Евгений Чичваркин*: "Дельный совет: доверяйте людям"
Евгений Чичваркин*, основатель «Евросети», провел мастер-класс с киевскими бизнесменами. Он рассказал, что надо делать, чтобы бизнес был «взрывным». DK.RU публикует самые главные советы Чичваркина.
Евгений Чичваркин* стал частым гостем на Украине после того, как объявил о своем возможном назначении на пост главы «Укрнафты». Так, на минувшей неделе бизнесмен провел в Киеве мастер-класс для бизнесменов, на примере развития «Евросети» он показал, как надо развивать бизнес и как сделать его по-настоящему прибыльным.
Опыт из прошлого
С самого начала встречи Евгений Чичваркин* рассказал об опыте, вынесенном из прошлого. В конце 90-х, когда «Евросеть» находилась на этапе становления, аксессуары для телефонов приходилось заказывать у компании, которая по выражению бизнесмена, была «зажравшейся». Чичваркин случайно заметил коробочку с теми же аксессуарами, на которой был написан адрес поставщика.
«И вот конкретный совет бизнесу: если где-то что-то продается, чем ты занимаешься, надо не лениться и туда съездить, как бы далеко и тяжело это ни было. Результат – к 2008 году мы продали в розницу 25 миллионов этих аксессуаров», - рассказал он.
Продавать аксессуары было решено на крутящейся елке. Из-за того, что их было отлично видно, их продажи приносили дополнительно 50 тысяч рублей в месяц.
Сам по себе формат бизнеса должен быть рабочей моделью, продолжил Чичваркин, - он должен быть описан и частично стандартизирован. У вас должно быть конкурентное преимущество. Если у вас недосягаемой красоты вещи – это ваше преимущество. Если огромный объем продаж и очень хорошая работа с издержками и логистикой, а качество товара одинаково везде, то ваше конкурентное преимущество – сниженная цена товара. Преимуществом может быть скорость доставки. И ваши конкурентные преимущества должны быть четко прописаны.
Отдельный совет касался брендинга. По словам Евгения Чичваркина*, компаниям, желающим развиваться, необходимо качественное позиционирование в интернете. Фирму должно быть легко искать по тегам.
Переход на новый уровень: масштабирование бизнеса
Чтобы зайти со своим бизнесом в регион, где он еще не представлен, говорит Чичваркин, необходимо найти единомышленника из этого региона. Он должен разделять систему ценностей компании.
«Надо поделиться с ним той самой рыбой, которую он будет там вылавливать для вашего совместного дела», - рассказывает бизнесмен.
На примере «Евросети»
«Мы, где могли, убрали охранников, - рассказывает Евгений Чичваркин*, - мы дико ругались с нашей службой безопасности по поводу того, чтобы они были нормальны, адекватны. Менты не выполняют свою работу, и поэтому 800 тысяч здоровых мужиков занимаются тем, что с кем-то переписываются и выходят курить. Больше они ничего не делают – просто сидят на шее бизнеса. Это чистые нахлебники.
Делегировать полномочия профессионалам – это нормально, говорит Чичваркин. Для развития бизнеса мозгов, квалификации и времени одного человека недостаточно.
«Каждый должен быть серьезным специалистом в чем-то одном».
О зарплатах и увольнениях
Если у руководства есть понимание, что какой-то человек по определенным причинам не подходит для работы в компании, его необходимо увольнять «прямо завтра».
В то же время, отмечает Чичваркин, нельзя экономить на людях.
«Если кто-то из людей в прошлом периоде сделал что-то хорошее, и вы чувствуете, что должны его поблагодарить, или должны за что-то заплатить, или просто сказать спасибо, или что-то подарить – сделайте это прямо в понедельник. Начните с этого. Все строится на людях, все строится людьми, все решается людьми».
Тем не менее, говорит бизнесмен, самого плохого руководителя филиалов по результатам года выгоняли.
Воровство в компании – всегда проблема. Чтобы это прекратить, «Евросеть» нанимала «интеллектуальную» службу безопасности, проверяла сотрудников на детекторе лжи и развешивала демотиваторы со следующим текстом: «За прошлый год воры нашей компании получили суммарных реальных сроков 172 года тюрьмы».
Еще одно важное правило, которое стоит запомнить бизнесу, продолжает Чичваркин, необходимо делиться прибылью с менеджементом.
О рекламе
Говоря о том, рак начинала развиваться «Евросеть», Чичваркин вспомнил рекламу 2000 года, которая крутилась на нескольких радиостанциях. Слоган рекламы был такой: «Евросеть, Евросеть, цены просто ****». Реклама наделала много шума, про компанию уже знала вся Москва.
Не стоит забывать, продолжает Чичваркин, что «Вакуум заполняется гов*ом». В вопросах маркетинга вакуума быть не должно.
«Как организовать продажи брендов в этой части мира? Розничный, «уличный» ритейл будет сокращаться. Потому что унифицировано будет все, что не нужно будет пробовать и на себя мерять. Поэтому развивать ритейл я бы не стал. Вас будут выбирать по репутации, поэтому должны быть хорошие отзывы. Через какое-то время, как только кризисные явления престанут быть и люди не будут думать, как свести бюджет – они к вам вернутся и будут платить премию за спокойствие. Покупатель должен доверять вам. Можно жестко построить логистику, работать на самых минимумах, сократить матрицу, и просто мочить всех ценой. Это тоже стратегия. И в данный момент, стратегия, может быть, вполне выигрышная. Каждый выбирает то, что чувствует лучше. Главное не делать то, что неприятно делать. Это все в итоге закончится плохо», - резюмировал Чичваркин.
О сервисе и услугах
Люди приходят к той компании, которой доверяют, продолжает Евгений Чичваркин*. Нужно знать очень хорошо своего покупателя. Это не так сложно сделать – влезть, как говорят англичане, в его ботинки и в них походить.
«Когда я видел очередь больше обычного, то руководителю филиала доставалось совершенно страшенных люлей. Все должно быть быстро. Если в какой-то момент времени идет огромное количество людей, то нанимайте человека, пусть он придет на эти два часа в день. Поставьте не две, а четыре кассы, пускай переносные они будут – это ж не сложно. К концу Евросети, за 2008 год, мы обслужили 55 миллионов уникальных покупателей. Ну так на секундочку…», - делится успехами Евгений Чичваркин*.
Услуга должна быть оптимальной по цене изначально, предупреждает Чичваркин.
«Цены – одинаковы для всех. Условия – одинаковы для всех. Это моя глубочайшая позиция. Люди, которые тебе платят полную цену, тебя уважают, твой продукт уважают. Понятно, что конкуренты развращают их псевдоподачками. Это все, на мой взгляд, наслоение».
«Дельный совет: доверяйте людям. Не нужно считать своих покупателей преступниками и идиотами! Не нужно воспринимать всех вокруг, как потенциальных врагов! Это советский кошмар, который нужно из себя выдавливать», - дал еще один совет Евгений Чичваркин*.
Бизнес в Украине
По словам Чичваркина, в настоящий момент открытых возможностей для бизнеса в Украине нет.
«Чтобы вести здесь бизнес, нужно сначала расчистить авгиевы конюшни, которые по самый верх заполнены старым советским де*ьмом. То, в каком направлении мыслит украинское общество в последние полтора года, очень близко мне. Есть воля к изменениям».
Бизнесмен также посоветовал украинским предпринимателям не жить по законам страны. По его словам, правила, по которым должно существовать украинское бизнес-сообщество, придумали люди, не смыслящие в экономике.
«Я не могу сказать вам: плевать на них – возите контрабанду. Но у вас есть данное от природы право торговать по всему миру товарами, сделанными людьми для людей. Если для этого нужно выкручиваться – ну что ж, значит надо выкручиваться», - добавил он.
Упомянул Чичваркин и о необходимости реформ. Начать, по его словам, необходимо с уменьшения налоговой нагрузки на бизнес. После этого необходимо провести либеральную реформу.
«Мне кажется, вот сейчас всему бизнесу нужно поднадавить на власть. Легализовать все, что можно легализовать. И точка», - отметил он.
* - выполняет функции иностранного агента«Самое худшее, что влияет на легкость ведения бизнеса в Украине, это подключение к электрическим сетям. В Зимбабве лучше с этим, чем в Украине. Нужно очень много вещей разрегулировать. Это то, что не сделаешь за день. Вот зарплату можно грохнуть завтра. А подключение к электрическим сетям потребует месяцев работы, и может быть даже несколько лет», - резюмировал Евгений Чичваркин*.