Главная проблема российского государства — само государство
Сергей Гуриев*, ректор Российской экономической школы, дает несколько рекомендаций первым лицам страны - что делать в первую очередь, чтобы снизить катастрофическую неэффективность государства
Думаю, в отечественном экономическом сообществе сложился абсолютный консенсус относительно того, какие проблемы являются самыми главными в российской экономике, политике, обществе. Отвечая на вопрос, какие проблемы необходимо решить в первую очередь для того, чтоб Россия реализовала свой потенциал, уже трудно оспаривать, что главной проблемой государства является само государство. Его неспособность отвечать на те самые ключевые экономические, политические и социальные вызовы.
Даже если мы откроем программную статью в «Ведомостях» кандидата в президенты Владимира Путина, то увидим, что там сказано об этом абсолютно точно. Владимир Путин много говорит и о необходимости борьбы с коррупцией, о сокращении присутствия государства в экономике, о повышении эффективности госрасходов, и даже об «отказе от откатов». Но на самом деле эти проблемы признаны всеми до такой степени, что даже и спорить тут не о чем. Вопрос заключается в том, какие конкретные действия будут предприняты для того, чтоб решить эти проблемы. И здесь, к сожалению, приходится признать, что у нас до сих пор нет понимания, почему эти проблемы не были решены в последние годы, ни представления, есть ли план по их разрешению на ближайшее время.
Хотел бы предложить контуры такого плана, набор реперных точек, по которым мы сможем судить, снижается ли острота этих проблем или нет.
Во‑первых, снижение присутствия государства в экономике. Здесь все просто: в ближайшие годы мы либо увидим, либо не увидим масштабную приватизацию российских госкомпаний. Несмотря на все разговоры о разгосударствлении госкомпаний, за последние годы был приватизирован большой миноритарный пакет банка ВТБ, но это после того, как государство увеличило присутствие в банке ВТБ в 2009 г. Присутствие государства в экономике не только не сократилось, а даже увеличилось, и недавняя сделка про приобретению «Тройки Диалог» Сбербанком, несмотря на всю ее успешность и перспективность, пример как раз такого рода.
Лишь когда мы увидим, что государство уходит из нефтяного сектора, реструктурирует и распродает газовые активы, выходит из капитала банков, авиакомпаний, вот тогда мы не на словах, а на деле убедимся, что уходим от госкапитализма.
Вторая центральная проблема, как ее называет Владимир Путин — системная коррупция. Как можно с такой коррупцией бороться? Есть, конечно, политические решения — сделать политическую систему более конкурентной и прозрачной. Но и в рамках существующей политической системы можно сделать многое. В первую очередь это то, что по‑английски именуются high profile corruption cases — трудно подобрать русский эквивалент, но, вероятно, ближе всего «коррупционные скандалы». По таким делам надо принимать давно назревшие решения и это надо делать быстро. Нужно перестать затягивать ратификацию 20 статьи Конвенции ООН «О незаконном обогащении», которая сразу даст серьезные аргументы для многих решений по коррупционным делам.
Третья проблема — бизнес‑климат. Да, к нам и сейчас приходят зарубежные инвесторы, потому что потенциал России огромный. У нас есть все, чтоб расти гораздо быстрее, чем на 4% в год. Но часть инвесторов — и их больше — уходят из России. За прошлый год чистый отток капитала составил 5% от ВВП, это огромная цифра. Я думаю, это связано с тем, что инвесторы перестали верить в волю российского правительства бороться с коррупцией. Но есть несколько простых вещей, которые с моей точки зрения нужно сделать, чтоб доказать, что российское государство улучшает бизнес‑климат. Например, помиловать Михаила Ходорковского*. Или уволить с госслужбы всех чиновников, замешанных в деле Сергея Магнитского.
Об откатах. Необходимо резко повысить прозрачность бюджетных расходов. Ничего здесь сложного нет, не бином Ньютона. Уже сейчас госзакупки являются достаточно прозрачными, но сами расчеты, перечисления средств — нет. По самым скандальным ситуациям, которые хорошо известны, решения не принимаются.
Если предпринять действия по этим четырем группам проблем, мы увидим серьезный приток инвестиций уже в ближайшее время. Эти проблемы настолько дорого обходятся государству, что даже их частичное решение даст огромный экономический эффект, который приведет к ускорению темпов экономического роста.
Колонка написана на основании выступления на конференции «Тройки Диалог» и Сбербанка «Россия 2012»