Михаил Ходорковский*: что будет завтра, не знает никто, даже сам Путин
Бывший глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский* может стать обвиняемым по делу об убийстве мэра Нефтеюганска. В беседе с журналистами он рассказал о новых преследованиях и своей сегодняшней деятельности.
Обвинение готовилось впопыхах
Ходорковский* заявил, что власти, поочередно предъявляя ему обвинения в неуплате налогов, мошенничестве, убийстве и госизмене, «работают на аудиторию», и «у них эта аудитория — один человек». Он объяснил, почему именно сейчас на него заводятся все новые дела.
«Команда была дана в начале лета. Была сформирована группа, координируемая ФСБ, туда были вовлечены чуть ли не все ведомства. Почему сейчас — просто дали пинка исполнителям. Мы даже посмеялись с коллегами, что народ совершенно разучился работать, даже документы неправильно составили: сначала прислали документ о вызове на допрос в качестве обвиняемого, потом вспомнили — и прислали документ о вызове для предъявления обвинения. Все делали впопыхах».
«Не планирую заниматься возвратом активов»
Ходорковский* рассказал, что после выхода из колонии сразу встретился с коллегами по ЮКОСу, в том числе с Леонидом Невзлиным**.
«Рассказал им о своих планах, сказал, что я не планирую возвращаться к бизнес-карьере, не планирую заниматься возвратом активов. Не потому, что я там чего-то боюсь или кому-то что-то обещал. Имеющихся ресурсов мне достаточно для решения задач, которые передо мной стоят. И тратить время на обретение новых ресурсов у меня нет необходимости».
Никто не скажет Путину: вам врали
Ходорковский* рассказал, что временами созванивается с Платоном Лебедевым**.
«Я не знал его всерьез до всего случившегося, все-таки был человек на четвертом уровне управления. Но это оказался человек с большой буквы. Пожизненное заключение — это страшно, поверьте мне. Человек сидит в таких условиях уже 12 лет и при этом сохраняет мужество. Все, что зависит от меня, для его освобождения я был готов сделать. К глубокому сожалению, сегодня не существует честных людей в спецслужбах, готовых прийти к президенту и сказать: Владимир Владимирович, вам врали...»
Быть оппозиционером в России опасно
«Я не способен в нынешней ситуации, да думаю, что и никто не способен, гарантировать безопасность людям, занимающимся оппозиционной общественной деятельностью в России. Начиная эту деятельность, вступая на эту стезю, люди принимают на себя серьезные риски. Естественно, они могут рассчитывать и на какие-то преимущества в будущем, когда режим сменится».
О трех войнах России
Ходорковский* считает, что внешнеполитическая ситуация в России непредсказуема, имею место «постоянные изменения законодательства и практики правоприменения в сторону дальнейших репрессий».
«…Кто сойдет с ума завтра, какой закон или какая практика будет завтра, ни я, ни вы, думаю, ни сам Путин предсказать не можем. Что произойдет, если ситуация в стране будет развиваться так, как она развивается сейчас? За последние пару лет произошло падение уровня жизни на 20%, заметно связанное с этим социальное напряжение. Есть по крайней мере две войны по периметру страны. И сейчас все больше начали говорить про Афганистан. Вот еще нам не хватает третьей войны!»
О Кадырове и убийстве Немцова
По мнению Ходорковского*, к убийству политика Бориса Немцова причастно «ближайшее окружение Рамзана Кадырова».
«Как оказалось, Путин, для которого гибель Немцова в 100 м от Кремля была неприятной неожиданностью, даже в этой ситуации не готов пойти на то, чтобы всерьез подорвать позиции такого столпа своего режима, как Кадыров. Это его политическое решение, ему за него и нести ответственность».
В российской элите есть и «отмороженные» люди, и вполне адекватные
На вопрос о том, кого из сегодняшней российской элиты - бизнесменов, чиновников, политиков - он мог бы назвать единомышленником, Ходорковский* ответил с осторожностью.
«Вы прекрасно понимаете, что назвать людей, с которыми я непосредственно взаимодействую, с моей стороны было бы некорректно. Потому что у этих людей могли бы возникнуть дополнительные проблемы. Но, без всякого сомнения, сегодня в российской политической и экономической элите присутствуют самые разные люди, в том числе полностью отмороженные, которые пытаются жить как в последний день — используя весь свой политический ресурс, чтобы ухватить последнее. Такой знаменательный пример последних дней — Ротенберги… Но есть и вполне нормальные, адекватные люди, которые при иной ситуации прекрасно бы работали в конкурентном, открытом, демократическом обществе. Среди них можно назвать и тех людей, которые для меня не являются такими уж близкими, они в разное время по-разному ко мне относились: это [Алексей] Кудрин, [Герман] Греф, тот же [Алексей] Улюкаев, та же [Эльвира] Набиуллина. Это, в общем, люди, с которыми мы бы прекрасно работали».
*Леонид Невзлин* - российско-израильский предприниматель и общественный деятель, один из бывших руководителей нефтяной компании «ЮКОС». Скрывается от российского правосудия в Израиле, обвиняется в совершении тяжких (организация убийств) уголовных преступлений, заочно приговорен российским судом к пожизненному заключению.
**Платон Лебедев - Платон Леонидович Лебедев — российский бизнесмен, соучредитель банка «МЕНАТЕП», с 1996 года — член правления нефтяной компании «ЮКОС». Отбыл 10,5 лет заключения в колонии общего режима по обвинению в хищениях, неуплате налогов, легализации похищенных средств.
* - выполняет функции иностранного агента