Подписаться
Курс ЦБ на 30.01
98,01
102,40

«Экстрим» в Самаре тормозит без инвесторов

Рынок экстремальных развлечений в Самаре развивается экстенсивно, прежде всего за счет дистрибуции и розничной продажи спортснаряжения. Спрос на товары для занятий экстремальным спортом опережает р

Рынок экстремальных развлечений в Самаре развивается экстенсивно, прежде всего за счет дистрибуции и розничной продажи спортснаряжения. Спрос на товары для занятий экстремальным спортом опережает развитие инфраструктуры. Эксперты объясняют это недостаточным развитием рынка  его сдерживают высокие суммы инвестиций на строительство спорткомплексов при длительной окупаемости, невостребованность услуг и сезонность бизнеса.

эксперты
Виталий Белов
администратор магазина «Ушба»
Андрей Зверев
президент компании «Ратибор»
Дарья Клевлина
директор компании «Клуб подарков»
Николай Лаврентьев
продавец-консультант магазина «Триал-Спорт»
Сергей Малов
директор кайт-школы Upwind
Валерий Студенников
президент спортивно-туристического клуба «Вело-Самара»
Станислав Тищенко
директор горнолыжного комплекса «Красная Глинка»
Роман Фрадков
директор «Фабрики чудес и развлечений Magic 42»

 

Какие экстремальные развлечения в Самаре наиболее востребованы?
Какова доходность инвестиций в развитие экстремального спорта?
Что сдерживает развитие рынка спортивного «экстрима»?

Группа из 15-20 человек выходит из автобуса на остановке «Студеный овраг». Они будут участвовать в военно-спортивном походе. Игрокам выдают амуницию и оружие для игры в пейнтбол. Одна команда занимает самодельное укрепление, имитирующее крепость. Их противники устремляются на штурм. Все как на настоящей войне, только здесь нет раненых и убитых. А «мундиры солдат» пачкает не кровь, а специальная краска.

Рынок спортивного «экстрима» развивается за счет продаж снаряжения
Популярность экстремальных видов спорта в Самаре растет высокими темпами. По словам президента компании «Ратибор» Андрея Зверева, количество игр в пейнтбол в его клубе ежегодно увеличивается примерно на 40%. Как сообщил президент спортивно-туристического клуба «Вело-Самара» Валерий Студенников, в последние 3-4 года число обладателей горных велосипедов растет почти на 50% ежегодно. Директор горнолыжного комплекса «Красная Глинка» Станислав Тищенко: «Горные лыжи сейчас популярны настолько, что в выходные дни у нас даже выстраивается очередь. Мы единовременно способны принять порядка 500-600 человек, а желающих подчас оказывается больше». Директор кайт-школы Upwind Сергей Малов: «Число занимающихся кайтингом ежегодно увеличивается вдвое». Однако участники рынка подчеркивают, что количество людей, занимающихся экстремальными видами спорта, пока невелико.
Мода на экстремальные спортивные развлечения, как отмечают эксперты, пришла в Самару 2-3 года назад. За это время рынок просто не успел сложиться. Первыми на появление моды на «экстрим» отреагировали оптовые поставщики спортивных товаров и специализированные розничные магазины. Участники рынка отмечают, что проблем с поставками спортснаряжения сегодня нет. По словам Андрея Зверева, оптовой торговлей снаряжением для пейнтбола занимаются в основном московские компании. Как сообщил Сергей Малов, снаряжение для кайтинга их компания закупает у дилеров иностранных производителей. Оба эксперта утверждают, что в розничной торговле полный комплект снаряжения для пейнтбола приобрести невозможно.
По мнению продавца-консультанта магазина «Триал-Спорт» Николая Лаврентьева, наиболее востребованы среди покупателей велосипеды, ролики, горные лыжи и сноуборды. Среди заметных игроков рынка эксперты выделяют магазины «Кант» и «Триал-Спорт», принадлежащие крупным московским компаниям, а также самарские магазины «Велоимперия», «Ушба», «Перевал» и др. Большинство игроков позиционируют себя как специализированные торговые точки  наибольшую долю в ассортименте занимают товары для определенного вида спорта, например сноуборды («Провокатор»), снаряжение для экстремального туризма и альпинизма («Ушба»), велосипеды и горные лыжи («Велоимперия», «Вело-брейк»).
Вместе с тем, как отмечают эксперты, несмотря на довольно высокие темпы роста рынок розничной торговли товарами для экстремального спорта еще нельзя назвать развитым. Магазинов, где можно приобрести такое снаряжение, не больше 10-15. По мнению Валерия Студенникова, в Самаре еще не сформировано адекватное спросу предложение товаров для активного отдыха: «Конкуренция на этом рынке, безусловно, есть. Но она еще слишком слаба, чтобы заставить продавцов снижать цены. Средняя торговая наценка на велосипеды в самарских магазинах составляет 30-40%. Цены на них выше московских примерно на 20-30%». Администратор магазина «Ушба» Виталий Белов также признает, что цены на спортивные товары в самарских магазинах завышены по сравнению с московскими: «Но когда спортсмены пробуют заказать тот же товар по интернету с доставкой из Москвы, у них получается всего рублей на 300 дешевле. Разница несущественная, а мороки гораздо больше».
Развитие рынка сдерживает низкая доходность инвестиций
Как отмечают эксперты, развитие рынка тормозит и отсутствие полноценной индустрии для занятий экстремальным спортом. По словам Виталия Белова, в ближайшее время в помещении РК KIN.UP откроется второй скалодром, но всех желающих заниматься альпинизмом он не вместит. Валерий Студенников: «Специально оборудованные территории и помещения особенно нужны любителям велотриала и BMX . Пока таких объектов, за исключением небольших кустарных сооружений, в нашем городе нет». Кроме того, по мнению г-на Студенникова, развитие велоспорта в городе сдерживает отсутствие специальных дорожек и парковок. Не развит в Самаре и парашютный спорт. По словам Андрея Зверева, недавно был выставлен на продажу клуб «Небесные дороги», занимавшийся организацией прыжков с парашютом: «На этом бизнесе невозможно зарабатывать даже в Москве. Себестоимость одного прыжка составляет примерно 2 тыс. руб., а стоимость для клиента  всего 500 руб. Но там затраты компенсируются за счет городского бюджета».
 
Поставленные в такие условия самарские «экстремалы» вынуждены решать свои проблемы сами. Виталий Белов: «Любители роликов обычно катаются на набережной и в Струковском парке, велосипедисты  на правом берегу Волги».
В Самаре экстремальным спортом занимаются в основном группы энтузиастов и общественные организации. Например, спортивно-туристический клуб «Вело-Самара» объединяет велотуристов, любителей спортивных гонок «кросс-кантри» и просто желающих кататься на велосипеде. Валерий Студенников: «У нас некоммерческая организация, созданная для объединения всех любителей этого спорта в Самаре и области». Еще более хаотично развиваются конный спорт, катание на роликах. По оценкам экспертов, подобный способ решения проблем и поддерживает тенденцию опережающего роста продаж спортснаряжения по сравнению с развитием инфраструктуры. Самарцы не всегда готовы платить большие деньги за сервис, если можно покататься на тех же роликах на природе с друзьями. По мнению директора «Фабрики чудес и развлечений Magic 42» Романа Фрадкова, вкладываться в строительство скейтодрома или ролледрома сегодня невыгодно: «Он будет заполнен любителями всего на 20-30% и даже не покроет затрат».
 
Строительство спортсооружений, по оценкам экспертов, требует существенных инвестиций, а доходность этого бизнеса сомнительна. Добиться высоких показателей рентабельности не могут даже сравнительно успешные компании, предлагающие потребителям полный комплекс услуг.
Наиболее продвинутые виды экстремального спорта в Самаре, как отмечают эксперты,  горные лыжи, сноубординг и пейнтбол. Отчасти успешное развитие горнолыжного спорта и сноуборда связано с выгодным географическим положением нашего региона, прежде всего наличием Жигулевских гор. К тому же в Самарской области обычно высок уровень снежного покрова, что благоприятствует занятиям зимними видами спорта. Почти единственным реализованным проектом можно назвать горнолыжный комплекс «Красная Глинка», созданный в 1972 г. при заводе «Электрощит». В 1996 г. комплекс выкупила компания «Волгопромгаз». Сколько именно средств вложили в строительство комплекса, его директор Станислав Тищенко пояснить затруднился, уточнив, что сегодня стоимость объекта составляет порядка 8 млн евро.
 
Какова рентабельность работы комплекса, г-н Тищенко также не сообщил. Он лишь отметил, что сегодня объект на полной самоокупаемости: «Доходным этот бизнес назвать нельзя. Чтобы зарабатывать серьезные деньги, необходимо развивать инфраструктуру комплекса, а на это у нас не хватает средств». По словам Андрея Зверева, годовой оборот рынка пейнтбола в Самаре не превышает 10 млн руб. «Отчасти мы занимаемся этим ради куража. С точки зрения бизнеса экстремальный спорт не особенно интересен»,  поясняет г-н Зверев.
Как подчеркивает Сергей Малов, и о доходности обучения кайтингу говорить пока не приходится: «Бизнес сможет приносить прибыль лишь с ростом популярности этого вида спорта». Как сообщил г-н Малов, в ближайшем будущем он готовится открыть школу кайтинга, в которой собирается обучать детей на бесплатной основе: «Мне это нужно, чтобы воспитывать квалифицированных инструкторов и повышать престиж кайтинга в Самаре. К тому же, я надеюсь, что вслед за детьми в мою школу подтянутся и их родители, которые будут обучаться уже на коммерческой основе». По мнению Станислава Тищенко, инвестиции в экстремальный спорт  это вложения на перспективу. Слабая конкуренция провоцирует завышение цен
Слабое развитие рынка и отсутствие полноценной конкуренции ведет к тому, что уровень цен на эти услуги остается довольно высоким. Как сообщил Андрей Зверев, ему известно порядка 7 самарских клубов, предлагающих услуги по игре в пейнтбол. Как утверждает Сергей Малов, пейнтбол-клубов в нашем городе около 50, но некоторые из них даже официально не зарегистрированы и широкому потребителю не известны.
 
Высокая стоимость услуг объясняется прежде всего высокими ценами на спортивное снаряжение. Так, стоимость полного комплекта оборудования для игры в пейнтбол, в который входят как минимум маркер, баллон и маска, составляет от 6 до 26 тыс. руб. Цены на полный комплект снаряжения для спортсмена, занимающегося горнолыжным спортом или сноубордингом (лыжи с креплениями, палки, ботинки, костюм), колеблются от 10 до 50 тыс. руб., полный комплект спортивного снаряжения для занятий кайтингом стоит от 28 до 88 тыс. руб. Правда, снаряжение эконом-класса можно купить за 13-15 тыс. руб., уточняет Сергей Малов.
Людям, которые занимаются спортом не слишком часто, покупать снаряжение за такие деньги не имеет смысла. Поэтому компании предоставляют услуги по его прокату. По словам Андрея Зверева, в среднем цены за прокат спортивного снаряжения в самарских пейнтбол-клубах составляют от 200 до 500 руб. за один игровой день. Прокат горнолыжного снаряжения в комплексе «Красная Глинка» стоит 500 руб. за трехчасовую смену. К этому следует добавить услуги инструктора по горным лыжам  400 руб. в час. Расценки за саму игру в пейнтбол-клубах составляют в среднем, по оценке г-на Зверева, 1000 руб. за один игровой день. А катание на горнолыжном комплексе стоит 300 руб. за смену в будни и 500 руб. в выходные. По мнению Николая Лаврентьева, высокие расценки сдерживают развитие рынка спортивного «экстрима», но снижать цены не позволяют солидные размеры инвестиций, высокие цены поставщиков спортивного снаряжения, фактор сезонности и относительно низкий спрос.
 
Кроме того, развитие рынка экстремальных развлечений тормозит почти полное отсутствие продвижения услуг по спортивному «экстриму». Некоторые компании рекламируют свои товары и услуги на радио и с помощью средств наружной рекламы. Но, как подчеркивают эксперты, главным каналом продвижения остаются интернет-сайты и организованные на них форумы. Однако чаще их, как правило, посещают люди, которые уже занимаются тем или иным видом экстремального спорта.
По мнению Сергея Малова, потенциальные инвесторы не спешат вкладывать деньги в рекламу услуг по экстремальному спорту  они еще недостаточно востребованы: «Отсутствие развитого спроса приводит к низкой рентабельности бизнеса. В результате на рекламу не остается денег. Получается своего рода замкнутый круг». Как полагает Андрей Зверев, большинство людей, пытающихся организовать бизнес на экстремальных развлечениях, зачастую лишь неплохие спортсмены, но не умеют ни продвигать, ни продавать свой продукт: «Этим должен заниматься человек с мозгами менеджера и желаниями «экстремала». Самарские компании делают ставку на нестандартные виды «экстрима»
В какой-то степени развитие инфраструктуры экстремальных видов спорта сдерживает и «сезонная зависимость» этого бизнеса. Например, горнолыжный комплекс «Красная Глинка», по словам Станислава Тищенко, открывает сезон 1 декабря, а завершает 1 апреля: «Оставшуюся часть года мы занимаемся ремонтом техники и подготовкой к будущему сезону».
 
Компании пытаются предлагать заказчикам нестандартные услуги по «экстриму», находя таким образом свои ниши в бизнесе. К тому же, как отмечают эксперты, такие услуги меньше подвержены сезонным колебаниям и спрос на них более постоянный.
Очень необычную нишу нашла для себя компания «Фабрика чудес и развлечений Magic 42». Она специализируется на организации различных розыгрышей, в том числе и с элементами «экстрима». Роман Фрадков: «Экстрим» у нас несколько другой, скорее психологический, чем спортивный. Например, инсценировка детективных сюжетов или имитация якобы несчастных случаев на дорогах. Такие услуги востребованы потребителями круглогодично». По словам г-на Фрадкова, из спортивного «экстрима» их компания оказывает услуги по имитации воздушного боя на двухместных самолетах «ЯК-52».
 
По словам директора компании «Клуб подарков» Дарьи Клевлиной, прошлой зимой были очень популярны гонки на квадроциклах: «Если раньше даже игра в пейнтбол считалась экзотикой, то сейчас все более востребованными становятся уроки дайвинга, картинг, полеты на дельтапланах». Как пояснила г-жа Клевлина, ее компания с самого начала сделала ставку на так называемые «экстремальные подарки». Например, девушка покупает подарочный сертификат на прыжок с парашютом, а затем дарит его своему другу или мужу.
Клуб «Ратибор» активно развивает направление экшн-туров. Чаще всего такие мероприятия осуществляются по корпоративным заказам. Весь тур проводится по заранее составленному сценарию, в который могут включаться элементы игры в пейнтбол, переправы через реку, прыжки с парашютом и другие развлечения.
 
По мнению Андрея Зверева, объем продаж игр в пейнтбол в ближайшем будущем вырастет, но оборот рынка при этом не увеличится: «Количество пейнтбольных клубов растет, поэтому прибыль каждого участника рынка будет снижаться». По мнению экспертов, более активно станут развиваться модные направления спорта, пришедшие к нам с Запада: пейнтбол, кайтинг и др. По мнению Сергея Малова, инвесторы будут готовы вкладывать деньги в развитие кайтинга через 2-3 года, когда он станет более массовым видом спорта. Причем, как полагает эксперт, скорее всего это будут не отечественные, а крупные зарубежные компании, например производители спортивного снаряжения и одежды.

детали
Экстремальный досуг предпочитают менеджеры
Эксперты отмечают, что экстремальным спортом занимаются довольно состоятельные люди. Сергей Малов: «Мои основные клиенты  менеджеры компаний. Они могут себе позволить выложить приличную сумму за обучение и экипировку». По словам директора «Фабрики чудес и развлечений Magic 42» Романа Фрадкова, обычно «экстримом» увлекаются довольно успешные люди в возрасте от 29 до 37 лет: «Как правило, они работают финансовыми, коммерческими директорами или линейными руководителями».

детали
Спортивная экипировка обойдется в десятки тысяч рублей
Стоимость полного спортивного снаряжения на 1 человека, тыс. руб.

Cумма Вид спорта
50-120 альпинизм
28-88 кайтинг
10-50 горные лыжи и сноубординг
22-45 горный велосипед
6-26 пейнтбол

Источник: данные участников рынка.

Кайтинг катание на доске, горных лыжах, сноуборде или роликовых коньках за воздушным змеем (кайтом). Может проводиться как на воде, так и на суше.
BMX стиль катания на велосипедах с диаметром колес в 20 дюймов. Маленький размер велосипедов BMX позволяет маневрировать и делать различные трюки.

Самое читаемое
  • Китайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрдКитайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрд
  • «Гора Белая» ищет инвесторов и грантополучателей для строительства средств размещения«Гора Белая» ищет инвесторов и грантополучателей для строительства средств размещения
  • Суды приостанавливают деятельность магазинов сети «Светофор» по искам РоспотребнадзораСуды приостанавливают деятельность магазинов сети «Светофор» по искам Роспотребнадзора
  • Блогеры спровоцировали «вирусный» спрос на дубайский шоколадБлогеры спровоцировали «вирусный» спрос на дубайский шоколад
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.