Факторинг сориентировался на производстве
Факторинговый рынок в Самаре продолжает расти быстрыми темпами. Спрос увеличился из-за кризиса ликвидности — вследствие ужесточения кредитной политики банков к услугам финансовых компаний стали чащ
Николай Александров
управляющий директор по развитию бизнеса в РФ ФК Eurokommerz
Ирина Кузнецова
региональный представитель МФК «Траст»
Евгений Рагулин
исполнительный директор самарской региональной дирекции ТД «Копейка»
Ольга Сайченко
директор дополнительного офиса ЗАО «Стройкредит Факторинг» в Самаре
Алексей Храмов
директор самарского представительства дивизиона «Волго-Вятский» ЗАО «НФК»
Владислав Шерстобоев
генеральный директор самарского филиала холдинга «Градиент»
Рост обеспечен по большей части возросшими объемами по имеющимся контрактам. Например, в Eurokommerz число самарских клиентов выросло быстрее, чем региональный портфель — 45% против 50%. В НОМОС-Банке клиентов стало больше на 1/5, а портфель удвоился.
Год назад, когда компания Eurokommerz, лидер российского и самарского рынков, озвучивала журналистам свою региональную стратегию, было заявлено, что подразделения открываются в тех регионах, где наиболее развита торговля. И хотя сегодня в региональном портфеле компании торговля преобладает, вряд ли эта ситуация сохранится надолго, так как в факторинг пошел поток более интересных клиентов.
Управляющий директор по развитию бизнеса в РФ ФК Eurokommerz Николай Александров рассказал, что за последние 12 месяцев из-за кризиса ликвидности многие банки стали сокращать лимиты своим клиентам. Это заставило производственные предприятия, которые потеряли надежду получить кредит под привычный залог, обращаться к новым финансовым инструментам, в том числе и к факторингу. В портфеле Eurokommerz стали появляться совсем экзотические клиенты: транспортно-логистические компании и застройщики, которые сдают объекты поэтапно.
С этим перетоком клиентов особенно повезло ФК, работающим при банках, и банковским факторинговым отделам. В ОАО «НОМОС-Банк» и ЗАО «Стройкредит Факторинг» в Самаре заявили, что в портфелях их подразделений преобладают производственные предприятия.
Участники рынка поясняют, почему предприятия пользуются факторингом, несмотря на то что это дороже, чем кредит: во-первых, факторинг позволяет привлечь финансы без ликвидного залога. Как правило, оборудование на предприятиях передано в лизинг и не отражается на балансе. Если же оно не в лизинге, закладывать его — значит лишать себя возможности продажи в ближайшее время. Во-вторых, факторингом пользуются производители, которые захватывают новые рынки, они предлагают инорегиональным дилерам более длинную отсрочку платежа, чтобы конкурировать с другими производителями. Наконец, средства факторинга нецелевые. Их можно направлять в основные средства — покупку оборудования, выплату заработной платы. Нельзя только погашать кредиты.
Николай Александров резюмирует: большинство предприятий факторинг интересует только как источник дополнительных средств, которые можно получить под то, что компания еще не заложила — дебиторскую задолженность. А другая составляющая факторинга — управление дебиторской задолженностью — стоит уже на втором месте.
На фоне очереди за деньгами, которую сформировали производственные предприятия, перспективы ФК по сотрудничеству с торговлей, исторически основным клиентом ФК, блекнут. «По всей стране сейчас наблюдается общая тенденция вытеснения оптовых рынков в пользу торговых сетей. У оптовиков возникли определенные сложности. «Маркетинговые сборы» за вход в крупную торговую сеть, с одной стороны, и ограничение закупочной цены торговыми сетями, с другой стороны, сильно снижают прибыль компаний-производителей. Это вынуждает последних отказываться от услуг посредников (оптовых компаний), создавая свои торговые дома», — поясняет директор дополнительного офиса ЗАО «Стройкредит Факторинг» в Самаре Ольга Сайченко. Пример — сеть «Копейка». Она уже давно не работает с дистрибьюторами и всегда, если есть возможность, заключает прямые контракты с производителями. «В этом наше конкурентное преимущество. Собственная система логистики позволяет снизить цены примерно на 10%», — заявил исполнительный директор самарской региональной дирекции ТД «Копейка» Евгений Рагулин. Таким образом, по наблюдениям экспертов, рынок оптовой торговли постепенно консолидируется. «Исходя из нашего общения с клиентами по России, маржинальность торговли падает, мелкий опт, если не подкреплен собственной розницей или хорошей логистической базой, не выживает», — заявил г-н Александров.
В этой ситуации факторинговые компании переключаются на работу с поставщиками в связке с торговыми сетями. Региональный представитель МФК «Траст» Ирина Кузнецова рассказала, что ее подразделение за последний год начало работать с несколькими региональными поставщиками сетевой розницы: производителями и оптовыми продавцами хлеба, мороженой рыбы. Хотя финансовые потребности и, соответственно, объемы портфеля этих компаний не очень большие, они представляют интерес благодаря низкорисковым дебиторам. «Траст», по словам г-жи Кузнецовой, собирается развить это направление и разрабатывает спецпредложения для поставщиков торговых сетей.
Николай Александров сообщает, что в нескольких регионах (но пока не в Самаре) за стол переговоров с Eurokommerz сели розничные сети. Как отмечают эксперты, отношение к сотрудничеству с ФК сильно изменилось, и если раньше на любое упоминание о факторинге они отвечали свысока: «Это для поставщиков», то теперь довольно охотно идут на контакт. Вероятно, это связано с осложнениями с финансированием.
Евгений Рагулин полагает, что этой осенью возможны значительные изменения в условиях работы поставщиков торговых сетей и в Самаре. Контракты на поставку у большинства фирм годовые, скоро их нужно будет перезаключать. Видя, что день ото дня заемные средства получить все труднее, производители будут стараться пересмотреть отсрочку в меньшую сторону, чтобы «кредитоваться» за счет партнеров. Покупатели, соответственно, будут настаивать на увеличении отсрочки. Проигравшая сторона станет потенциально более интересным клиентом для факторинговых компаний.
Кроме того, в торговле ФК продолжат финансировать поставки нишевых и элитных товаров. Именно по ним, по наблюдению Евгения Рагулина, наценка выше и, соответственно, есть возможность осуществлять рентабельные торговые операции с участием факторинговой компании. Например, в пищевой торговле нишевые товары — это элитный алкоголь, чай, кофе, кондитерские изделия. По данным категориям наценка может доходить до 15-20%, хотя средний уровень — 10%. «Когда дистрибьютор завозит в регион новую продукцию, еще не представленный в регионе товар, конкуренции нет, а наценка выше. Поэтому для факторинговой компании важнее всего выявить в переговорах — будут ли такие поставки и, соответственно, возникнут ли потребности в дополнительном финансировании», — добавляет директор самарского представительства дивизиона «Волго-Вятский» ЗАО «НФК» Алексей Храмов.
Как отмечают эксперты, расходы на услуги факторинговой компании могут составить до 4% от суммы поставки. По словам генерального директора самарского филиала холдинга «Градиент» (дистрибуция косметики и парфюмерии) Владислава Шерстобоева, факторинг — дорогой в сравнении с банковскими кредитами способ пополнения оборотных средств. Им можно финансировать лишь небольшую часть торговых операций, но для дистрибьюторской компании факторинговое финансирование жизненно необходимо. У дистрибьюторов только один ликвидный материальный актив — остатки товара на складе. Под них банки выдают кредиты с дисконтом в 30-50%. Под какой еще залог взять дополнительные деньги для пополнения оборотных средств? Остается только дебиторская задолженность, и ее уступают факторинговой компании.
По мнению Николая Александрова, региональный рынок уже сформирован, а его лидеры определены. И хотя почти каждый уважающий себя федеральный банк завел в продуктовой линейке факторинг, на практике активными продажами занимаются немногие. «За 3 года работы в Самаре лишь 4 компании, Национальная факторинговая компания, Eurokommerz, Промсвязьбанк и тольяттинская «Средневолжская финансовая группа», предлагали нам свои услуги», — отметил Владислав Шерстобоев. Спрос превышает предложение, и реальной борьбы за клиента нет. Исключение составляют перспективные предприятия. Например, завод «Стройкерамика» неоднократно менял факторингового партнера, и сейчас МФК «Траст» постоянно конкурирует за этого клиента с Eurokommerz.
По мере развития рынка конкуренция будет ужесточаться, полагают эксперты. Во-первых, на рынок выходят новые игроки, которые привлекают клиентов активными продажами. Среди новичков этого года опрошенные «ДК» компании выделили самарские филиалы банков BSGV и Металлинвестбанк. Во-вторых, действующие игроки совершенствуют каналы продаж и наращивают агентские сети. У Eurokommerz уже более 100 агентов в регионе, они обеспечивают 20-30% продаж. Этот пример вдохновляет других игроков: Ирина Кузнецова рассказала, что в планах МФК «Траст» — увеличить долю продаж через агентов с 3 до 50%. Задача по развитию агентской сети стоит и перед «Стройкредит Факторинг».
К ужесточению конкуренции приведет и активность потребителей услуг в поиске лучшего финансирования. Владислав Шерстобоев рассказал, что самарский филиал холдинга «Градиент», которому от головного офиса достался контракт с НФК, сейчас ведет переговоры с двумя факторинговыми компаниями, чтобы расширить пул поставщиков и получить лучшие условия финансирования. «Почти все банки пытаются запустить факторинг, в результате снижаются тарифы за сервисное обслуживание», — констатирует г-н Шерстобоев.
Эту тенденцию отметил и Алексей Храмов. Ставки фондирования будут расти, а комиссии факторинговых компаний — нет. Не исключено, что ФК даже снизят «маржу» по мере усиления конкуренции, полагает эксперт. Таким образом участники рынка смогут удержать цены.
Впрочем, Николай Александров полагает, что это вряд ли произойдет, по крайней мере в ближайшей перспективе: «Многие финансовые институты испытывают недостаток средств. В первую очередь клиент выбирает ту факторинговую компанию, у которой есть деньги для финансирования». Пока продолжается кризис ликвидности и деньги есть не у всех, те компании, которые смогли привлечь средства, смогут диктовать свои условия потребителям.
Из чего складывается цена факторинга?
Коммиссия |
Размер комиссии
|
комиссия за предоставление денежных ресурсов |
От 15-22% годовых и более
|
комиссия за факторинговое обслуживание |
0,5-2,5% от суммы уступаемой дебиторской задолженности
|
комиссия за обработку каждого денежного требования |
45-90 руб. за документ
|
Комиссии за факторинг в банке
Коммиссия |
Размер комиссии
|
Стоимость кредитных ресурсов |
От 16 до 29% годовых
|
комиссия за оборот по счету |
До 1%*
|
комиссия за обработку документов |
От 50 руб.
|
* Некоторые банки, в том числе НОМОС-Банк, не взимают данной комиссии.
Источник: НФК, НОМОС-Банк.