Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
98,26
103,18

Финансовый кризис: выживать или наживаться?

О проблемах кризиса ликвидности сейчас не говорит только ленивый. Участники очередной встречи Дискуссионного клуба «Делового квартала» обсудили стратегии поведения компаний на рынке и способы привл

О проблемах кризиса ликвидности сейчас не говорит только ленивый. Участники очередной встречи Дискуссионного клуба «Делового квартала» обсудили стратегии поведения компаний на рынке и способы привлечения клиентов в сложившихся условиях.
эксперты
Виталий Дюндик
генеральный директор компании Sabit
Сергей Рыжков
заместитель директора по финансам и экономическим вопросам ГК «Материк»
Ольга Старикова
директор самарского представительства кадрового холдинга «Анкор»
Демид Тишин
директор бюро переводов «Окей»
Денис Хадеев
старший вице-президент Первого Объединенного Банка
 
Где взять деньги на развитие бизнеса?
Как привлечь клиента в условиях кризиса?
Как вести себя уволенным сотрудникам?
Перед началом обсуждения эксперты поделились своими соображениями по поводу кризиса. Директор самарского представительства кадрового холдинга «Анкор» Ольга Старикова отметила, что кризис не был неожиданностью — о нем говорили давно, — но произошло это, как всегда, как снег на голову. «Пришло время принимать какие-то решения», — призвала аудиторию к действию г-жа Старикова. Старший вице-президент Первого Объединенного Банка Денис Хадеев сказал о том, что кризис банки переживают активно, и выразил надежду, что его кредитная организация по окончании кризиса останется в выигрыше. Заместитель директора по финансам и экономическим вопросам строительной компании «Материк» Сергей Рыжков оптимизма экспертов не поддержал: «Очевидно, мы, так же как и многие другие предприятия реальной экономики, только входим в так называемую экономическую рецессию. Спад жилищного строительства еще впереди, так же как и кризис в этом сегменте, и радостных новостей по этому поводу пока нет».
Деньги у потребителя есть. Главное — смотивировать его оставить их именно у вас

В условиях, когда закончились дешевые деньги, бизнес начинает трясти в лихорадке: где взять средства на развитие? В Самарской области за сентябрь-октябрь сняли вкладов на 40 млрд руб. «Потребитель на сегодняшний день — это единственно возможный источник для любого бизнеса. Деньги у клиента есть, нужно думать о том, что ему предложить, чтобы он взял именно ваш продукт. «Мы снижаем цену и предлагаем длительную рассрочку. Проекты на начальной стадии строительства мы «заморозили», — поделился г-н Рыжков. По мнению эксперта, вся российская экономика в последние 5 лет развивалась по принципу потребления. «Экономики производства и воспроизводства, той экономики, которая дала бы нам прибавочную стоимость, не было, — пояснил он. — Сейчас мы начинаем пожинать плоды этого, а покупатель правильно себя ведет: он приостанавливает то потребление, которое было широко смотивировано с помощью доступных ипотечных кредитов. Мы практически шли американским путем, правда, у американцев 90% населения было посажено на кредитную иглу. У нас меньше, но и мы попались на эту удочку».

Банки оказались той отраслью, которой государство начало помогать в первую очередь. И многие сейчас обвиняют их в том, что они взяли средства и сидят на этом кэше. «Почему вы не даете деньги в реальный сектор?» — адресовала вопрос г-ну Хадееву модератор Дискуссионного клуба, главный редактор «Делового квартала» Ольга Пастернацкая. «Проблема в том, что зачастую СМИ совершенно неправильно подают информацию. Звучит это так, как будто банкам подарили 700 млрд руб., но ведь деньги нам дают на очень короткий срок, — разъяснил ситуацию Денис Хадеев. — Поступившие средства просто покрыли неплатежи. В целом ничего не изменилось. Деньги в системе есть, но они перераспределены в другом виде, поэтому средств для кредитования де-факто нет». По словам Дениса Хадеева, банки пострадали в первую очередь. Сомодератор Дискуссионного клуба Максим Демиденко спросил у г-н Хадеева, как банки реагируют на спрос населения, когда люди сняли деньги со счетов, а позволить себе квартиру или машину не могут, поэтому покупают, к примеру, бытовую технику, ведь в 70% населению в кредитах отказывают. Денис Хадеев: «Естественно, банки пересмотрели свои позиции по оценке кредитующихся. Многие из заемщиков, ранее считавшихся успешными и благополучными, возможно, сейчас не смогут покрыть свои долги. Это касается как населения, так и предприятий». Выросли ставки, однако, по словам эксперта, они отражают не только стоимость денег, но и цену риска. Изменилось отношение даже к предметам залога. «Если раньше недвижимость мы безоговорочно брали в залог, то сейчас ставки существенно увеличились, потому что все прекрасно понимают, что на рынке недвижимости могут произойти достаточно серьезные изменения. Банки пытаются защитить не только себя, но и тех, кто доверил им свои деньги», — пояснил Денис Хадеев.

Пора увольнять неэффективных секретарш

Г-н Хадеев отметил, что во время кризиса любой компании нужно пересматривать свои внутренние технологии и оптимизировать издержки: «Если вы раньше не могли уволить свою секретаршу, то сейчас для этого самое лучшее время». В этой связи один из гостей Дискуссионного клуба заметил: «Бытует мнение о том, что в Москве многие компании увольняют персонал не из-за кризиса, а из-за того, что последний стал красивой причиной объявить сотрудникам об их неэффективности». «Не могу сказать, что в Самаре сейчас увольняют неэффективных сотрудников, — возразила Ольга Старикова. — Согласно исследованиям нашего аналитического центра, крупнейшие игроки как самарского, так и федерального рынка приостанавливают планы по развитию. И если идет сокращение, то это в большей степени касается персонала, который брали под развитие, единиц, не успевших принести прибыль». По данным исследования, проведенного компанией «Анкор», наибольший процент сокращений придется на отделы продаж, там планируется сократить до 36% функциональных руководителей и до 64% линейного персонала. На финансовые отделы и бухгалтерию, отделы по работе с персоналом, отделы информационных систем и технологий придется до 27% сокращений руководителей и до 55% — специалистов и рядовых сотрудников. Уволенным работникам г-жа Старикова рекомендует не впадать в истерию: «Кадровый голод никто не отменял! И сейчас люди выходят на работу». По ее словам, рынок перестает быть кандидатским: работодатель начинает задумываться, что за персонал ему нужен, а работник — оценивать себя с точки зрения того, что он может предложить нанимающей его компании. Ольга Старикова отметила, что в целом по Самаре более 75% компаний стараются сохранить персонал, объясняя это тем, что работу все равно кому-то нужно будет выполнять.

Слова г-жи Стариковой подтвердил Денис Хадеев, заметив, что в Первом Объединенном Банке сокращение издержек на персонал в первую очередь коснулось плана приема новых сотрудников, а не текущих расходов: «Прежде всего важна стабильность банка, его ликвидность. В октябре мы сработали чисто в убыток, которого можно было избежать за счет сокращения издержек на персонал, но мы не перестали спонсировать оздоровительные мероприятия».

Компании меняют ориентиры и пересматривают планы развития

Большинству фирм в условиях кризиса пришлось поменять акценты в работе с клиентами. Компаниям, работающим в сфере консалтинга, Ольга Старикова посоветовала ориентироваться в первую очередь на потребности заказчика, предлагать ему новые продукты и услуги. Она рассказала о том, что кадровый холдинг «Анкор», работающий в сегменте менеджмент-селекшн и придерживающийся определенной ценовой категории, сейчас переориентируется на работу с более широким спектром потребителей своих услуг. Холдинг адаптирует свой продукт, разрабатывая новые услуги, которые будут востребованы в условиях кризиса: аутплейсмент и консалтинг. «Меняется линейка продуктов, меняются технологии, но цель — высокий сервис услуги, — я считаю, в приоритете в любом случае, несмотря на кризисное время», — сакцентировала внимание аудитории г-жа Старикова. О запуске новой линейки продуктов в своем банке говорил и Денис Хадеев.

Директор бюро переводов «Окей» Демид Тишин подчеркнул, что в условиях падения спроса на услуги очень важно более тщательно работать с клиентами: «Мы ввели crm-систему, которая позволяет отследить, какие у нас были входящие обращения год или два назад, найти этих клиентов, зацепить, узнать, может быть, они готовы сейчас заказать нашу услугу. Кроме того, это позволяет более адекватно сформировать план оказания услуг на ближайший квартал».

Денис Хадеев, говоря о стратегии развития, отметил, что сейчас делать долгосрочные прогнозы неправильно: «Мы избрали политику предельной осторожности, внимательности и оперативности. Безусловно, мы сегодня рассматриваем варианты, и если что-то будет представлять интерес, если что-то будет выгодно, то источник денег у нас есть. Но ситуация в стране меняется каждую неделю». Альтернативного решения по поводу того, где брать деньги компаниям, у которых нет собственных средств для развития и которые не могут получить заемные средства, найдено так и не было.

Банки формируют образ надежности

Ольга Пастернацкая предложила обсудить конкретные способы стимулирования продаж. «Ничего принципиально нового не изобретено. В этом году наша рекламная политика не изменилась, — рассказал Денис Хадеев. — Модель поведения меняют скорее ритейловые банки, а мы относимся к категории корпоративных и в корне своей политики не меняем». Для сравнения г-н Хадеев привел пример: в прошлом году вся реклама банков была «развеселая», основное направление большинства сообщений было эмоциональным. Сейчас все иначе. «Буквально вчера я ехал по Ново-Садовой, по дороге висят баннеры четырех разных банков — трех федеральных и одного самарского, — и во всех четырех рекламных объявлениях присутствовало слово «надежность», — сказал Денис Хадеев. — Мы и раньше не формировали образ веселого банка. Это было нашей стратегией развития. Сейчас по крупным банкам, особенно розничным, отток по вкладам около 15%, у нас отток по вкладам минимальный. В этом разница».

Сергей Рыжков посоветовал компаниям не сокращать рекламных бюджетов. С другой стороны, подход к рекламе и к продвижению, по его мнению, сегодня должен быть кардинально иным. «Мы в последнее время избаловались, нам казалось, что достаточно просто дать рекламное объявление в газеты. Я говорю не только о себе, но и о других компаниях», — пояснил он. По словам г-на Рыжкова, ГК «Материк» не снижает объем рекламы, на текущий и на следующий годы у нее разработаны маркетинговые ходы, позволяющие рассказать потребителю, что сегодня предлагает организация, по каким объектам снижает цены и по каким проектам увеличивает срок рассрочки. «Настойчивость — это основной принцип маркетинга. Любой компании необходимо демонстрировать настойчивость», — резюмировал эксперт. Одна из участниц Дискуссионного клуба предложила Сергею Рыжкову подарить кому-либо квартиру, сделать из этого акта сенсацию, за счет которой привлечь внимание покупателей к компании, сформировать в их глазах ее положительный имидж.

Говоря об альтернативных способах продвижения, генеральный директор компании Sabit Виталий Дюндик отметил эффективность интернета, в частности — контекстной рекламы: «На сегодняшний день очень эффективными считаются поисковые методы продвижения. В плане адаптивности рекламного бюджета под текущий спрос контекстная реклама, в принципе, идеальный инструмент».

Когда наступит пик кризиса?

На вопрос из зала, когда наступит пик кризиса и сколько он продлится, Денис Хадеев ответил, что, по его мнению, кризис продлится около двух лет. Пиковую точку эксперт определить затруднился: «В секторе реальной экономики пиковыми, скорее всего, будут конец зимы, весна, потому что на этот период приходится повышение по облигациям в крупнейших компаниях России, которые интенсивно сокращают персонал, переходят на четырехдневную рабочую неделю. Сокращение уже началось, и отследить пик, сказать, что он будет, допустим, 19 марта, — нельзя. Когда пройдут годы, мы сможем определить наиболее трудный момент».

детали

Максимум сокращений придется на отдел продаж
Планы сокращения персонала по отделам

Отдел

 

Функциональные
руководители,%

 

Специалисты и рядовые сотрудники,%

 

Административный отдел

 

27

 

45

 

Отдел по обслуживанию клиентов
(послепродажное обслуживание)

 

18

 

18

 

Отдел регионального развития

 

18

 

27

 

Финансовый отдел и бухгалтерия

 

27

 

55

 

Отдел по работе с персоналом

 

27

 

55

 

Отдел закупок и логистики

 

27

 

45

 

Отдел маркетинга и связей с общественностью

 

27

 

45

 

Отдел информационных систем и технологий

 

27

 

55

 

Отдел продаж

 

36

 

64

 

Производственно‑технический отдел

 

18

 

45

 

Медицинский отдел

 

0

 

9

 

Разработка программного обеспечения

 

18

 

27

 

Персонал розничных магазинов

 

9

 

9

 

Руководители высшего звена

 

9

 

 


Источник: данные по Самаре центра аналитических исследований «Анкор». Исследование проводилось в октябре-ноябре 2008 г.

детали
Кризис диктует новые тенденции рынка труда

1

 

Уровень заработных плат стабилизируется или будет немного снижаться

 

2

 

Смена мотивации кандидатов

 

3

 

Высвобождение персонала
и сокращения

 

4

 

Сегодня выбирает работодатель, а не кандидат

 

5

 

Оптимизация расходов на рекрутмент, социальные программы, рекламу и PR

 

6

 

Сокращение расходов на обучение и развивающие программы

 

7

 

Мораторий на увеличение численности персонала

 

8

 

Повышение зарплат и компенсаций на 2009г. не предполагается

 

9

 

Спрос на HR с навыками антикризисного управления, оптимизации штата

 

10

 

Сокращение HR‑отделов в условиях отсутствия рекрутмента

 

11

 

Сохранение дефицита квалифицированных рабочих, линейного персонала

 

12

 

Офисный «балласт» в зоне риска

 


Источник: данные по Самаре центра аналитических исследований «Анкор». Исследование проводилось в октябре-ноябре 2008 г.
Самое читаемое
  • Основатель «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесуОснователь «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесу
  • Промышленные предприятия России погружаются в пессимизмПромышленные предприятия России погружаются в пессимизм
  • В дочерних структурах Сбера началась оптимизация ИТ-персоналаВ дочерних структурах Сбера началась оптимизация ИТ-персонала
  • В Уральской таможне отреагировали на закрытие пункта международного почтового обменаВ Уральской таможне отреагировали на закрытие пункта международного почтового обмена
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.