Подписаться
Курс ЦБ на 25.01
98,26
103,18

Где найти деньги во время кризиса?

Головная боль всех предпринима­телей — где во время кризиса взять деньги, чтобы не потерять бизнес. Одни предлагают экономить на всем и снижать цены, другие — наоборот, инвестировать в новые проект

Головная боль всех предпринима­телей — где во время кризиса взять деньги, чтобы не потерять бизнес. Одни предлагают экономить на всем и снижать цены, другие — наоборот, инвестировать в новые проекты, пользуясь меняющейся конъюнктурой. «ДК» собрал известных пермских предпринимателей на встречу и попросил поделиться опытом и советами — на чем лучше экономить и куда лучше вкладывать, чтобы пережить кризис.
Почему сложно снизить себестоимость? На чем сэкономить? Куда вложиться, чтобы заработать?
Подчас размах новогоднего корпоратива позволяет сделать выводы о финасовых результатах компании за год точнее, чем анализ баланса. Поэтому организаторы дискуссионного клуба — журналисты «Делового квартала» — для старта дискуссии предложили экспертам рассказать, как будут праздновать Новый год в их компаниях. Эксперты разделились на две группы. Одни тратят столько же или даже больше, чем прежде. Это те компании, которые кризис переживают спокойно или даже зарабатывают на нем. Таких, понятное дело, меньшинство. Другие — вынужденно умеряют аппетиты. Алексей Бушуев, директор Пермского филиала БКС, собирается выделить столько же средств, сколько три года назад. Алексей Чернов, гендиректор ИГ «Витус», вспомнил о динамике падения индекса РТС и пообещал, что потратит на корпоратив сумму, соответствующую реалиям. Другие, например Юлия Богушевская, исполнительный директор «Пермского магазина готового бизнеса», и Руслан Исмагилов, руководитель коллекторского направления агентства «Интеллект-С», напротив, собираются отметить Новый год с большим шиком. «Я пытаюсь, как все, сделать скорбное лицо. Но на самом деле пока горевать не о чем, купля-продажа бизнеса сейчас идет особенно хорошо», — призналась г-жа Богушевская.

Пожалуй, юристы и коллекторы — единственные среди собравшихся, кому кризис не только не помешал развиваться, но и сыграл на руку. Николай Рошак, гендиректор птицефабрики «Пермская», констатировал, что сегодняшний дефицит финансов гораздо страшнее дефолта 1998 г.: «В 98-м я брал кредиты под 200%, и было легче, чем сейчас. Сегодня банки просто перестали давать в долг. Поставщики давали товар в рассрочку на месяц и более. Теперь они просят предоплату, и мне нечем расплатиться до реализации».

Все собравшиеся сошлись на том, что стабилизационные деньги, выделяемые правительством РФ, до реального сектора вряд ли дойдут. «Те несколько сотен миллиардов рублей, которые раздали госбанкам, получат, возможно, десяток крупнейших банков страны. Но в основном эти средства сейчас транзитом переводятся в кэптивные банки, на офшорные счета», — досадовал Алексей Чернов. В целом, к власти у большинства присутствующих оказалось немало претензий. «Они же сейчас решают совершенно другие проблемы!», «Очень интересно посмотреть на генплан города, инкрустированный стразами Сваровски!» — доносилось из зала.

Борис Галкин, владелец ГК «Паритет», обратил внимание, что, несмотря на объявление кризиса, до Перми реально он пока не докатился: «Наступило 22 июня 1941 года: в Бресте уже бомбят, а в Перми думают, запасаться ли спичками. Поэтому большинство сейчас испытывают состояние панического ожидания».

Как выжать деньги на издержках

Эксперты дискуссионного клуба пытались держаться, как на переговорах о продаже собственного бизнеса — так, чтобы ни один дрогнувший мускул лица не выдал их истинных эмоций и ожиданий. Но даже дипломатичные улыбки не могли скрыть их тревогу, ведь большинство пермских компаний сегодня находятся между молотом и наковальней. С одной стороны — невозможно получить кредиты, с другой — снижается спрос, падают доходы и финансироваться с оборота сложно.

В такой ситуации, столкнувшись с дефицитом средств, пермские предприниматели стали массово снижать издержки. Алексей Чернов выразил убеждение, что только работа с затратами — снижение кредитного плеча, продажа непрофильных активов и урезание затрат на персонал — позволит компенсировать нехватку средств в компании.

Участники дискуссионного клуба констатировали кризис потребления: по их наблюдениям, потребительский спрос упал на 20%. Николай Рошак призвал бороться с ним, снижая себестоимость и цены. «Надо выживать всем вместе и не держать цены высокими. Я попытался снизить отпускные цены для сетей, но они не меняют ценники на полках! Мы теряем конечных покупателей. Уже расфасовали свою несчастную курицу всеми способами, для всех уровней достатка, и все равно теряем».

Эксперты заметили, что сейчас наступил момент для всеобщего снижения себестоимости, и значит, маржи, потому что цены на разных рынках снижаются. «Цены на металлы упали в два раза!» — донеслось из зала. Антон Толмачев, директор РА Lege Artis, сообщил, что наружная реклама упала в цене уже на 50-70%. Г-н Рошак добавил, что хотел взять банковский кредит, чтобы вложиться в снижение себестоимости продукта своих фабрик, но получил отказ. Андрей Кузнецов, директор межрегионального филиала сотовой связи компании «Уралсвязьинформ», согласился снижать себестоимость, но не представляет, как это сделать, если долговые обязательства УСИ возрастают в два раза.

Алексей Чернов обратил внимание собравшихся на то, что государственная тарифная политика не дает адекватно снижать себестоимость продукции и услуг. «Собираются монополисты и повышают тарифы на 20-25%, и просьбы промышленников заморозить тарифы хотя бы на 2009 год их не трогают», — подметил он. «Но как бизнес договорится между собой, если с государством не может договориться?» — усомнился Антон Толмачев. Юлия Богушевская в ответ на его реплику призвала всех присутствующих договориться прямо здесь и сейчас: «Пусть Борис Галкин немножко снизит цену на рекламу Рошаку, а Рошак курицу дешевле продает». Из зала донеслось: «Это рынок должен выстраивать пропорции!», на что Борис Галкин мрачно ответил, что во время войны рынка нет.

Дополнительные деньги можно получить за счет экономии на персонале, уверен Алексей Чернов и для примера привел входящий в его холдинг Камский завод металлических сеток: «Раньше мои рабочие приходили и требовали повысить зарплату, угрожали уйти на стройки шабашить. Теперь я могу платить им гораздо меньше, чем еще пару месяцев назад, или увольнять». Антон Толмачев усомнился в том, что увольнения — эффективный способ решения проблем: «Как только безработица превысит определенный предел, мы получим революцию. Вы не боитесь, что они перекроют федеральную трассу и в лобовое стекло вашего джипа прилетит камень?». Татьяна Зотова, директор Пермского филиала Металлинвестбанка, в пику общему мнению сказала, что сейчас лучше, наоборот, вкладывать деньги в команду. Г-н Галкин согласился с ней: те, кто инвестирует в персонал, особенно в активных продавцов, будет иметь несомненные конкурентные преимущества.

Деньги можно взять у инвесторов и в новых нишах

Когда одни компании разоряются и теряют свою долю рынка, другие тут же занимают их место. Это позволяет развивать бизнес и в кризис, и в этом никто не усомнился. Но вот вопрос — на что? Тем, кто развивался на короткие кредиты, в том числе около 50% промышленности, через несколько месяцев пророчат технический дефолт. Но деньги в стране есть, нужно только найти место, где они лежат. Алексей Бушуев заметил, что получить финансовые вливания на развитие можно за счет продажи 50-70% бизнеса стороннему инвестору — в Перми такие сделки уже идут. «Продаются те компании, в которые раньше вход был под запретом, — это недра, полезные ископаемые, которые будут востребованы всегда. И на этом рынке предложение уже практически превышает спрос», — подчеркнул он.

Еще один источник финансов — это прибыль от продаж. Николай Рошак привел в пример опыт сети «Виват»: «Виват», у которого были рассрочки платежей поставщикам, объявил распродажу, тем самым увеличил объемы реализации и быстро получил деньги на выплату своих обязательств, практически бесплатный кредит».

Борис Галкин предложил г-ну Рошаку самому продавать большую часть своей продукции, чтобы не зависеть от сетей и увеличивать оборот: купить прицепы типа «Купава» и торговать самостоятельно без сетевых наценок. Николай Рошак признал его идею интересной, но добавил ложку дегтя: «Сколько нужно прицепов, чтобы продать в день 100 тонн мяса? Для такого проекта требуется оборотный капитал. А деньги взять неоткуда».

Пополнить кошелек предприниматели могут за счет расширения географии работы и вхождения в проекты, которые финансируются государством. По мнению Бориса Галкина, бизнес, распределенный тонким слоем по карте РФ, имеет лучшие шансы на прибыль. «Есть сегодня в стране регионы, которые будут развиваться на государственные деньги. Например, юг, мы туда уже зашли». Выяснилось, что одна из компаний г-на Галкина выиграла российский тендер на оформление автозаправочных комплексов по Краснодарскому краю.

Владимир Пастернак, генеральный директор «Берег менеджмент», согласился, что у государства сейчас много денег, и дал присутствующим конкретный совет: «Будет легче тем, кто находится при власть имущих. Надо встать поближе. Как? Идешь, в бане паришься, в родственники записываешься и так далее».

После изъятия вкладов из банков в карманах населения тоже осело много денег, вспомнили участники дискоклуба. «Есть люди, которые сидят на мешках наличности и ждут, когда все начнет продаваться по цене металлолома. Надо искать этих людей и пускать в качестве инвесторов в свой бизнес», — предложил г-н Бушуев. Александр Бодров, генеральный директор «Стройбизнескапитала», выдал такой вариант: открывать новое бизнес-направление, впускать в это направление инвесторов-физлиц и выступать для него управляющей компанией.

Алексей Бушуев призвал участников дискуссионного клуба искать новые пустые ниши и вкладываться в бизнес-проекты, где затрат на копейку, а «выхлоп» — на миллион. Редакция «ДК» привела в пример одного предпринимателя, который намерен скупать маленькие дрожжевые комбинаты, потому что считает, что из-за кризиса вырастет спрос на самогон. Однако на призыв делиться идеями таких проектов присутствующие отреагировали сдержанно. Антон Толмачев озвучил то, что, видимо, пугало всех: «Надо искать те ниши, в которые никто не ударил. Но зачем мы будем делиться своими мыслями на этот счет? Приедем покупать дрожжевые заводики, а их уже кто-нибудь купил».

Однозначно разбогатеют на кризисе психотерапевты и коллекторы, согласились собравшиеся. Руслан Исмагилов сообщил, что объемы коллекторского направления «Интеллект-С» выросли на 50-60%.

Подчас размах новогоднего корпоратива позволяет сделать выводы о финасовых результатах компании за год точнее, чем анализ баланса. Поэтому организаторы дискуссионного клуба — журналисты «Делового квартала» — для старта дискуссии предложили экспертам рассказать, как будут праздновать Новый год в их компаниях. Эксперты разделились на две группы. Одни тратят столько же или даже больше, чем прежде. Это те компании, которые кризис переживают спокойно или даже зарабатывают на нем. Таких, понятное дело, меньшинство. Другие — вынужденно умеряют аппетиты. Алексей Бушуев, директор Пермского филиала БКС, собирается выделить столько же средств, сколько три года назад. Алексей Чернов, гендиректор ИГ «Витус», вспомнил о динамике падения индекса РТС и пообещал, что потратит на корпоратив сумму, соответствующую реалиям. Другие, например Юлия Богушевская, исполнительный директор «Пермского магазина готового бизнеса», и Руслан Исмагилов, руководитель коллекторского направления агентства «Интеллект-С», напротив, собираются отметить Новый год с большим шиком. «Я пытаюсь, как все, сделать скорбное лицо. Но на самом деле пока горевать не о чем, купля-продажа бизнеса сейчас идет особенно хорошо», — призналась г-жа Богушевская.

Пожалуй, юристы и коллекторы — единственные среди собравшихся, кому кризис не только не помешал развиваться, но и сыграл на руку. Николай Рошак, гендиректор птицефабрики «Пермская», констатировал, что сегодняшний дефицит финансов гораздо страшнее дефолта 1998 г.: «В 98-м я брал кредиты под 200%, и было легче, чем сейчас. Сегодня банки просто перестали давать в долг. Поставщики давали товар в рассрочку на месяц и более. Теперь они просят предоплату, и мне нечем расплатиться до реализации».

Все собравшиеся сошлись на том, что стабилизационные деньги, выделяемые правительством РФ, до реального сектора вряд ли дойдут. «Те несколько сотен миллиардов рублей, которые раздали госбанкам, получат, возможно, десяток крупнейших банков страны. Но в основном эти средства сейчас транзитом переводятся в кэптивные банки, на офшорные счета», — досадовал Алексей Чернов. В целом, к власти у большинства присутствующих оказалось немало претензий. «Они же сейчас решают совершенно другие проблемы!», «Очень интересно посмотреть на генплан города, инкрустированный стразами Сваровски!» — доносилось из зала.

Борис Галкин, владелец ГК «Паритет», обратил внимание, что, несмотря на объявление кризиса, до Перми реально он пока не докатился: «Наступило 22 июня 1941 года: в Бресте уже бомбят, а в Перми думают, запасаться ли спичками. Поэтому большинство сейчас испытывают состояние панического ожидания».

Эксперты дискуссионного клуба пытались держаться, как на переговорах о продаже собственного бизнеса — так, чтобы ни один дрогнувший мускул лица не выдал их истинных эмоций и ожиданий. Но даже дипломатичные улыбки не могли скрыть их тревогу, ведь большинство пермских компаний сегодня находятся между молотом и наковальней. С одной стороны — невозможно получить кредиты, с другой — снижается спрос, падают доходы и финансироваться с оборота сложно.

В такой ситуации, столкнувшись с дефицитом средств, пермские предприниматели стали массово снижать издержки. Алексей Чернов выразил убеждение, что только работа с затратами — снижение кредитного плеча, продажа непрофильных активов и урезание затрат на персонал — позволит компенсировать нехватку средств в компании.

Участники дискуссионного клуба констатировали кризис потребления: по их наблюдениям, потребительский спрос упал на 20%. Николай Рошак призвал бороться с ним, снижая себестоимость и цены. «Надо выживать всем вместе и не держать цены высокими. Я попытался снизить отпускные цены для сетей, но они не меняют ценники на полках! Мы теряем конечных покупателей. Уже расфасовали свою несчастную курицу всеми способами, для всех уровней достатка, и все равно теряем».

Эксперты заметили, что сейчас наступил момент для всеобщего снижения себестоимости, и значит, маржи, потому что цены на разных рынках снижаются. «Цены на металлы упали в два раза!» — донеслось из зала. Антон Толмачев, директор РА Lege Artis, сообщил, что наружная реклама упала в цене уже на 50-70%. Г-н Рошак добавил, что хотел взять банковский кредит, чтобы вложиться в снижение себестоимости продукта своих фабрик, но получил отказ. Андрей Кузнецов, директор межрегионального филиала сотовой связи компании «Уралсвязьинформ», согласился снижать себестоимость, но не представляет, как это сделать, если долговые обязательства УСИ возрастают в два раза.

Алексей Чернов обратил внимание собравшихся на то, что государственная тарифная политика не дает адекватно снижать себестоимость продукции и услуг. «Собираются монополисты и повышают тарифы на 20-25%, и просьбы промышленников заморозить тарифы хотя бы на 2009 год их не трогают», — подметил он. «Но как бизнес договорится между собой, если с государством не может договориться?» — усомнился Антон Толмачев. Юлия Богушевская в ответ на его реплику призвала всех присутствующих договориться прямо здесь и сейчас: «Пусть Борис Галкин немножко снизит цену на рекламу Рошаку, а Рошак курицу дешевле продает». Из зала донеслось: «Это рынок должен выстраивать пропорции!», на что Борис Галкин мрачно ответил, что во время войны рынка нет.

Дополнительные деньги можно получить за счет экономии на персонале, уверен Алексей Чернов и для примера привел входящий в его холдинг Камский завод металлических сеток: «Раньше мои рабочие приходили и требовали повысить зарплату, угрожали уйти на стройки шабашить. Теперь я могу платить им гораздо меньше, чем еще пару месяцев назад, или увольнять». Антон Толмачев усомнился в том, что увольнения — эффективный способ решения проблем: «Как только безработица превысит определенный предел, мы получим революцию. Вы не боитесь, что они перекроют федеральную трассу и в лобовое стекло вашего джипа прилетит камень?». Татьяна Зотова, директор Пермского филиала Металлинвестбанка, в пику общему мнению сказала, что сейчас лучше, наоборот, вкладывать деньги в команду. Г-н Галкин согласился с ней: те, кто инвестирует в персонал, особенно в активных продавцов, будет иметь несомненные конкурентные преимущества.

Когда одни компании разоряются и теряют свою долю рынка, другие тут же занимают их место. Это позволяет развивать бизнес и в кризис, и в этом никто не усомнился. Но вот вопрос — на что? Тем, кто развивался на короткие кредиты, в том числе около 50% промышленности, через несколько месяцев пророчат технический дефолт. Но деньги в стране есть, нужно только найти место, где они лежат. Алексей Бушуев заметил, что получить финансовые вливания на развитие можно за счет продажи 50-70% бизнеса стороннему инвестору — в Перми такие сделки уже идут. «Продаются те компании, в которые раньше вход был под запретом, — это недра, полезные ископаемые, которые будут востребованы всегда. И на этом рынке предложение уже практически превышает спрос», — подчеркнул он.

Еще один источник финансов — это прибыль от продаж. Николай Рошак привел в пример опыт сети «Виват»: «Виват», у которого были рассрочки платежей поставщикам, объявил распродажу, тем самым увеличил объемы реализации и быстро получил деньги на выплату своих обязательств, практически бесплатный кредит».

Борис Галкин предложил г-ну Рошаку самому продавать большую часть своей продукции, чтобы не зависеть от сетей и увеличивать оборот: купить прицепы типа «Купава» и торговать самостоятельно без сетевых наценок. Николай Рошак признал его идею интересной, но добавил ложку дегтя: «Сколько нужно прицепов, чтобы продать в день 100 тонн мяса? Для такого проекта требуется оборотный капитал. А деньги взять неоткуда».

Пополнить кошелек предприниматели могут за счет расширения географии работы и вхождения в проекты, которые финансируются государством. По мнению Бориса Галкина, бизнес, распределенный тонким слоем по карте РФ, имеет лучшие шансы на прибыль. «Есть сегодня в стране регионы, которые будут развиваться на государственные деньги. Например, юг, мы туда уже зашли». Выяснилось, что одна из компаний г-на Галкина выиграла российский тендер на оформление автозаправочных комплексов по Краснодарскому краю.

Владимир Пастернак, генеральный директор «Берег менеджмент», согласился, что у государства сейчас много денег, и дал присутствующим конкретный совет: «Будет легче тем, кто находится при власть имущих. Надо встать поближе. Как? Идешь, в бане паришься, в родственники записываешься и так далее».

После изъятия вкладов из банков в карманах населения тоже осело много денег, вспомнили участники дискоклуба. «Есть люди, которые сидят на мешках наличности и ждут, когда все начнет продаваться по цене металлолома. Надо искать этих людей и пускать в качестве инвесторов в свой бизнес», — предложил г-н Бушуев. Александр Бодров, генеральный директор «Стройбизнескапитала», выдал такой вариант: открывать новое бизнес-направление, впускать в это направление инвесторов-физлиц и выступать для него управляющей компанией.

Алексей Бушуев призвал участников дискуссионного клуба искать новые пустые ниши и вкладываться в бизнес-проекты, где затрат на копейку, а «выхлоп» — на миллион. Редакция «ДК» привела в пример одного предпринимателя, который намерен скупать маленькие дрожжевые комбинаты, потому что считает, что из-за кризиса вырастет спрос на самогон. Однако на призыв делиться идеями таких проектов присутствующие отреагировали сдержанно. Антон Толмачев озвучил то, что, видимо, пугало всех: «Надо искать те ниши, в которые никто не ударил. Но зачем мы будем делиться своими мыслями на этот счет? Приедем покупать дрожжевые заводики, а их уже кто-нибудь купил».

Однозначно разбогатеют на кризисе психотерапевты и коллекторы, согласились собравшиеся. Руслан Исмагилов сообщил, что объемы коллекторского направления «Интеллект-С» выросли на 50-60%.

Информационный партнер — PRM.RU

Самое читаемое
  • Основатель «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесуОснователь «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесу
  • Промышленные предприятия России погружаются в пессимизмПромышленные предприятия России погружаются в пессимизм
  • В дочерних структурах Сбера началась оптимизация ИТ-персоналаВ дочерних структурах Сбера началась оптимизация ИТ-персонала
  • В Уральской таможне отреагировали на закрытие пункта международного почтового обменаВ Уральской таможне отреагировали на закрытие пункта международного почтового обмена
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.