Идея для бизнеса - это лишь 25% успеха
Меня часто спрашивают, как сделать стартап успешным. Но ответа на этот вопрос нет и быть не может. Хотя есть несколько советов, которые я обычно даю тем, кто начинает бизнес.
Не стоит ждать, что успех найдет тебя сам. Все случайности - это заранее подготовленные вещи. Если ты будешь сидеть, «случайностей» не будет. Я вкалывал, писал ночами программы для космической отрасли, который и принесли мне успех.
Создавая бизнес, нельзя разрабатывать только один четкий план действий и держаться за него до последнего. Выигрывает тот, кто гибок и умеет приспосабливаться к обстоятельствам, не противясь им. У вас всегда должна быть запасная стратегия. И секрет в том, что определить эту запасную стратегию нужно заранее, на берегу. Представьте, что вы переплываете большое море. Курс может поменяться в любой момент, я могу не успеть быстро среагировать, и затону.
Настройтесь на глобальную игру. В какой-то момент вы понимаете, что одно дело переплывать лужу, другое – озеро, и совсем не тоже самое - океан. Сколько бизнесов умирали из-за того, что не могли справиться с интенсивным развитием. Чтобы этого не случилось – определитесь с командой, которая также сможет принимать решения, делегируемые вами.
Идея для бизнеса – это всего 25% успеха. Остальное - это технологии и прототип. Советский Союз делал замечательные прототипы, собранные на коленках, но которые опережали американскую технику. Однако, превращение прототипа в продукт – это не только техническое решение, а еще много других вещей. И уже только потом стоит задача превращение продукта в бизнес. Этого в России еще не умеют.
Важно уметь заводить полезные знакомства. Приведу в пример историю из моей жизни. В 2003 году, когда я переходил из предпринимателя в инвестора, встретился в кафе с одним бизнесменом. Мы сидели и рисовали схемы. А по кафе ходил мальчик и продавал игрушки. Я решил купить у него плюшевого мишку и таким образом помочь ему. Заплатив 600 рублей, я понял, что не знаю, куда деть мишку - у меня в этот день были важные деловые встречи. Я подошел к соседнему столику и подарил мишку девушке, которая сидела с парнем. Через какое-то время к нам подошел тот парень с девушкой и какими-то бугаями. Я подумал, что сделал что-то не то. Затем один из них взял мой блокнот, написал свой номер и сказал: «Если нужна нефть, позвони».
Деньги и ниши. В Силиконовой долине действует формула оценки стартапов. Они считают, что любой стартап стоит $4 млн., а потом начинают эту сумму корректировать. Первый миллион дают предпринимателю, создающему не первый бизнес, имеющему опыт построения проекта. Если выбран растущий бизнес-сегмент – плюс еще миллион. Если есть бизнес-решение, которое защищено от конкурентов – третий миллион. Этот третий миллион в интернет-проектах получить очень сложно, потому что бизнес в сети может построить каждый, очень трудно здесь сделать что-то уникальное. Еще 1 млн - за то, что вы строите решение проблемы, которое будет очень востребовано. То есть играете в игру, в которую сложно сыграть.
В России несколько иная ситуация. У нас активными темпами растет интернет - мы уже первые в Европе по количеству интернет пользователям, обошли Германию, растет и покрытие сотовой связи, широкополосный интернет и т.д. Это говорит о том, что Россия становится все более интересной для интернет-бизнеса. К нам уже присматриваются европейцы, которые прежде вкладывали капиталы в стартапы в Америке. Но у США один существенный недостаток – расстояния. Летать постоянно на другой континент, тратить свою жизнь на эти перелеты, многим уже надоело. У меня самого стареющие родители, мне хочется больше бывать рядом с ними, это не зов родины, а уже некие обязательства. Поэтому инвесторы из маленьких европейских стран присматриваются к России, как более близкой и адекватной для бизнеса площадке.
И нашим властям пора уже бороться не с утечкой мозгов, а за приток мозгов. Сегодня как никогда бизнес в России возможен, хотя пока и не так дорого стоит, как в Америке. Google в 2009 году купила 42 американские IT-компании, только две из них за $400-500 млн, а средний чек на остальные 40 компаний - $25 млн. В России цены значительно ниже, у нас средний чек на такой бизнес от силы $10 млн. Но это неплохо, нам есть куда расти. Это сигнал для инвесторов.
Александр Галицкий, создатель венчурного фонда Almaz Capital Partners, член совета директоров Сколково