы подписанного договора. С приобретением опыта и связей их зарплата будет, конечно, увеличиваться», — говорит один их экспертов.


Совет от компании «СамараАВТОтерминал»:
«Если молодая компания работает с помощью системы «холодных» звонков, то необходимо периодически менять оператора на телефоне. Скажем, пусть несколько дней на трубке «повисит» один менеджер, потом другой и так далее. Это необходимо для того, чтобы у них не «замыливался» взгляд на свою работу. Чтобы они не читали «как пономарь» коммерческое предложение по бумажке, а действительно искали стоящих клиентов».
Где найти контрагентов?

У большинства экспедиторских фирм нет собственного автопарка. Чтобы осуществлять перевозки, они нанимают специализированные транспортные компании или частных лиц. «На начальном этапе экспедиторской фирме удобнее использовать привлеченный транспорт — не нужно направлять дополнительные ресурсы на содержание автопарка, — говорит Андрей Выприцкий. — Собственную технику можно приобретать только тогда, когда компания наберет серьезный объем заказов». Евгения Коротина: «Несколько лет назад мы решили совсем отказаться от автопарка — большую часть прибыли «съедали» расходы на его обслуживание. Чтобы транспорт приносил доход, необходимо как минимум 16 единиц собственной техники», — заключает она.

Как правило, любая экспедиторская компания постоянно «держит» наготове 3-4 перевозчиков, которые смогут оперативно выполнить требования клиентов. В среднем у экспедитора есть несколько сотен договоров на выполнение работ с транспортными компаниями. Обмен информацией между экспедиторской компанией и транспортным предприятием идет постоянно. Информацию о наличии свободных машин, количестве мест на догрузы в них, маршрутах движения можно найти в интернете. Экспедитор выбирает контрагентов, руководствуясь критериями заявленных сроков поставки и уровнем тарифов (например, стартовая стоимость аренды грузовой машины — 380 руб. в час, крупнотоннажной фуры — 600 руб. в час). Если транспортная компания предоставляет отсрочку платежа — это дополнительный плюс. Но за сохранность груза и соблюдение сроков его доставки отвечает экспедиторская фирма.


Совет от компании «СамараАВТОтерминал»:
«Поскольку на рынке грузоперевозок жесткая конкуренция и примерно одинаковые ценовые предложения, то необходимо стремиться предлагать клиентам дополнительные привлекательные условия. К примеру, автомобиль выехал из Самары в среду утром и в пятницу в первой половине дня должен находиться в конечном пункте. Можно сократить время пути, если привлекать к исполнению рейса транспорт с двумя водителями».
Сколько стоит транспортная услуга?

Эксперты отмечают, что осенью объемы продаж на рынке экспедиторских услуг падают, к Новому году вновь заметен рост, потом вновь понижение, а летом опять подъем. Большинство договоров заключается после массового обзвона потенциальных клиентов. Огромное значение имеют личные связи менеджера экспедиторской фирмы и логиста предприятия-заказчика. В этих отношениях значительное место уделяется системе откатов. Конкретных сумм эксперты не называют, но говорят, что они могут доходить до 10-15% от суммы договора. Заветная мечта любой экспедиторской фирмы — заключить долгосрочный договор с крупным ритейлером электронной и бытовой техники или крупным промышленным предприятием региона.

Стандартная цена перевозки полной 20-тонной фуры в Москву — 16-17 тыс. руб., а обратно — до 41-42 тыс. руб. Это объясняется тем, что в Самару идет гораздо больший грузопоток. Но заполнить фуру грузом одной компании очень сложно. Как правило, транспортные компании используют машину меньшей тоннажности. При этом у экспедитора практически нет возможности как-то снизить цены на свои услуги. Например, можно отказаться от страхования или охраны груза, но это рискованно, так как в этом случае серьезный заказчик откажется от работы с такой экспедиторской фирмой. Для последней остается только один способ снизить цены — порезать собственную маржу. Но никто из экспедиторов на это не пойдет.

Когда окупятся вложения?

По мнению экспертов, средняя рентабельность экспедиторской фирмы — 7-12% от стоимости транспортных услуг. Она включает в себя расходы на ГСМ, погрузо-разгрузочные операции, расходы на охрану и страховку. Дополнительно в договоре на перевозку может быть прописан процент вознаграждения для самой экспедиторской компании, как правило, не более 2%.

На деятельности экспедиторских фирм отразился финансовый кризис. По некоторым оценкам, продажи сократились на 20-30%, поэтому эксперты скептически оценивают шансы новичков на выживание.

Евгения Коротина считает, что экспедиторская фирма выйдет на точку безубыточности через 2-3 года работы, когда обзаведется пулом постоянных клиентов. Андрей Выприцкий также отмечает, что залог достижения уровня окупаемости — перспективная клиентская база, то есть наличие клиентов, которые будут со временем развиваться и наращивать количество и объем заказов.

рынок
Конкуренция

Количество конкурентов — 50 компаний
Лидеры рынка: «Русская логистическая служба», «Первая экспедиционная компания», «Грузовозофф», «Доставкин», «Автотрейдинг» и ряд других.
Профессиональные ассоциации — Ассоциация российских экспедиторов

bonus

Направления для дальнейшего развития
Все эксперты считают, что наиболее оптимальным развитием для экспедиторской компании является открытие своих филиалов в других городах и предоставление услуг по перевозке грузов за границу. При этом экспедитор должен оказывать весь комплекс логистических услуг, включая и складское хранение, и экспресс-доставку различными видами транспорта. Еще одним вариантом развития может быть появление и увеличение собственного автопарка, при этом экспедитор становится менее зависим от транспортных компаний. Но здесь есть особенность, о которой предупреждает Евгения Коротина: автопарк парк должен быть в количестве не менее 16 единиц, иначе его содержание будет нерентабельным.

детали

На чужих ошибках

Евгения Коротина
директор по логистике ООО «СамараАВТОтерминал»:
«Я вспоминаю один яркий случай, который произошел в самом начале нашей деятельности. Тогда по вине перевозчика груз был полностью похищен. То событие хорошо потрепало нам нервы, и мы приложили максимум усилий, чтобы нивелировать его последствия. Никто из экспедиторов не застрахован от подобной неприятности. Но после этого мы взяли за правило с особой внимательностью выбирать контрагентов — транспортные компании. Партнера лучше изучить по максимуму. Проверить у него все необходимые документы, выяснить у коллег, кто с ним уже работал и какие у него есть рекомендации. Чтобы не столкнуться с проблемой хищения груза, не нужно торопиться заключать договор с сомнительной транспортной компанией. Здесь должно действовать правило «семь раз проверь».


Андрей Макаров
директор по продажам транспортно-экспедиционной компании Attenta:
«Наша компания прошла стандартный путь развития на рынке экспедиторских услуг. Например, когда мы только начинали работать, у нас в штате было всего лишь несколько менеджеров. Мы считали, что этого будет достаточно. Но со временем поняли: чтобы компания развивалась, необходимы свежие кадры. Постепенно количество сотрудников увеличивалось, сформировался отдел продаж. В нашей компании принято «взращивать» менеджеров, то есть мы принимаем на работу людей без опыта, а спустя какое-то время они адаптируются, проходят «огонь и воду» и становятся настоящими профи. Я советую не экономить на персонале, постоянно «натаскивать» менеджеров на выполнение планов продаж».

итоги
Цена входного билета
Расчет для экспедиторской компании, арендующей на окраине города офис в 20 кв. м. В штате 4 логиста и директор.

Единовременные расходы на открытие

Статья

 

Сумма, руб.

 

Компьютеры 5 (шт.)

 

75 000

 

Телефоны (5 шт.)

 

3500

 

Факс

 

2000

 

Подключение к интернету

 

12 000

 

Подключение к телефонной линии (три номера)

 

21 000

 

Мебель

 

60 000

 

Создание сайта

 

10 000

 

Программное обеспечение

 

20 000

 

Итого единовременные расходы

 

203 500

 

 
Сколько приносит экспедиторская фирма в месяц

Статья

 

Сумма, руб.

 

Доход

 

3 000 000

 

 

 

Постоянные расходы

 

114 000

 

в том числе:

 

аренда офиса

 

7000

 

абонплата за интернет

 

2000

 

канцелярские товары

 

3000

 

бухгалтерское обслуживание

 

7000

 

зарплата сотрудников

 

80 000

 

реклама

 

15 000

 

 

 

Переменные расходы

 

2 780 000

 

в том числе:

 

оплата услуг транспортных компаний и грузчиков

 

2 750 000

 

непредвиденные расходы

 

30 000

 

 

 

Итого расходы

 

2 894 000

 

Прибыль
до уплаты налогов

 


106 000

 

Рентабельность

 

3,66%

 



Порог вхождения 504 100 руб1.

Спрос
Структура по видам клиентов

Корпоративные [90%]

Частные [10%]

Статистика


17,8  

млн т груза перевезли в первом полугодии текущего года компании транспортного комплекса Самарской области

 


на 7% 

вырос грузооборот транспортных предприятий по сравнению с первым полугодием 2007г.

 


от 1 до 3 

млн руб. в среднем составляет годовой оборот «раскрученной» экспедиторской компании с устоявшимся пулом клиентов

 

class="INFGtext" style="margin-left: 0cm; text-align: right;" align="right">

130 

т груза отправляет такая фирма в неделю

 

Самое читаемое
  • «Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе«Двигать тему». Как уральский предприниматель развивает Федерацию хапкидо в регионе
  • Основатель «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесуОснователь «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесу
  • В дочерних структурах Сбера началась оптимизация ИТ-персоналаВ дочерних структурах Сбера началась оптимизация ИТ-персонала
  • В Уральской таможне отреагировали на закрытие пункта международного почтового обменаВ Уральской таможне отреагировали на закрытие пункта международного почтового обмена
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.