Госпрограмма «Льготный лизинг» эффективно поддержала автопром
В декабре закончила действие программа льготного лизинга при поддержке Минпромторга, которая была запущена 15 мая 2015 года.
По условиям программы физическим и юридическим лицам предлагалась автомобильная техника в лизинг с предоставлением 10% субсидии по авансовому платежу. Недополученные доходы лизинговых компаний компенсировались из федерального бюджета.
В программе приняла участие 51 российская лизинговая компания. «Балтийский лизинг» наряду с компаниями «ВЭБ-лизинг», «Европлан», ВТБ Лизинг и «Каркаде» оказался в числе лидеров по количеству совершенных сделок. Впервые государственную поддержку также получил новый для российского рынка механизм приобретения автомобилей - льготный лизинг для физических лиц.
Стоит отметить, что программа льготного лизинга получила позитивные отклики как от клиентов, так и от лизинговых компаний. Согласно анкетированию, проведенному RAEX, у большинства участников рынка за первое полугодие доля автомобилей, переданных в рамках госпрограммы, достигла более 30%. Недостатком программы Минпромторга, по мнению экспертов, стал небольшой объем средств (2,5 млрд рублей), которого не хватило на весь срок ее действия (лимиты по льготному лизингу были выбраны еще в октябре). Всего по данным Минпромторга России, в рамках программы льготного лизинга было реализовано более 27 тысяч транспортных средств.
По словам Евгения Колесова, начальника отдела маркетинга компании «Балтийский лизинг», сама процедура программы была организована четко и понятно для работы как клиентам, так и лизинговым компаниям. Ограниченный и понятный набор критериев давал возможность сразу на переговорах с клиентом сказать, попадает ли заинтересовавшая его машина под условия программы, и сразу сформировать необходимый график лизинговых платежей.
«Полностью соглашусь с мнением коллег о том, что господдержка существенно оживила рынок, - говорит Евгений Колесов. - Это отчетливо видно, если сравнивать различные модели автотранспорта одного класса, отвечающие или не отвечающие условиям госпрограммы. Динамика продаж данных марок при сравнении наблюдается соответствующая».
По оценкам RAEX, доля автосегмента за январь–сентябрь 2015 года достигла около 37% нового бизнеса, однако в абсолютном выражении сегмент сократился на 16%. Без запуска госпрограммы его сжатие могло составить не менее 30%.
Так, по состоянию на начало декабря 2015 года компания «Балтийский лизинг» заключила 2299 договоров по программе «Льготный лизинг» от Минпромторга, на сумму более 4,1 мрлд рублей.
По словам Евгения Колесова, наиболее активным спросом в компании пользовались автомобили, попадающие под субсидию, а наименьшим – автомобили, которые в РФ не производятся. Причем интерес у клиентов вызывали не только бюджетные модели, но и авто премиум-сегмента. Также популярны были те марки автомобилей, российские представительства которых к программе льготного лизинга Минпромторга подготовили собственные специальные предложения совместно с лизинговыми компаниями. Суммарная выгода для клиента по таким программам иногда составляла до 23% первоначальной стоимости автомобиля.
Приняв во внимание, что уже в октябре предварительно выделенный лимит средств на программу господдержки был практически полностью исчерпан, правительство РФ планирует в следующем 2016 году выделить бОльшие средства на поддержку отечественного автопрома. К тому же сейчас Фондом развития промышленности разрабатывается аналогичная программа поддержки субсидирования оборудования. Представители компании «Балтийский лизинг» являются участниками рабочей группы по подготовке данной программы. По сути в нее закладываются аналогичные эффективные механизмы, но, к сожалению, в отличие от программы льготного лизинга, планируется, что она будет распространяться на менее широкий круг потенциальных клиентов.