Елена Переверзева: «Затраты на обучение в МИРБИС окупаются за год-полтора»
Как изменились запросы слушателей программы MBA, чему сегодня должна учить бизнес-школа, рассказала исполнительный директор Московской международной высшей школы менеджмента МИРБИС.
Чем МИРБИС отличается от других бизнес-школ?
– МИРБИС – школа, которая делает основной акцент на стратегии и предпринимательстве.
На программах МВА слушатели учатся использовать массив знаний, которые получают, осваивают новые лидерские роли через проектную деятельность в командах, решают живые кейсы и проектные задачи. Мы помогаем менеджерам среднего и высшего звена стать немного предпринимателями, а значит стать устойчивее к вызовам внешней среды.
Создание предпринимательского проекта включено в программу МВА, проходит через все основные управленческие дисциплины и завершается защитой. В активе бизнес-школы более 150 разработанных проектов, около 30% превращаются в реальный бизнес.
В 2018 г. нам исполняется тридцать лет. Эксперты британской Ассоциации МВА (АМВА), аккредитующие программы МВА и ЕМВА по всему миру, отметили МИРБИС как «школу бизнеса с человеческим лицом». Именно в этом наше ключевое отличие. Для всех слушателей, выпускников, преподавателей и сотрудников МИРБИС – не просто альма-матер, это дом, где можно встречаться с коллегами, партнерами, друзьями. Тридцать лет – не просто дата, это целая эпоха, в которой мы росли и развивались, строили новую модель бизнес - образования.
Каковы результаты этой многолетней работы?
– Нашу школу бизнеса закончил каждый четвертый топ-менеджер Москвы. 80% новых абитуриентов поступают к нам в магистратуру, на МВА и Executive MBA именно по рекомендациям. По оценке выпускников наших программ их затраты на обучение в МИРБИС окупаются примерно за 1-1,5 года. Около 45% слушателей МВА в итоге меняют карьерную траекторию, причем половина – уже в ходе первого года занятий.
Каковы мотивы абитуриентов, выбирающих вашу школу для получения MBA? Есть ли отличия от картины, которая была в прошлые годы?
– Мы видим эти изменения, проводя встречи с потенциальными слушателями МВА и анализируя вступительное мотивационное эссе и анкеты. В 2012-2013 гг. основной запрос был связан с систематизацией знаний и формированием целостной программы действий по развитию бизнеса. С 2014 г. в анкетах чаще стали выбираться пункты «получение новых знакомств» и «создание / развитие бизнеса». Менеджеры стали активно искать ответы на вопрос: что делать, когда на рынках все быстро меняется, особенно в IT и маркетинге? Мы откликнулись и добавили в программу MBA компонент «Предпринимательское обучение». Сейчас явный тренд – запрос на управление в условиях неопределенности, меняющихся рынков, продуктов, моделей.
Как быстро вы обычно меняете программу?
– Мы не просто занимаемся мониторингом запросов, которые актуальны и в тренде сегодня. Мы стараемся быть на шаг впереди рынка, чтобы к моменту, когда возникнет новый запрос, у нас был готовый курс или программа.
Программа актуализируется перед весенним или осенним набором. Мы тщательно анализируем корпоративные запросы, встречаемся с выпускниками, собираем отзывы слушателей МВА о занятиях в аудитории, о дополнительных темах, которые их интересуют. Это относится как к программе МВА, так и к программе для руководителей Executive MBA.
Чаще всего актуализируем семинары и мастер-классы, дополняющие программу МВА. Например, в конце 2017 г. мы запустили однодневные тренинги по Agile, нейролидерству, разработке финансовой стратегии для жизни. Очень популярны темы управления личным брендом и персональным имиджем, их освещают разные спикеры.
Какова конфигурация программ, адресованных руководителям?
– Это более 25 различных дисциплин, связанных со стратегией, управлением финансами, маркетингом, персоналом, операционным управлением. Мы их актуализируем. Это важно, поскольку в первый год обучения на МВА слушатели систематизируют управленческие знания или, как мы часто говорим, укрепляют управленческий фундамент, чтобы прочно стоять на ногах, изучая дисциплины, которые входят в блок специализации.
Специализация – это финальная часть программы. Слушатели выбирают функциональное направление (финансовый и стратегический менеджмент, маркетинг, управление персоналом) или отраслевое (управление цепями поставок, медицинским бизнесом, в строительстве, отрасли телекоммуникаций).
Какие акценты в образовательном контенте делает ваша школа?
– Наша основная программа — стратегический менеджмент. Мы фокусируемся на том, чтобы дать качественное базовое образование в области управления и дополнить его современными российскими кейсами. Большая часть наших преподавателей работают в бизнесе как консультанты. Это позволяет им постоянно обновлять свои учебные материалы, идти в ногу со временем.
Если рассматривать цели, с которыми к нам приходят слушатели, то они, как правило, связаны с развитием карьеры, выходом на управленческие позиции (программа МВА) или новой стратегией развития компании (Executive MBA).
Какие темы слушатели выбирают для дипломных работ, как часто они их реализуют на практике?
– У нас две финальные точки обучения. В конце первого года защищается групповой проект, посвященный запуску новых направлений в действующем бизнесе. Это отражение того запроса на предпринимательские навыки и знания, о котором я говорила выше. В конце второго года обучения, пройдя ряд специализированных курсов, слушатели сдают индивидуальную дипломную работу.
Большая часть дипломов, конечно, посвящена стратегическому менеджменту. Для представителей производственных компаний по-прежнему актуальна тема бережливого производства. В тренде темы, касающиеся развития стратегии компании в условиях неопределенности, ограниченности ресурсов. Постепенно увеличивается количество проектов, нацеленных на запуск нового бизнеса или продукта. Если раньше из пятидесяти выпускников такие дипломы защищали два человека, то теперь пять-восемь.
Дипломные работы внедряются в жизнь во время подготовки или сразу после защиты. Слушатели либо приходят к нам с конкретной проблемой бизнеса, либо формулируют ее в процессе обучения. А мы даем инструменты и варианты решения задачи.
Какую работу ведет МИРБИС с выпускниками?
– Во-первых, многие преподаватели и руководители специализаций MBA и Executive MBA – выпускники МИРБИС. Это Евгений Бойченко, Дмитрий Пискунов, Вячеслав Белобжецкий, Анна Козлова, Инна Можайская, Марина Прокина, Мария Гусева, Сергей Черников.
Во-вторых, в МИРБИС создана ассоциация выпускников. Она насчитывает более 8 тыс. слушателей. Они систематически проводят конференции, семинары, встречи, различные кейс - клубы, где делятся бизнес - идеями.
Какие возможности есть для повторного обучения в формате Post MBA?
– Есть опция «Два года бесплатно». В течение двух лет выпускники МИРБИС могут бесплатно посещать практически любые дисциплины из общего блока МВА первого года обучения и по два курса из двух специализаций на выбор. Если слушатель закончил «МВА – Маркетинг-Менеджмент», то может еще раз прослушать общий менеджмент или курс «Управление потребительской ценностью», а затем посетить пару дисциплин по управлению в медицине или логистике.
Насколько активны контакты с зарубежными бизнес-школами и университетами?
– Иностранных партнеров у нас много. Осенью 2017 г. мы подписали соглашение с финским университетом Haaga-Helia по программе двойного диплома Executive MBA.
Наши слушатели могут стажироваться в других странах. Сейчас наши специалисты работают над программой по Agile в Южной Корее.
В рамках программы Executive MBA «Стратегическое и корпоративное управление» в МИРБИС есть интересный проект консорциума Global Executive MBA, посвященный практике международного бизнеса. Международный модуль проводится на английском языке во второй половине сентября (или октября) в следующих школах бизнеса:
• Bologna Business School, Болонья, Италия.
• Chapman Graduate School of Business, Майами, США.
• COPPEAD Graduate School of Business, Рио-де-Жанейро, Бразилия.
• Московская Международная Высшая Школа Бизнеса «МИРБИС» (Институт), Москва, Россия.
• School of Business Chongqing University, Чунцин, Китай.
• University of Stellenbosch Business School, Стелленбош, ЮАР.
• School of Management Sabanci University, Стамбул, Турция.
• Cranfield School of Management, Крэнфилд, Великобритания.
• Lucas Graduate School of Business, Сан-Хосе, США.
• Indian Institute of Management, Ахмедабад, Индия.
В отличие от стажировок, которые активно предлагают на образовательном рынке, обучение проходит в интернациональных группах по единой программе. Это позволяет расширить обмен опытом, знаниями и личные связи. Участие в международном модуле позволяет погрузиться в культуру, традиции и практику международного бизнеса. По окончании обучения в рамках международного модуля Global EMBA слушателям выдается сертификат международного консорциума.
Слушатели МВА и магистратуры могут также воспользоваться предложением, предполагающим дополнительные стажировки языковой или бизнес-направленности.