Подписаться
Курс ЦБ на 29.01
97,96
101,59

Федеральные лизинговые компании снова устремились в Самару

С начала 2008 г. в Самару устремились московские и иностранные лизинговые компании. Сразу 7 фирм объявили о планах открытия своих подразделений в городе. Новая волна федеральной экспансии говорит о

С начала 2008 г. в Самару устремились московские и иностранные лизинговые компании. Сразу 7 фирм объявили о планах открытия своих подразделений в городе. Новая волна федеральной экспансии говорит о том, что емкость местного рынка лизинга еще не исчерпана и новые игроки могут на нем закрепиться, полагают эксперты. С другой стороны, уже присутствующие здесь компании опасаются, что рынок лизинга пойдет по пути банковского и через год-два в Самаре будет более 100 игроков, против сегодняшних 50-60.

Сейчас в Самарской области, по мнению директора ЛК «Версус» Андрея Фролова, действует порядка 50 активных лизинговых компаний. В ближайшие 3-4 месяца к их числу могут добавиться еще 7: Volkswagen Group Finanz, «Экстролизинг», «Кредит Европа Лизинг», «РТК-Лизинг», «Главлизинг», «Центр-Капитал». Именно столько московских и иностранных компаний уже заявили о планах открытия собственных подразделений в регионе. Иногородние компании работали в Самаре и раньше, а новые игроки на рынок выходят каждый год, в самой по себе федеральной экспансии нет ничего экстраординарного. Но до 2008 г. этот процесс не был таким массовым. Так, в 2007 г. в городе открылось всего два представительства — Independent Leasing и «АльянсРегионЛизинг».

Федералы выходят почти во все сегменты рынка. «Розничным» лизингом легкового автотранспорта займутся Volkswagen Group Finanz и «Экстролизинг», «дочка» Экстробанка, приобретенного итальянской группой Santander в 2007 г. При филиалах банков будут работать и «BSGV-Лизинг», «Кредит Европа Лизинг». «РТК-Лизинг», «Главлизинг» (в прошлом — «КамАЗ-Лизинг») и «Центр-Капитал» позиционируются как независимые и универсальные лизинговые компании, которые намерены привлекать корпоративных клиентов в сегменте «средний плюс». Целевые сделки «РТК-Лизинг» — от 300 тыс. евро (более 10 млн руб.), у остальных компаний порог несколько ниже — 4-5 млн руб.

За исключением розничных компаний, которые будут выстраивать сеть агентов в автосалонах, формат представительств у всех примерно одинаковый — сейлз-офис со штатом из 1-6 человек, которые должны будут привлекать клиентов через прямые продажи и агентов. Промо-бюджеты невелики, так, например, «Центр-Капитал» инвестирует в открытие в Самаре порядка $50 тыс. Полномочия по принятию решений по сделкам все выходящие компании оставляют за головным офисом, но обещают передать в регион лимиты после того, как местная структура разовьется, а ее руководитель проявит себя.

Различия между представительствами — в форме организации. Некоторые из них начнут работу как отдельные филиалы и юрлица, например, «Центр-Капитал». Другие, например, представитель «РТК-Лизинг», будут действовать по доверенности головного офиса. Кроме того, компании отличаются в организации бизнес-процессов, продуктах и списках местных партнеров, на поддержку которых может рассчитывать региональный представитель. Например, у «РТК-Лизинг» это крупные опорные клиенты, такие как «ВолгаТелеком», у «Центр-Капитал» — акционеры, «Татнефть» и банк «Зенит».

Москвичи приходят за объемами

Нынешний приток игроков гендиректор компании «Волгопромлизинг» Борис Пригожин связывает с кризисом ликвидности. В конце прошлого года многие банки ужесточили условия выдачи кредитов, и их клиенты начали в поисках инвестиций обращаться во все доступные финансовые организации. Федеральные лизинговые компании увидели в этом перспективный спрос. И те, кто имеет доступ к большим ресурсам, что необходимо для закрытия текущего объема заявок, отправились в регионы. Экспансию упрощает то, что открытие представительств не требует значительных затрат. «ЛК — это же даже не банк — лицензия не нужна, хранилище для денег тоже. Офис снял, пару компьютеров поставил — и можно работать», — отметил г-н Пригожин.

Как полагает эксперт по развитию лизинговых компаний и финансовых институтов РА «Эксперт РА» Роман Романовский, происходящее региональное расширение сегодня обусловлено намерением захватить долю рынка, в том числе пользуясь нехваткой средств у небольших региональных ЛК в результате сжатия ликвидности.

Сами компании интересуются увеличением объемов бизнеса. Руководитель дирекции регионального развития ГК «РТК-Лизинг» Арнольд Тымков: «Весной 2007 г. мы начали развивать филиальную сеть. Открылись в Екатеринбурге и к концу года получили лизинговый портфель подразделения более 1 млрд руб. У других городов-миллионников такой же потенциал».

Впрочем, некоторые компании может интересовать развитие филиальной сети с целью дальнейшей более выгодной продажи бизнеса. «Сейчас в Самару приходят опоздавшие. Здесь давно и плотно работают их московские конкуренты. Все занято. Если новые игроки действительно знают ситуацию на рынке, они либо привязывают открытие подразделений к конкретным проектам, таким как строительство завода или технопарка, либо стараются повысить стоимость компании, номинально развив сеть. В таком случае не важно, будет ли эффективным филиал», — полагает финансовый директор ЛК «Проект Роста» Александр Кара. Из 7 компаний, заявивших о планах открытия подразделений в Самаре, 4 (Volkswagen Group Finanz, «Экстролизинг», «BSGV-Лизинг», «Кредит Европа Лизинг») принадлежат иностранным финансовым группам, а «РТК-Лизинг», «Главлизинг» и «Центр-Капитал» — российским владельцам. «Главлизинг» на 100% принадлежит одному юрлицу, что делает продажу компании удобной, а в двух других компаниях доли распределены между несколькими акционерами.

Для освоения перспективен лизинг грузовиков и вагонов

«На данном этапе выходить в Самару можно», — считает Борис Пригожин. «Но рынка всем не хватит, он, к сожалению, не резиновый», — иронично добавляет он. Директор СФ Europlan Максим Моисеев отмечает, что успех или неудача нового игрока в Самаре будет зависеть от подбора персонала и технологичности бизнес-процессов. Компания должна обеспечить быстрые сроки принятия решений по сделкам: по небольшим, в пределах 1 млн руб., — до 5 дней, по крупным, от 25 млн руб., — до 3 недель. Это не декларируемые, а средние реальные показатели для самарского рынка.

Среди перспективных сегментов рынка г-н Моисеев выделил лизинг грузового автотранспорта, спецтехники и оборудования для строительных компаний, производственного оборудования и подвижного железнодорожного состава. «Этот сегмент в Самаре не до конца освоен. Но есть сдерживающий фактор — недостаток вагонов. Лизингодатель, который сумеет выстроить особые отношения с вагоностроительными предприятиями, имеет наибольшие шансы стать лидером», — полагает г-н Моисеев. Он также отметил, что лизинг малотоннажного коммерческого автотранспорта сейчас развивается не очень быстрыми темпами — несмотря на широкое предложение легких грузовиков китайского и корейского производства, «мощного толчка нет».

Александр Кара считает перспективными сегментами рынка лизинг ж/д транспорта и крупнотоннажных грузовиков. Кроме того, очень слаба конкуренция в лизинге коммерческой недвижимости, но это направление бизнеса в Самаре развивается очень медленно.

Местные ЛК почувствуют кадровый голод и ужесточение конкуренции

Как полагают эксперты, лизинговый рынок в Самаре может пойти по пути банковского. То есть число игроков будет в ближайшее время быстро расти. Максим Моисеев отмечает: «Лизинговый рынок похож на банковский. Сейчас в Самаре более 100 банков. На уровне здравого смысла понятно, что потребителю столько не нужно, но закрываются лишь немногие. Это значит, что даже аутсайдеры находят своего клиента. И я не удивлюсь, если через пару лет здесь будет множество лизинговых компаний».

Андрей Фролов с такой точкой зрения не согласен: «Банк — более универсальный финансовый институт, чем лизинговая компания. У него больше разнообразных продуктов — кредитные карты, ипотека, программы для среднего и малого бизнеса. Соответственно, больше возможностей для ухода в ниши, что и позволяет выживать множеству игроков. У лизинговых компаний спектр уже, соответственно, и число их в Самарской области будет меньшим». По мнению г-на Фролова, число ЛК в Самарской области в ближайшие 2-3 года не превысит 70-80.

Роман Романовский: «По нашим оценкам, из российского ТОП-100 примерно у половины компаний нет разветвленной филиальной сети. В ближайший год экспансия будет активно продолжаться, хотя она и ограничивается нехваткой средств из-за кризиса ликвидности. Приволжский ФО — третий регион по концентрации лизинговых компаний (после Москвы и Центрального ФО, по данным нашего исследования). Тем не менее, возможно, компаний 10 в Самаре еще появится».

В этом случае лизинговые компании могут ощутить на себе все проблемы, с которыми столкнулись банкиры во время массированного «десанта» московских кредитных учреждений. За прошлые 3 года число филиалов иногородних банков в Самаре выросло почти в 1,5 раза и достигло 78. Это привело к ужесточению конкуренции не только в рознице, где московские банки выигрывают за счет технологий, но и в корпоративном сегменте. Кроме того, усилился кадровый голод, поскольку филиалы переманивали на работу управляющими перспективных зампредправления и начальников кредитных отделов. Резко выросли заработные платы, снизилась лояльность сотрудников, так как сейчас они легко могут найти пост в новом банке, если на старом месте их не будут устраивать какие-либо условия.

Усиление конкуренции на рынке лизинга игроки уже ожидают. Федеральные компании, такие как «УРАЛСИБ», «НОМОС-Лизинг», Europlan, Carcade и другие, по объемам на местном рынке опережают региональных игроков. Теперь относительная доля местных участников рынка может еще сократиться. «Борьба станет жестче. Москвичи были всегда, тот же «РТК-Лизинг» работал с регионами из головного офиса. Но теперь представителей компании клиент будет знать в лицо. И в оптовом сегменте конкуренция станет просто бешеной», — считает Андрей Фролов. Впрочем, по его словам, у региональных компаний остаются их основные конкурентные преимущества — более высокая скорость принятия решений и гибкость при подходе к клиентам.

Директор ЛК «Финансовые технологии» Оксана Звонарева: «В нашем сегменте — малый и средний бизнес — конкуренция почти не усиливается. Для московских компаний такие сделки оказываются слишком рискованными, либо от лизингополучателя требуют слишком объемный пакет документов. Связи и знание рынка директора филиала московской ЛК в этом случае не помогают — ведь решение по сделке принимает центральный офис. С другой стороны, такая компания, как наша, может взять на себя риски и заключить сделку со знакомым клиентом, даже если у него непривлекательный баланс».

Рынок лизинговых кадров в Самаре уже, чем банковский. Как правило, вновь выходящие игроки стараются брать на работу руководителем филиала начальников отделов продаж местных компаний. Например, в свое время «АльянсРегионЛизинг» и «Столица» приняли менеджеров из «Самарской лизинговой компании». Соответственно, теперь, с выходом 7 новых игроков, линейные руководители местных компаний снова окажутся под прицелом HR-специалистов.

Как отмечает Максим Моисеев, руководителей для филиалов ЛК набирают и из банковских служащих, но, как правило, банкиры рассматривают переход на работу в ЛК как понижение собственного статуса и не соглашаются.

Примеров банкиров — директоров лизинговых филиалов в Самарской области немного, самый яркий из них — недавнее назначение директором СФ Independent Leasing бывшего управляющего СФ Промсвязьбанка Павла Князева.

Сколько филиалов иногородних лизинговых компаний будет в Самаре через 2 года
В каких сегментах рынка смогут закрепиться вновь открывающиеся компании
Как усиление экспансии московских компаний повлияет на местных игроков

dranch@dksamara.apress.ru

эксперты
Оксана Звонарева
директор ЛК «Финансовые технологии»
Александр Кара
финансовый директор ЛК «Проект Роста»
Максим Моисеев
директор СФ Europlan
Борис Пригожин
гендиректор компании «Волгопромлизинг»
Роман Романовский
эксперт по развитию лизинговых компаний и финансовых институтов РА «Эксперт РА»
Арнольд Тымков
руководитель дирекции регионального развития ГК «РТК-Лизинг»
Андрей Фролов
директор ЛК «Версус»

Самое читаемое
  • Первый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверкиПервый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверки
  • Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»
  • «Гора Белая» ищет инвесторов и грантополучателей для строительства средств размещения«Гора Белая» ищет инвесторов и грантополучателей для строительства средств размещения
  • Суд арестовал бывшего министра ЖКХ Николая Смирнова до 17 мартаСуд арестовал бывшего министра ЖКХ Николая Смирнова до 17 марта
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.